Минувший сезон давно признан одним из самых интересных в истории чемпионата не только потому, что в первых семи гонках было семь разных победителей, а сражение за титул продолжалось вплоть до последнего круга финальной гонки, но и потому, что впервые за долгое время напряженная борьба шла на всех уровнях пелотона. Бывший совладелец и руководитель команды Minardi (ныне Toro Rosso) Джанкарло Минарди поделился впечатлениями о прошедшем сезоне и рассказал о проблемах автоспорта в Италии.
Вопрос: Гран При Бразилии завершил один из самых интересных сезонов в истории Формулы 1…
Джанкарло Минарди: По ходу всего сезона гонщики боролись до конца, и это противоборство продолжилось даже после финиша финальной гонки, пока FIA и Ferrari не прояснили вопрос, касающийся желтых флагов. В любом случае победа досталась лучшему гонщику сильнейшей команды, располагавшему лучшей машиной.
Вопрос: По ходу сезона у Red Bull Racing и McLaren были успехи и неудачи, а Ferrari оказалась наиболее стабильной командой…
Джанкарло Минарди: Если посмотреть на сезон в целом, то Red Bull Racing неудачно начала год из-за проблем с резиной, однако ей удалось быстро их решить и вместе с Феттелем начать выигрывать. Эта команда останется сильной и в будущем, но, к счастью для соперников, у нее есть и слабые стороны – надежность, заминки на пит-стопах и недостаток контроля над гонщиками.
Мне сложно судить McLaren. Их машина оказывалась вне конкуренции на резине Hard и Medium. Семь побед, которые одержала команда, произошли именно в тех Гран При, когда использовались эти составы резины. Возможно, McLaren не удалось решить какие-то проблемы, а споры между Льюисом Хэмилтоном и Роном Деннисом шли с начала сезона. У команды была возможность навязать борьбу чемпионам мира, но из-за внутренних проблем, заминок на пит-стопах и недостаточной надежности ей не удалось воспользоваться своим преимуществом.
Ferrari боролась за титул, хотя машина была недостаточно конкурентоспособна и заметно уступала лидерам. Несмотря на сложности, Скудерии удалось вернуться в борьбу, благодаря блестящей работе Фернандо Алонсо, который провел лучший сезон в своей карьере. Если говорить о доработке шасси, в Монце команда представила полностью обновленную машину и старалась удержать свои позиции во второй половине сезона. Вопреки всему, Фернандо Алонсо удалось занять вторую строчку в чемпионате, уступив всего три очка Себастьяну Феттелю. С точки зрения надежности, F2012 была самой лучшей, хотя в инженерных вопросах, по-моему, Ferrari сильно уступает Red Bull Racing и McLaren. Жаль, что Фернандо Алонсо не заработал очков в Спа и Сузуке из-за внешних факторов, а Себастьян Феттель несколько раз сошел с дистанции из-за механических проблем.
Финальная гонка сезона больше напоминала лотерею, за которой последовал новый всплеск страстей. Я не могу понять, почему в Ferrari не обратились к FIA за разъяснениями по ходу Гран При Бразилии.
Вопрос: В чем заключаются сильные стороны Red Bull Racing, McLaren и Ferrari?
Джанкарло Минарди: Главный козырь Red Bull Racing – Эдриан Ньюи, а у Ferrari – надежность. Гениальный инженер Red Bull Racing доказал, что силен не только в аэродинамике, но и в организации работы и управлении командой. В Бразилии, через несколько минут после аварии на первом круге они уже изучали фотографию поврежденной машины Себастьяна Феттеля. Это тоже о многом говорит. Можно предположить, что в ходе гонки они получали в реальном времени фотографии, по которым можно было судить о темпе износа резины и других особенностях поведения машины по ходу гонки.
Благодаря надежности машины, Ferrari смогла до последнего бороться за титул, зарабатывая важные очки даже в тот момент, когда этого от нее никто не ждал. McLaren завоевала столько же побед, сколько Red Bull Racing, но некоторые ошибки на пит-стопах и проблемы с надежностью разрушили их сезон, который мог оказаться успешным с технической точки зрения. Их сильные стороны – хорошая аэродинамика и эффективная работа с шинами Hard и Medium, благодаря которым они добились отличных результатов.
Вопрос: Над какими аспектами командам следует работать?
