В команде Caterham пополнение: к ней присоединился Джон Айли, опытный специалист по аэродинамике, за плечами которого опыт работы во многих командах Формулы 1, включая Ferrari и McLaren. Но на новом месте он будет отвечать за целый комплекс вопросов, от которых зависит скорость машины…
Вопрос: Начнем с рассказа о вашей карьере, о том, как вы пришли в Caterham…
Джон Айли: Я хотел заниматься автоспортом еще с четырехлетнего возраста: мой отец в свое время имел отношение к автомобильной индустрии, так что, полагаю, это передалось по наследству. Когда мне было 13, один мудрый человек, консультировавший меня по выбору профессии, спросил, кем бы я хотел работать?
Разумеется, я сказал, что хочу стать автогонщиком. Тогда он спросил, чем бы я занимался, если бы с гонками ничего не получилось? Я ответил, что тогда все равно предпочел бы работать в автоспорте, но по инженерной части. И этот мудрый человек дал мне массу дельных советов по поводу того, на какие предметы надо обратить внимание и как добиться максимальных результатов.
Закончив Политехнический университет в Ковентри и получив диплом инженера, я был приглашен в компанию Brun Technics и в 1990-м году работал над созданием спорткара Brun с двигателем Judd. В 1991-м занимался аэродинамикой спортпрототипа Allard J2X и спорткара Spice. Потом стал работать самостоятельно, и в моем активе участие еще в нескольких британских спортивных проектах, связанных с кузовными чемпионатами.
Первый большой прорыв произошел в 1993-м, когда меня пригласили в группу разработчиков машины для команды Newman-Haas, выступавшей в американском чемпионате IndyCar. По 1997-й год я занимался доводкой аэродинамики шасси Lola и Swift Engineering. Потом в еженедельнике Autosport увидел объявление о том, что команде Jordan F1 требуется старший специалист по аэродинамике, и послал свое резюме. Меня приняли, и до 2001-го я работал в этой команде, в 1998-м возглавив отдел аэродинамики. В том году мы выиграли нашу первую гонку, и это было здорово!
Именно тогда я впервые познакомился с Майком Гаскойном, Марком Смитом и еще несколькими специалистами, с которыми работаю и сейчас. Когда Майк перешел из Jordan в Renault, я последовал за ним и работал там два года, пока он не переехал в Кельн, приняв предложение Toyota.
Я же в 2003-м перешел в Ferrari и тоже возглавил отдел аэродинамики. Там я трудился шесть лет, а в 2010-м вернулся в Великобританию, приняв предложение McLaren, где стал руководить департаментом аэродинамики. А сейчас подписал контракт с Caterham.
Вопрос: За что вы любите гонки?
Джон Айли: Полагаю, что в душе я гонщик. У меня были определенные успехи в картинге, хотя я не выступал в серьезных командах. У меня есть спортивная жилка, и я с таким же азартом занимаюсь решением инженерных задач. Но вообще люблю командные виды спорта: например, в Caterham мне уже предложили играть в футбол, так что, думаю, я неплохо впишусь в этот коллектив!
Но, разумеется, люблю машины, люблю добиваться результатов вместе с группой единомышленников, и мне нравится, когда нам удается справиться с работой лучше других.
Вопрос: Вами движет стремление к совершенству?
Джон Айли: В каком-то смысле, но я люблю аэродинамику, поскольку от нее напрямую зависят результаты. На скорость машины влияет множество факторов, но прогресс, прежде всего, зависит от работы всех людей, которые участвуют в проекте.
Вопрос: Вы займете должность руководителя департамента спортивно-технических показателей. Что входит в круг ваших обязанностей?
Джон Айли: Мне действительно хочется поскорее приступить к работе, хотя я всегда занимался аэродинамикой, и это моя сильная сторона. Но я понимаю, что на скорость машины влияет и множество других факторов. Совершенствование аэродинамики – важная часть работы по доводке шасси, но в реальности она не всегда соответствует структуре конкретной машины. Мне хочется заняться решением и других задач, не только аэродинамических, так что в этой команде я смогу расти и развиваться как профессионал.
Хотя, прежде всего, я буду работать в команде Формулы 1, меня также попросили заняться доводкой дорожных автомобилей Caterham, и это тоже очень интересно. Я знаю, что Тони Фернандес собирается привлечь меня к разработке новых моделей. Как ни странно, но в 90-х я однажды полностью создал аэродинамический обвес для спорткара Caterham, хотя тот проект так и не был воплощен. Но, мне кажется, круг замкнулся!
Больше всего мне нравится решать инженерные задачи высшего уровня сложности: как правило, здесь сразу видно, работает ли найденное тобой решение или нет.