В обстоятельном интервью Motorsport-Total руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри говорил о ситуации в чемпионате, успехах Mercedes, шансах Льюиса Хэмилтона в борьбе за титул и о том, повлияли ли проблемы с резиной в Сильверстоуне на уровень продаж дорожных шин Pirelli…
Вопрос: Пол, бывают моменты, когда вы ненавидите свою работу из-за постоянной критики в адрес Pirelli? Или даже в этом вы находите положительные аспекты?
Пол Хембри: Положительные аспекты в том, что гонки стали интересными. Вспомните этапы в Германии и в Венгрии, которые традиционно считались скучными, а в этом году получились интересными. Если гонка оказалась захватывающей, я испытываю удовлетворение от своей работы. У людей плохая память. Три года назад в Формуле 1 было 300 обгонов за сезон, сейчас – больше 1000. Иногда люди об этом забывают, что немного огорчает.
Вопрос: Все мы помним, что произошло в Сильверстоуне…
Пол Хембри: В нашем деле проколы шин неизбежны, поэтому подобные вещи будут повторяться. Если бы машины просто ездили по кругу друг за другом без обгонов, аварий и тому подобных вещей, было бы скучно. Да, этап в Сильверстоуне получился не самым лучшим для нас, но компания быстро отреагировала на случившиеся и доработала резину. Мы сотрудничаем с командами, так что подобное больше не повторится.
Вопрос: Вы чувствуете ту тонкую грань, которая отделяет увлекательные гонки от проблем с шинами?
Пол Хембри: Таков наш бизнес. Конечно, мы не хотели, чтобы подобное произошло, и постараемся избежать повторения проблем в будущем.
Вопрос: Участие Pirelli в Формуле 1 приносит позитивный маркетинговый эффект?
Пол Хембри: Произошедшее в Сильверстоуне не повлияло на уровень продаж. Мы изучили ситуацию, ведь если бы шины продолжили взрываться в каждой гонке, это могло стать проблемой. Компания быстро отреагировала на произошедшее, и мы надеемся, что этот сезон завершится так же, как и два предыдущих - мы увидим интересные гонки.
Вопрос: Вы смогли сделать гонки интересными, но из-за отсутствия конкуренции выигрываете все этапы. Это по-прежнему доставляет радость?
Пол Хембри: Конечно, была бы разница, если бы мы побеждали в борьбе с другими шинными компаниями, но для этого Pirelli участвует в других гоночных сериях. Все же в Формуле 1 речь идет о победе лучшего гонщика за рулем лучшей машины – и никто не говорит о шинах. Даже если все знают, что победа стала возможной благодаря резине, никто не вспоминает об этом. Я поклонник автоспорта – если гонки проходят в интересной борьбе, я только рад.
Мне очень нравится стратегическая борьба на трассе. Вспомните Гран При Германии и соперничество Себастьяна Феттеля с Кими Райкконеном. Говоря откровенно, если бы в Lotus раньше провели пит-стоп или остановились дважды, скорее всего, они бы выиграли гонку. Этот этап можно ставить в пример.
Вопрос: Вам хотелось бы испытать радость победы в роли руководителя команды?
Пол Хембри: Можно говорить о том, что в Формуле 1 нам гарантирована победа, но Pirelli участвует в 256 чемпионатах различного уровня, так что у нас есть поводы для переживаний. Каждый уик-энд в мире происходят гонки, в которых представлены наши шины. Все считают, что у нас выходной, а мы в этот момент участвуем в бразильском кузовном чемпионате, серии GT или в каком-то национальном первенстве. Нам нравится участвовать в гоночных сериях по всему миру.
Есть ли автомобильные компании, участвующие в таком большом числе серий? Скорее всего, нет. Подобный международный охват есть только у поставщиков шин. Вероятно, у нас он самый большой.
Вопрос: Вам бы хотелось стать во главе команды?
Пол Хембри: Не думаю, что мои руководители были бы рады, если бы я на самом деле объявил о чем-то подобном. Поэтому я отвечу, что сейчас меня такая работа не интересует! (смеётся)
Вопрос: Но Pirelli, вероятно, не будет присутствовать в Формуле 1 вечно…
Пол Хембри: Если Pirelli решит уйти из Формулы 1, тогда можно вернуться к этому вопросу ещё раз.
