В этом году к команде Caterham присоединился опытный специалист по аэродинамике Джон Айли, в свое время работавший в McLaren, Jordan, Renault и Ferrari. В интервью пресс-службе Caterham Айли проанализировал успехи команды в Валенсии и рассказал о новинках, которые появятся на Гран При Великобритании...
Вопрос: Вы впервые приехали в Валенсию в составе Caterham. Этот уик-энд оказался очень важным для команды, но каким он стал лично для вас?
Джон Айли: Я рад, что первая гонка получилась удачной. Я встретился с инженерами на трассе и был приятно удивлен тем, как команда работает в гоночный уик-энд. Пятница прошла очень продуктивно. Кажется, новинки помогли нам прибавить в скорости и повысить надежность машины. Можно сказать, что моя работа на трассе началась почти идеально.
Вопрос: Какими именно были новинки и как они повлияли на поведение машины? Хейкки прошел во вторую часть квалификации и неплохо выглядел в начале гонки. За счет чего вам удалось отыграть секунду?
Джон Айли: Мы протестировали несколько деталей с расчетом на будущее. Всё прошло успешно, и я должен поблагодарить механиков за отличную работу. Команда проанализировала эффективность нового днища, переднего и заднего антикрыла, которые помогли нам прибавить в скорости. Кроме того, в воскресенье мы обнаружили, что некоторые новинки напрямую повлияли на надежность машины, чего, честно говоря, не ожидали. Кроме того, машина стала более стабильной.
На самом деле мы просто ставили галочки, тестировали новинки, которые могли и не использовать в той гонке. Кроме того, мы поняли, что мешает нам добиться прогресса и что необходимо исправить.
Вопрос: В Сильверстоун команда привезёт ещё большее число новинок, но подойдет ли трасса доработанной машине?
Джон Айли: Мы подготовили много новинок к Гран При Великобритании: новое днище, новинки в области передней и задней части машины. Я не могу раскрывать всех деталей, но у нас будет множество новых решений. Это большой шаг вперед.
Валенсия так и не дала нам ответа на вопрос о времени на круге: на наших машинах не было столько новых элементов, сколько мы планировали. Виталию Петрову пришлось ждать этапа в Сильверстоуне, чтобы получить те новинки, которые были у Хейкки Ковалайнена в прошлой гонке.
На Гран При Европы нам удалось отыграть две или три десятых секунды, но мы надеемся добиться гораздо большего в Сильверстоуне. Лично я хочу увидеть борьбу обеих машин во второй части квалификации, а также надеюсь, что оба пилота будут регулярно получать новые решения.
Вопрос: Что вы думаете о работе с Марком Смитом и Майком Гаскойном?
Джон Айли: Здорово оказаться в одной команде с теми, с кем вы уже работали – это новая встреча со старыми друзьями. Я говорю о Марке – мы не сотрудничали около десяти лет, но наши отношения совершенно не изменились. Мы отлично понимаем и доверяем друг другу. Марк часто ездит на гонки, а когда его не было, я следил за тем, что происходит на базе команды, ведь мы постоянно работали над новинками для Валенсии и Сильверстоуна. Возможно, на некоторые гонки в конце сезона мы тоже привезем новинки.
Лично мне было особенно приятно видеть улыбки на лицах механиков и инженеров, когда Хейкки прошел во вторую часть квалификации. Для меня это очень важно. Мне повезло работать в командах, которые выигрывали гонки и титулы. Старт с 16-й позиции дает не так много шансов на успех, но мне кажется, команда слишком долго ждала момента, когда сможет опередить соперников из середины пелотона. В ту субботу нам это удалось, поэтому мы все очень радовались за Хейкки. Механики спрашивали у меня, можем ли мы сделать то или это, что готовит команда на следующие гонки. Казалось, Гран При Европы стал для нас поворотным моментом.
Вопрос: Когда у команды есть единственный экземпляр доработанной детали, как вы решаете, кто из гонщиков его получит?
Джон Айли: У гонщиков равный статус, и команда честна в отношениях с ними. В Валенсии был особый случай: некоторые новинки были довольно специальными, и к сожалению, в тот раз Виталий не смог с ними работать. Это единственная причина того, почему мы поставили их на машину Хейкки.
В любой другой ситуации мы бы буквально бросали жребий. Тогда обновленная машина досталась бы сначала одному гонщику, а в следующий уик-энд – второму. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы оба пилота регулярно получали одинаковые новинки, но нам не хватило времени, чтобы все подготовить к Гран При в Валенсии, а жаль. Тем не менее, Виталий знает, что в следующей гонке сможет использовать наши наработки и станет более конкурентоспособным.
Вопрос: Расскажите о вашей футбольной команде. Виталий признался, что это первое, о чем он говорил с вами. Кто лучше вы или Виталий?
Джон Айли: Мы еще не играли вместе. Виталий дал понять, что хочет играть за команду соперников. Я вратарь, а Виталий – полузащитник. Посмотрим, удастся ли ему мне забить.
Если серьезно, я рад, что Виталий присоединился к нашей футбольной команде. Кажется, в Лифилде, куда скоро переедет база Caterham, есть футбольная площадка. Достаточно постричь траву – и можно играть.
По ходу уик-энда я разговаривал с Хейкки… Я серьезно проигрываю ему в гольф, но с радостью сыграл бы с ним, если ему хватит терпения. Дело в том, что гольф – самый популярный вид спорта среди команд Формулы 1. К сожалению, Хейкки – занятой человек и при всем желании не может к нам присоединиться. Впрочем, я с удовольствием работаю с ним не только потому, что он отлично играет в гольф (смеётся).
Вопрос: Caterham – очень маленькая команда, поэтому в ней фактически домашняя атмосфера. Вы чувствуете себя счастливым человеком?
Джон Айли: Да. Работа в Caterham напоминает мне о периоде сотрудничества с Jordan. Эта команда была еще меньшей, но столь же активной и дружной. Такова тенденция: если у вас большой бюджет, много ресурсов и хорошее оборудование, жизнь становится проще, но когда вы работаете в небольшом коллективе, важно быть доброжелательным и создать близкие отношения с остальными членами команды. Только в такой атмосфере вы сможете добиться максимума от имеющихся ресурсов. Это настоящее испытание для инженеров, но именно к этому стремится FIA - добиться максимальных результатов, используя минимальные средства. Мы стараемся отыгрывать позиции на стартовой решетке, обладая гораздо меньшими ресурсами, чем некоторые другие команды. Надеюсь, успех придет скорее раньше, чем позже.