В начале недели Жан-Эрик Вернь стал гостем передачи L’Expresso на французском телеканале BelN SPORT и рассказал о впечатлениях от дебютного сезона в целом и планах на будущий год.
Вопрос: В этом году вы заработали 16 очков и заняли 17-ю позицию по итогам сезона – неплохо для дебюта. Вы довольны итогами года?
Жан-Эрик Вернь: Сезон оказался довольно долгим и эмоциональным. Можно сказать, что он прошел успешно. Это лишь дебютный сезон, поэтому я не знал, что ждать от него и от машины. Полагаю, мы были не вполне довольны STR7 – команда ждала от нее большего. В итоге зарабатывать очки оказалось проблематично. Каждый раз, когда нам это удавалось, это был небольшой подвиг для Toro Rosso, сравнимый с подиумом или победой в гонке. С этой точки зрения, сезон получился неплохим…
Вопрос: Чем вам запомнился дебютный сезон?
Жан-Эрик Вернь: Этот год нельзя назвать простым…
Вопрос: В частности, у вас возникли сложности в квалификации…
Жан-Эрик Вернь: Да, и этому есть несколько причин. В сущности, последние квалификации прошли гораздо успешнее, чем в начале сезона. Я многому научился, и это пригодится мне в следующем году. Мне сложно выделить какую-то одну область, о которой я узнал больше всего. По-моему, самым важным было учиться, даже если приходилось допускать ошибки. Кроме того, необходимо подготовиться к следующему сезону.
Вопрос: Вы сказали, что в этом году у вас были проблемы с машиной. Удастся ли их решить в следующем сезоне и добиться более высоких результатов?
Жан-Эрик Вернь: Лично я считаю, что добился огромного прогресса. Мне кажется, команда многому научилась, в ее структуре произошло много изменений: у нас появился новый технический директор, новые специалисты по аэродинамике, а это один из ключевых аспектов машины. Мне кажется, машина следующего года будет кардинально отличаться от STR7. Мы надеемся, что она окажется гораздо более конкурентоспособной.
Вопрос: Вы впервые участвуете в процессе создания новой машины и, возможно, продолжите работу над шасси 2014 года. Полагаю, у вас амбициозные планы на 2014 год…
Жан-Эрик Вернь: Я отношусь к тем людям, которые больше думают о настоящем, чем об отдаленном будущем – это помогает правильно выстраивать цели и концентрироваться только на том, что может и должно быть воплощено в жизнь. Я полностью сконцентрирован на 2013-м – надеюсь, он пройдет успешно.
Вопрос: Какие цели вы перед собой ставите?
Жан-Эрик Вернь: Постараюсь заработать больше очков, но это во многом зависит от скорости машины. Кроме того, я хочу опередить напарника, и это не секрет. Если один из нас заслуживает место в хорошей команде, то в 2014-м он может перейти в Red Bull Racing. Мне кажется, это довольно очевидно, и в Red Bull Racing этого не скрывают. В некоторой степени это тоже можно назвать моей целью.
Вопрос: Вы участвуете в молодежной программе Red Bull и выступаете в Toro Rosso, но, вероятно, задумываетесь о месте Марка Уэббера в 2014-м. Реализация этих планов зависит от ваших результатов следующего года?
Жан-Эрик Вернь: В конце концов, именно поэтому мне надо думать и о 2014-м. Честно говоря, я не считаю, что следующий сезон окажется сложнее предыдущего, но его результаты будут иметь решающее значение для дальнейшей карьеры.
Вопрос: Жан Алези говорил, что вы очень быстрый пилот, но машине не хватает скорости, чтобы реализовать ваш потенциал. В чем заключаются амбиции Toro Rosso?
Жан-Эрик Вернь: Это совсем маленькая команда: думаю, сначала она состояла всего из сотни человек. Сейчас в ней работают от 250 до 300 человек. Вместе с тем у нее появляются неплохие спонсоры, а бюджет растет. Мы построили новый завод в Италии и создали новую инфраструктуру. Мне кажется, что в следующем году Toro Rosso не сможет показать себя в полной мере, поскольку она еще довольно молода. Тем не менее, я считаю, что Toro Rosso стремится стать крупной командой. Сейчас у нас нет ни бюджета, ни инфраструктуры крупной команды, но перспектива стать сильным соперником – это долгосрочный проект.
Вопрос: Когда вы смотрите на столь успешного пилота, как Себастьян Феттель, вы начинаете мечтать?