Джанкарло Минарди: Red Bull Racing следует повысить надежность машин и исправить недостатки управления командой, Ferrari – поработать над аэродинамикой и улучшить координацию между разными подразделениями. McLaren необходимо заняться проблемами с надежностью и решить вопросы внутреннего управления. Нельзя забывать, что Льюис Хэмилтон решил перейти в Mercedes в тот момент, когда у него еще были шансы на титул.
Вопрос: Команды второго эшелона повысили интерес к финалу чемпионата…
Джанкарло Минарди: Я уже несколько раз по ходу сезона говорил, что более слабые команды сыграли решающую роль в исходе чемпионата. Алонсо упустил титул, когда финишировал позади Пастора Мальдонадо и Кими Райкконена, от которых в начале сезона не ожидали побед. Мальдонадо выиграл Гран При Испании, а Райкконен – Абу-Даби.
Вопрос: Mercedes следует вычеркнуть этот гоночный сезон из памяти…
Джанкарло Минарди: Я не могу понять Mercedes. Эта команда отлично начала сезон, завоевав победу в Китае. Затем ее результаты постепенно ухудшались из-за проблем с резиной. Выступление Mercedes можно назвать разочарованием сезона.
Вопрос: Итальянские гонщики не выступали в этом самом интересном сезоне. Каковы их перспективы в следующем году?
Джанкарло Минарди: Не думаю, что в следующем сезоне ситуация изменится. Есть пилоты уровня Давиде Вальсекки, который, не считая титула в GP2, неплохо показал себя на молодежных тестах в Абу-Даби. Он работает над тем, чтобы дебютировать в Формуле 1, но это непросто. К сожалению, как мы знаем, одних способностей недостаточно. Финансовая ситуация довольно нестабильна, но я надеюсь, Давиде найдет способ продемонстрировать свой талант.
Вопрос: Этот год получился неплохим для итальянских гонщиков: после выступлений в DTM Эдоардо Мортара выиграл титул в Макао, Давиде Вальсекки стал чемпионом GP2, Лука Филиппи тоже неплохо провел сезон в GP2, а Давиде Ригон отлично поработал с Ferrari.
Джанкарло Минарди: Мы надеемся, что крупные автопроизводители вернутся в Формулу 1 в качестве поставщиков двигателей. Только при этом условии у хороших молодых пилотов вновь появится шанс пробиться в Формулу 1. В противном случае мы продолжим иметь дело с гонщиками, которых поддерживают крупные спонсоры или целые страны, использующие автоспорт для рекламы. Если вы хотите стать гонщиком мирового уровня, сегодня на это потребуется, по крайней мере, 15 миллионов евро. Надеюсь, благодаря техническому развитию и поправкам в регламенте Формула 1 снова заинтересует автопроизводителей, которые с ней уже работали в прошлом.
Вопрос: Не менее интересным оказался минувший сезон в итальянской Формуле ACI-CSAI Abarth и Формуле 3...
Джанкарло Минарди: Будучи консультантом ACI, я должен обратить внимание на то, что происходит в автоспорте. Мне кажется, что и итальянская Формула 3, и Формула ACI-CSAI Abarth – это чемпионаты высокого уровня. Все молодые гонщики, выступавшие в этих сериях, получили возможность перейти в гоночные категории, которые близки к Формуле 1, в частности GP3, GP2, Мировую серию Renault. К сожалению, в нашей стране глубокий экономический кризис, но я очень рад, что столь молодой талантливый гонщик, как Риккардо Агостини, который прежде выступал в Формуле ACI-CSAI Abarth и Формуле 3, оказался весьма конкурентоспособен на тестах Мировой серии Renault и неплохо справляется с машиной Ferrari Формулы 1. Это означает, что эти гоночные серии дают ценные инженерные знания. С каждым годом мы постепенно прогрессируем и скоро добьемся неплохих результатов.
Вопрос: В этих чемпионатах не хватает итальянских гонщиков, но много иностранцев…
Джанкарло Минарди: В итальянских чемпионатах высок уровень конкуренции, и я хочу поблагодарить иностранных гонщиков за то, что они готовы бороться в них за победы. У нас нет проблем с уровнем профессионализма, и наши гонщики всегда могут произвести хорошее впечатление на команды, которые выступают в чемпионатах более высокого уровня. Итальянские гонщики ничем не хуже остальных, но им сложно найти финансирование, чтобы выделиться. К сожалению, они ведут борьбу со всем миром, особенно когда другие страны используют автоспорт в рекламных целях.