Директор Pirelli Motorsport Пол Хембри подвёл первые итоги тестов в Барселоне и рассказал о задачах, которые стоят перед шинниками в начале сезона.
Вопрос: Какие выводы можно сделать после сегодняшних тестов дождевой резины? Ведь в солнечную погоду на трассе крайне сложно создать идеальные условия для таких тестов…
Пол Хембри: Тем не менее, мы смогли получить ту информацию, на которую рассчитывали, ведь понятно, что у более широких шин пятно контакта намного больше, а удельное давление на поверхность асфальта меньше. Поэтому мы предвидели, что прогревать такие шины сложнее, так что работа с дождевой резиной будет продолжена. На самом деле, она уже идёт, и на проблему прогрева резины надо обратить особое внимание.
Так что тесты были полезными, поскольку проведение испытаний дождевых шин – один из самых сложных аспектов нашей работы, поскольку почти нигде нет оборудования, которое позволяло бы контролировать уровень воды на асфальте. Есть заводской полигон Ferrari во Фьорано, который мы пару раз уже использовали, но больше таких условий нет нигде в мире, поэтому в Барселоне приходится применять поливальные машины, а это, как вы понимаете, не самая совершенная технология.
Поэтому условия по ходу тестов постоянно меняются – речь и о количестве воды на асфальте, и о температурах – но всё-таки мы видим, что с прогревом шин есть проблемы, а это подтверждает наши предположения. Поэтому в Pirelli идёт уже поиск решения.
Вопрос: Что именно нужно сделать для решения этой проблемы?
Пол Хембри: Мы должны изменить диапазон рабочих температур этих составов. В любом случае мы собирались это сделать с шинами для сильного дождя, тем более что после ухода автомобиля безопасности старты теперь будут даваться с места, и в прошлом году гонщики жаловались, что не могут добиться нормального прогрева этой резины. Но сегодня мы также видели, что проблемы были и с промежуточными шинами, а это реальное следствие перехода на более широкую резину, ведь в прошлом году команды просили нас не трогать эти шины и ничего в них не менять.
Но теперь мы видим, что придётся что-то делать и с ними. Однако выявить эти моменты можно только в ходе тестов на реальной трассе и работая с машинами 2017 года.
Вопрос: Когда вы сможете внести изменения в резину?
Пол Хембри: Есть разные уровни этой работы, и какие-то изменения мы подготовим только к следующему году, но в этом сезоне нужно сосредоточиться на работе с составами. Что тоже нельзя сделать быстро. Но основное направление такое: нужно добиться, чтобы нижний предел рабочего диапазона температур стал ещё ниже.
Вопрос: И всё-таки, в какие временные рамки вы хотите уложиться с этой работой? Планируете успеть к Мельбурну, или это произойдёт позже?
Пол Хембри: Ситуация такова, что нам почти хочется, чтобы было два варианта состава дождевой резины – один для более тёплых условий, а второй – для таких трасс, как Сильверстоун и Спа, где температуры намного ниже.
Я не исключаю, что какие-то изменения составов могут быть готовы к китайскому этапу чемпионата. И если в ходе наших исследований мы получим некий окончательный результат, его уже можно будет тестировать.
Вопрос: У Pirelli заключён трёхлетний контракт с Формулой 1, который истекает в конце 2019 года. Вы ещё не обсуждали с Liberty Media возможность продления этих договорённостей?
Пол Хембри: Ещё даже первая гонка сезона не прошла, так что мы пока не контактировали. Пока рано обсуждать этот вопрос даже на уровне нашей компании, ведь сначала надо понять, в каком направлении будет развиваться спорт, поэтому предстоит многое обсудить, понять, как будут меняться правила, как изменится география чемпионата, и так далее. Хочется понять, каким видится будущее Формулы 1, ведь у команд контракт только до 2020 года, и всем интересно, что будет в 2021 году.
Но я уверен, что время обсуждать все эти вопросы наступит в начале 2018-го.
Вопрос: Вы довольны тем, как работают слики на этих тестах?
Пол Хембри: Да. Изменения очень серьёзные, но мы были уверены в правильности выбранного направления, и, например, по поводу износа шин ни у кого вопросов нет. Нам приятно, что гонщики отметили изменения в параметрах резины, они теперь могут атаковать более агрессивно, хотя пока у нас нет полной картины поведения шин на дистанции всей гонки. Уровень деградации снизился, возможно, даже слишком. Конечно, в какой-то мере это явление осталось, но пока резина работает нормально и изнашивается незначительно.
