В конце следующего года истекает контракт Pirelli с руководством Формулы 1, но итальянская компания не раз выражала желание остаться в чемпионате на более долгий срок, тем более что ее успехи не только создали дополнительную интригу в Формуле 1, но и повысили интерес к самому бренду. В интервью голландскому сайту GPUpdate руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри подвел итоги минувшего сезона и рассказал о планах компании на будущее.
Вопрос: Прежде чем перейти к серьезным вопросам, поговорим о шляпах, которые гонщики надели на подиуме в Остине…
Пол Хембри: Довольно необычно, не так ли? Честно говоря, идея принадлежала мне, а затем мы с парой коллег ее развили. Мы хотели устроить сюрприз, поэтому никому ничего не сказали. Нам показалось, что это должно было быть весело, но это было скорее исключением из правил и больше не повторится даже в Остине. Шляпы отлично подходили настроению праздника и энтузиазму, с которым Гран При Формулы 1 встретили в Остине. Мы подумали, что это здорово.
Вопрос: В 2012 году мы стали свидетелями захватывающей борьбы за титул. Согласны ли вы с тем, что победу одержал сильнейший?
Пол Хембри: Когда сезон состоит из 20-ти гонок, титул достается лучшему гонщику, ведь такое число Гран При исключает случайности. Конечно, в некоторых гонках кто-то из участников попадал в аварию, или же у него возникали механические проблемы, но при таком количестве этапов победительницей все равно становится лучшая команда.
Дело не только в гонщике – в крупных командах за ним стоят 600 или 700 человек. Пилот – лишь элемент огромной команды, которая старается создать отличную машину. Да, я бы сказал, что победу одержал лучший гонщик лучшей команды.
Вопрос: В первых семи гонках было семь разных победителей. Вас удивило столь непредсказуемое начало сезона?
Пол Хембри: Мне кажется, это стало неожиданностью, но дело в том, что значительно уменьшилась разница в скорости машин. После отказа от «выдувного» диффузора и гибких антикрыльев, которые вернулись в последних гонках, в начале сезона отрывы между машинами заметно сократились, и во второй части квалификации случалось, что в одной секунде оказывалось 16 машин. В прошлом году бывало, что двух лидеров разделяло от половины секунды до восьми десятых. Теперь все кардинально изменилось, поэтому даже мелочь могла серьезно повлиять на скорость машин, и в результате начало сезона получилось очень интересным.
Вопрос: В Pirelli довольны итогами минувшего сезона?
Пол Хембри: Мы немного изменили шины, поэтому в начале сезона командам было непросто раскрыть потенциал машин и резины. Я не стану говорить, что им потребовалось много времени, чтобы найти подход к резине – возможно, в тот или иной момент им не удавалось добиться эффективной работы шин. По ходу сезона ситуация постоянно менялась: команды не сразу смогли найти верный баланс температур передних и задних шин, но к концу года справились с этой проблемой.
В ситуации, когда меняется регламент, мы внесли свой вклад в повышение уровня конкуренции в первых гонках. По ходу сезона мы увидели, что команды, обладающие большими ресурсами, начали понемногу создавать отрыв и в последних гонках стали доминировать. Возможно, иногда мы действовали довольно консервативно, но это легко признать после окончания сезона, а решения принимаются за несколько месяцев до гонки.
Мы знаем, что если поставить перед командами сложную задачу, сначала они могут жаловаться, но прагматизм любого главного инженера состоит в том, что пока его команда испытывает те же проблемы, что и ближайший соперник, она должна найти лучшее решение и добиться максимума от машины. Это приятно. Хотя мы говорим об этом каждый год, мне кажется, минувший сезон стал одним из самых интересных за последние несколько лет. Это совершенно очевидно, ведь в этом году было восемь разных победителей, а титул был разыгран в финальной гонке.
Вопрос: В Бразилии команды работали с опытными образцами шин следующего сезона. Каковы впечатления команд и гонщиков?
Пол Хембри: Гонщики мало работали на трассе. Кроме того, асфальт был довольно пыльным, но данные, в целом, соответствовали тем, что мы собрали на своих частных тестах. Команды почти не тестировали новые шины – в основном они работали с обычной резиной Hard, но мы поняли, в каком направлении нужно двигаться. Одним удалось собрать больше данных, другим – меньше, некоторые практически ничего не сделали, так что все оказались в разных ситуациях.
