После Гран При Бразилии Роман Грожан отправился в родную Женеву, чтобы присутствовать на открытии бутика часовой компании Tag Heuer. Журналисты местной газеты Le Matin воспользовались этой возможностью, чтобы обсудить с французским гонщиком итоги прошедшего сезона и поговорить о планах на будущее.
Вопрос: Вы завершили первый в карьере полный сезон в Формуле 1 на восьмой строчке личного зачета. Что вы думаете о его итогах?
Роман Грожан: Ещё рано делать выводы, сезон получился довольно удачным в плане обучения, но у меня были успехи и неудачи. Я несколько раз добивался отличных результатов – они появились даже раньше, чем я предполагал. Произошло и несколько инцидентов, причиной которых стал и тот факт, что я часто стартовал с высоких позиций. Всё это послужило для меня уроком, вместе с командой мы много работали, чтобы решить возникшие проблемы.
Результаты последних гонок оказались более скромными, но итоги финальной части сезона получились гораздо более позитивными в плане обучения и умения контролировать ситуацию.
Вопрос: В начале сезона вы несколько раз поднимались на подиум. Это увеличило прессинг?
Роман Грожан: Как известно, в Формуле 1 невозможно избежать прессинга – он даже разделяется на несколько видов. Чтобы найти баланс, надо их различать.
Вопрос: Вы многому научились?
Роман Грожан: Да. Мир Формулы 1 оказался гораздо сложнее, чем я себе представлял. Когда вы попадаете в чемпионат, приходится преодолеть столько сложностей, что складывается впечатление, что вы поднимаетесь в гору. Только оказавшись на этом пути, вы понимаете, насколько он сложен.
Вопрос: Со стороны кажется, что Формула 1 – это мир, который не знает жалости. Это действительно так?
Роман Грожан: Да, но как всегда на высоком уровне. То же самое происходит в частном банке или часовой компании. Когда ставки столь высоки, места для жалости нет. В Формуле 1 редко бывают вакансии, так что не стоит ждать подарков.
Вопрос: В такой обстановке можно ли завести дружеские отношения с кем-то из гонщиков?
Роман Грожан: Да. Кроме уважения, которое мы друг к другу испытываем, порой складываются и более доверительные отношения. Лично у меня хорошие отношения с Фернандо Алонсо, мы часто общаемся по ходу гоночного уик-энда, хотя и не настолько дружны, чтобы вместе проводить отпуск. Эта дружба началась еще в 2009 году, когда мы выступали в одной команде.
Вопрос: Вы по-прежнему получаете удовольствие от пилотирования?
Роман Грожан: Конечно. Я занимаюсь любимым делом, требующим энергии и жертв. Если вы не получаете удовольствия, нет смысла продолжать.
Вопрос: После инцидента на Гран При Бельгии вы сказали, что ключ к проблемам – в вас самом. Вы его нашли?
Роман Грожан: Мне кажется, я всё ближе к разгадке. Я не скажу вам, о чем идет речь – это личное.
Вопрос: В вашей жизни начинается спокойный период. Пора вернуться за кулинарию. Вы действительно научились готовить, чтобы похудеть?
Роман Грожан: Да. Всё началось с мотивации. Меня попросили немного сбросить вес. Это произошло в то время, когда я жил один и должен был сам готовить себе еду. Мне немного надоела курица со стручковой фасолью, и я начал искать рецепты вкусной диетической пищи. Затем это превратилось в хобби. Оставшись без контракта в 2009-м, я хотел даже пойти на курсы кулинаров, чтобы усовершенствовать свое мастерство или даже сменить профессию.
Вопрос: Всё закончилось тем, что вы стали поваром одного из парижских ресторанов…
Роман Грожан: Вы правы. Я готовил для клиентов Père Claude. Это ресторан традиционной французской кухни. Я провел много времени у плиты и встретил там самых известных шеф-поваров.
Вопрос: Ваш дед был вице-чемпионом по лыжам. А вы?
Роман Грожан: У меня были неплохие способности, но я никогда не участвовал в соревнованиях. Были истории, связанные с допингом. В один прекрасный день мой отец захотел, чтобы я оставил этот путь.
Вопрос: Вы занимаетесь управлением капитала, стали лицом часовой компании Tag Heuer. Удалось ли сохранить швейцарский менталитет?
Роман Грожан: Моя национальность всегда вызывала много споров. Я европеец, и я горжусь тем, что я такой же швейцарец, как и француз. Мою карьеру всегда поддерживали во Франции, будь то Renault или Total. Вполне естественно, ведь я выступаю по французской лицензии. Однако я недавно ездил в США и Бразилию по швейцарскому паспорту. Я не испытываю стыда, когда показываю его на таможне.
Вопрос: Что вы ждете от следующего сезона?
Роман Грожан: Контракта с командой. Кроме того, я хочу максимально использовать свои успехи и неудачи, чтобы набраться опыта и провести сезон так, чтобы раскрыть свой потенциал.