Вопрос: В следующем году Формула 1 возвращается на австрийский Red Bull Ring. Какой подход вы планируете использовать на новой для себя трассе?
Пол Хембри: У нас пока еще нет информации, мы ждем официального утверждения календаря сезона. Нам всегда интересно приезжать в новые места. В Австрии отличная трасса, иначе её не включили бы в календарь. Здорово приехать в новую страну.
Вопрос: У Red Bull Ring специфические требования к резине…
Пол Хембри: Если говорить откровенно, в данный момент у нас нет детальной информации. Конечно, мы работали там с младшими сериями и GT, но планируем приехать на автодром и провести дополнительные исследования трассы и асфальта. Кроме того, команды предоставят нам данные, собранные на симуляторе. В следующем сезоне нас ждет несколько новых этапов. Например, нам еще предстоит изучить особенности трассы в России.
Вопрос: Какое оборудование вы используете, чтобы изучить трассу?
Пол Хембри: Мы проводим многочисленные измерения, в том числе и с помощью лазеров. Какие-то данные мы получаем от команд, например, об уровне перегрузок в том или ином повороте. Мы составляем детальную модель и имитируем нагрузку на шины.
Вопрос: Когда вы приступите к исследованиям Red Bull Ring?
Пол Хембри: Не знаю. Через несколько месяцев, когда календарь утвердят окончательно.
Вопрос: Смогли ли команды окончательно разобраться с особенностями резины?
Пол Хембри: Да, у них много экспертов и сильных инженеров. В этом году шины получились более агрессивными, что стало проблемой для участников чемпионата, но команды справились с техническим вызовом. Все в равных условиях.
Мы увидели, что на некоторых трассах отдельные команды лучше остальных работали с резиной, но по ходу сезона преимущество получили лидеры. Это зависит от многих факторов, в том числе и от размера бюджета. Многие уже начали подготовку к следующему сезону, поскольку изменения в технической части довольно существенные.
Вопрос: В этом году в Mercedes добились успеха. Что вы думаете об их прогрессе?
Пол Хембри: В этом году они сделали большой шаг вперед, и теперь конкурентоспособны не только в квалификациях, но и в гонках. Однако у них по-прежнему есть проблемы с перегревом задних шин. В Венгрии они впервые победили в жарких условиях. Перед гонкой я читал интервью Льюиса…
Вопрос: И он не был уверен в своих шансах…
Пол Хембри: Мы тоже не были уверены в его шансах. Когда на стартовой решетке у меня спросили о шансах Mercedes, я ответил, что у них начнутся проблемы после пятого круга. Однако у команды было несколько идей, как снизить температуру задних шин. Вероятно, другие были не очень рады, что в Mercedes нашли решение, но они работали над этим полтора года. Было очевидно, что рано или поздно они найдут причину возникших проблем.
Вопрос: Выходит, новые шины больше подходят Mercedes?
Пол Хембри: Я бы так не сказал. В Lotus отлично поработали в этом году, у Red Bull всегда все было хорошо с резиной. В Mercedes знали, в чем именно заключается проблема, долго не могли её решить, но сейчас сделали шаг вперед.
Вопрос: Теперь у них все под контролем?
Пол Хембри: Сложно сказать. Хорошо, если они окончательно разобрались, ведь это значит, что нас ждут увлекательные гонки. Очевидно, что, скорее всего, никто не сможет отыграть такое преимущество, которое сейчас есть у Феттеля. Даже если Льюис выиграет все оставшиеся гонки, это ещё не гарантирует ему чемпионский титул, поскольку Себастьян все равно будет финишировать вторым или третьим.
Если мы говорим о борьбе за чемпионский титул, то остановить Себастьяна очень сложно. Однако было бы здорово, если бы Льюис или Нико смогли навязать борьбу Red Bull в отдельных гонках. Никто не знает, на что способны другие команды. Возможно, Ferrari и Lotus еще смогут вмешаться в борьбу.