Мне кажется, команды получили некоторое представление о наших планах, но самое главное, они выяснили, что баланс машины изменялся не радикально или, по крайней мере, не настолько, что команды не могли его скорректировать обычными средствами. Этот опыт пригодится им в следующем году.
Вопрос: Дженсон Баттон полагает, что в следующем году резина будет быстрее терять эффективность и работать в более широком диапазоне. Это соответствует вашим целям?
Пол Хембри: В принципе, да. Шины будут быстрее прогреваться и достигать более высокой температуры – в основном потому, что они работают более интенсивно, а при прохождении поворотов пятно контакта с трассой увеличится. Мы стараемся вернуться к прежнему уровню износа и вносим соответствующие изменения в составы, поскольку, честно говоря, в конце сезона резина практически не теряла эффективность, а мы, возможно, пришли не к тем результатам, которых от нас ждали. Возможно, повторилась ситуация некоторых прошлых гонок, когда число пит-стопов уменьшилось до одного. Команды справились с ситуацией, хотя я не скажу, что добиться этого было легко.
Вопрос: Мы видели, что в этом году многие экономили комплекты шин и пропускали финальную часть квалификации. Собираетесь ли вы создавать специальную резину для квалификации?
Пол Хембри: В следующем году этого не произойдет. Возможно, подписав контракт на 2014-й год, мы сделаем командам такое предложение. В конце концов, именно они должны принять решение.
В Формуле 1 неплохой формат квалификации – он отлично работает. Единственный его недостаток – возможность пропускать сессию, чтобы сэкономить резину, за что нас и критикуют. Хотелось бы решить эту проблему: мы могли бы привозить дополнительные комплекты резины или создавать специальные шины для квалификации. На наш взгляд, последний вариант более уместен: благодаря специальному комплекту шин, квалификация могла бы стать более интересной. Все зависит от команд, а сейчас они считают, что даже пропуск сессии создает тактическую интригу и не вызывает проблем.
К сожалению, за это критикуют и нас как производителя резины, поэтому мы считаем, что болельщики хотят увидеть борьбу за стартовые позиции и не понимают, почему команды пропускают квалификационную сессию. В этом году такая практика была менее распространена, поскольку отрывы между машинами сократились: две или три десятых решали судьбу четырех или пяти позиций, поэтому команды были вынуждены участвовать в квалификации, ведь в Формуле 1 стартовая позиция по-прежнему очень важна. С этой точки зрения, проблема была не столь серьезной, как в прошлом году.
Вопрос: Вы упомянули новый контракт. Есть ли новости о том, будет ли он продлен?
Пол Хембри: Мы всегда говорили, что рассчитываем на среднесрочный проект. Если за следующие месяцы, а я предполагаю, что все будет решено в начале года, в Формуле 1 поймут, что хотели бы продолжить сотрудничество с нами, и экономические условия останутся благоприятными, то мы хотели бы остаться в чемпионате. Однако это можно узнать, только наблюдая за развитием компании: Pirelli оказалась в такой же ситуации, что и все автомобильные компании. Везде есть плюсы и минусы, в частности, Европа – очень сложный рынок. К счастью, наша компания представлена во всем мире, а остальные рынки стараются сохранить определенный уровень эффективности бизнеса.
Никогда не знаешь, что нас ждет в будущем: чем дольше продолжается этот период, тем меньше уверенности в будущем. Возможно, мы действительно упадем на дно пропасти и не сможем продолжать работать в Формуле 1. Надеюсь, за ближайшие несколько месяцев нам удастся разобраться в ситуации. Конечно, сейчас совет директоров Pirelli очень доволен результатами нашей работы в Формуле 1. Нам бы хотелось продолжать сотрудничество.
Вопрос: Наконец, будете ли вы на тестах в следующем году использовать какую-то новую машину ?
Пол Хембри: Если мы будем проводить тесты, то можем продолжить использовать шасси 2010 года, хотя нам и предстоит поработать над дождевой резиной. Впрочем, надо сказать, что при подготовке к 2014-му году особенности тестового шасси будут уже не столь важны, поскольку машины изменятся очень заметно. Тем не менее, для работы над рядом аспектов вполне достаточно шасси 2010 года. При подготовке к 2014-му году мы будем активниее использовать симулятор, так что количество виртуальных тестов увеличится.