Но я предлагаю дождаться более тёплой погоды, и когда температура асфальта будет на 20 градусов выше, возможно, результаты прохождения кругов улучшатся ещё на три секунды. Так что пока мы более-менее довольны. В ситуации, когда перемены в регламенте носят столь радикальный характер, темпы модернизации будут очень высокими, и по ходу сезона машины тоже могут серьёзно измениться.
Вопрос: Некоторые гонщики говорят, что дистанцию Гран При можно будет проехать с единственным пит-стопом…
Пол Хембри: Возможно, так и будет. Судя по уровню износа шин Soft на этой трассе, одного пит-стопа может быть достаточно. Но уже по ходу прошлого сезона тенденция была такая, что пит-стопов становилось все меньше, когда мы начали активнее применять технологии, препятствующие перегреву резины. Но всё всегда зависит от того, какую резину нас просят изготовить.
Вопрос: Когда вы проводили первые испытания новых шин в прошлом году, вы ориентировались на расчётные данные о нагрузках и прижимной силе, полученные от команд. После первой серии тестов вы можете сказать, в какой мере те расчёты были верными?
Пол Хембри: Мы пока ещё анализируем это, и вы же понимаете: то, что мы видим сейчас, будет отличаться от того, что ждёт нас в Мельбурне. Думаю, правильнее всего дождаться австралийского гоночного уик-энда, и вечером в субботу многое станет понятно.
Вопрос: Что было сложнее для Pirelli, прийти в Формулу 1 или разработать эти новые шины для 2017 года?
Пол Хембри: Конечно, прийти в чемпионат, ведь тогда у нас ещё не была создана необходимая инфраструктура, причём я имею в виду даже самые простые моменты, например, у нас не было главного повара, который бы руководил отделом кейтеринга. Если же говорить конкретно о процессе разработки шин, то сложности были сравнимые, что тогда, что сейчас, но разница в том, что тогда в нашем распоряжении была машина Toyota, которая на тот момент вполне ещё годилась для шинных тестов.
А сейчас серьёзные трудности заключались в том, что мы вынуждены были опираться на расчётные данные, на результаты компьютерного моделирования, поскольку реальных машин 2017 года ещё не было. Но это сложности уже другого рода, и фактически мы приступили к работе только в июне – только тогда наступила какая-то определённость. Весь цикл с нуля до первых тестов в Барселоне занял девять месяцев.
Вопрос: Нравятся ли вам новые машины?
Пол Хембри: Нравятся, вот только, если честно, я не большой поклонник «акульих плавников». Ведь были серьёзные дискуссии, разрешать их или нет. Если бы не эти плавники, машины бы выглядели ещё агрессивнее, их силуэты были бы ещё более низкими и стремительными. Но также надо отметить усилия команд, которые старались добиться, чтобы раскраска машин была максимально привлекательной. Думаю, на болельщиков такие машины тоже произведут хорошее впечатление, особенно если обратить внимание на то, как они проходят скоростные повороты.
Нагрузки, действующие на шины, просто трудно себе представить. Говорят, в каких-то поворотах перегрузки могут достигать уровня 5g – для сравнения, на дорожных спорткарах, на Ferrari или Lamborghini, они не превышают 1,2 - 1,3g. Возможно, какие-нибудь умные медики могут объяснить, что мы приближаемся к пределу возможностей человека, после которого наступает потеря сознания, я не знаю. Но то, что мы видели здесь в 3-м повороте, действительно впечатляет. Думаю, если проехать кругов 30-40 по Сильверстоуну, гонщик будет серьёзно утомлён физически. Хотя, конечно, они интенсивно тренируются и готовятся к таким нагрузкам…
Вопрос: Много говорят о том, что дистанции торможения заметно сократятся…
Пол Хембри: Да, думаю, метров до 30, если мерять до момента вхождения в поворот.
Вопрос: И что будет с обгонами?
Пол Хембри: Пока не знаю, но нам говорят, что они станут зрелищнее, ведь гонщикам придётся действовать более агрессивно, тем более если шины не будут подвержены перегреву, то они смогут преследовать соперника и готовить манёвр на протяжении нескольких кругов, не теряя скорости. Но у меня пока нет информации о том, как ведёт себя машина, когда находится в зоне турбулентности от едущей впереди машины…