Жан-Эрик Вернь: Очевидно, в начале карьеры в Формуле 1 у Себастьяна Феттеля было совсем мало опыта, и я говорил себе, что и я мог бы оказаться на его месте. Сейчас, когда он выиграл уже три титула, я говорю себе, что это только вопрос работы. У всех есть талант, чтобы оказаться в Формуле 1, и все выступающие в чемпионате пилоты – хорошие гонщики. Как только вы оказались в Формуле 1, надо сконцентрироваться на работе – именно она выходит на первый план. Совершенно очевидно, что невозможно за один день стать чемпионом мира. На данный момент титул – это больше мечта, чем цель. Цель – реализовать эту мечту в будущем (улыбается), а для этого надо успешно провести следующий сезон.
Вопрос: В любом случае, вы считаете себя амбициозным человеком?
Жан-Эрик Вернь: Да, это точно. Без этого невозможно добиться прогресса (смеется).
Вопрос: В Формуле 1 выступали еще два французских гонщика – Шарль Пик в Marussia и Роман Грожан в Lotus. Грожан оказался в довольно сложной ситуации – он неплохо провел начало сезона, но очень часто попадал в аварии. Он единственный из вас трех, кто еще не подписал контракт на следующий сезон.
Жан-Эрик Вернь: Шарль Пик сменил команду – подписал новый контракт с Caterham. Мне кажется, Роман тоже не останется за бортом Формулы 1, хотя у него было немало проблем…
Вопрос: Романа часто критиковали за излишне смелое поведение на трассе, а иногда его действия были довольно опасными по отношению к соперникам...
Жан-Эрик Вернь: У меня не было с ним инцидентов, и я не могу об этом судить. Тем не менее, полагаю, что он заслужил место в Формуле 1: Роман несколько раз поднимался на подиум, а значит, он хороший гонщик, и в этом не может быть сомнений. Надеюсь, он останется в Ф1 и в следующем году.
Вопрос: После окончания сезона началась полемика между Red Bull Racing и Ferrari: якобы Себастьян Феттель опередил вас в зоне желтых флагов, когда обгоны запрещены. В FIA уже поставили точку в этой ситуации, но хотелось бы уточнить: в момент обгона вы видели зеленый флаг?
Жан-Эрик Вернь: Да, я видел зеленый флаг. В Ferrari исходили из того, что на видео было видно световое табло, которое мигает желтым, но чуть дальше был виден мигающий зеленым светофор. Однако на видео не очень заметно, что слева стоял маршал, который махал зеленым флагом. В конце концов, приоритет у первого зеленого флага, а в Ferrari, наверное, не видели этого маршала.
Вопрос: Вы сожалеете об инциденте с Тимо Глоком в Гран При Бразилии?
Жан-Эрик Вернь: Честно говоря, это была отличная гонка. Да, результат меня немного огорчил, ведь я мог бы неплохо выступить. Когда пошел дождь, из тактических соображений я остался на трассе. Я занимал 5-ю позицию и мог ее сохранить или даже подняться на четвертую...
Вопрос: Когда на трассе сложные условия, важен правильный выбор резины...
Жан-Эрик Вернь: В конце концов, я вернулся в боксы, чтобы поставить промежуточные шины. Однако трасса быстро подсыхала, и я всё потерял. Затем на трассу выехал автомобиль безопасности, благодаря которому я смог вернуться в один круг с лидером.
После этого у меня возникли проблемы: некоторые гонщики сбрасывали скорость, другие, наоборот, ускорялись. Скажем, я допустил небольшую ошибку и повредил переднее антикрыло, поэтому был вынужден вернуться в боксы. В результате я потерял несколько десятков секунд…
Вопрос: Всё это – часть процесса обучения…
Жан-Эрик Вернь: Можно так сказать (смеется).
Вопрос: В этом году было много новостей о возможном возвращении Гран При Франции… Мы знаем, что это непростой вопрос, ведь государство не собирается финансировать этот проект. Что вы об этом думаете?
Жан-Эрик Вернь: Мне бы хотелось, чтобы Гран При Франции вернулся в календарь чемпионата. Мы долго ждали, пока в Формуле 1 появятся французские гонщики. Сегодня их трое. Мне кажется, это необходимый минимум для возвращения Гран При. Наша страна неожиданно стала одной из тех, которые заметнее всего представлены в Формуле 1, но у нас до сих пор нет национального этапа, и честно говоря, он нескоро появится. Лично мне очень хотелось бы выступить в домашней гонке – это было бы здорово.