Два года назад Айо Комацу стал главным гоночным инженером Haas F1, занявшись новым проектом после многолетней работы в Lotus / Renault. В чате с болельщиками японский инженер рассказал о своей карьере, о работе по ходу уик-энда и планах команды на следующий сезон.
Вопрос: Как проходит типичный Гран При для гоночного инженера?
Айо Комацу: Четверг – день подготовки: команда собирает машину, запускает двигатель, проходит техническую инспекцию FIA. Кроме того, я участвую в прогулке по трассе вместе с гонщиками.
Пятница получается самым долгим днём из-за двух тренировок. Мы проверяем машину, оцениваем работу резины на полных и на пустых баках. Вечером нужно многое проанализировать и подготовить машину к субботним сессиям.
В третьей тренировке мы работаем на квалификацию и анализируем поведение машины с пустыми баками. Между тренировкой и квалификацией всего два часа, за это время надо многое сделать. После квалификации у нас есть ещё 3,5 часа на работу, затем машина отправляется в закрытый парк.
Наконец, в воскресенье мы приезжаем на трассу за пять часов до старта. Перед гонкой мы анализируем варианты стратегии и проводим последние проверки машины.
Вопрос: Как вы справляетесь с прессингом по ходу уик-энда? Что вы чувствуете вдали от Формулы 1?
Айо Комацу: Если бы мне не нравился прессинг, я выбрал бы другую работу. Иногда в условиях высокого прессинга надо все специально делать чуть медленнее, чтобы добиться успеха. Многому учишься со временем.
Что касается второго вопроса, вдали от Формулы 1 я люблю проводить время с семьёй – это помогает по-другому посмотреть на жизнь и понять, насколько мне повезло. Очень важно иногда переключаться, ведь у меня очень напряженная работа.
Вопрос: Вы по-разному настраиваете машины для каждого гонщика?
Айо Комацу: Да. Как правило, Роману нужна большая стабильность передней части машины, а Кевину – хорошее сцепление задних колёс, чтобы атаковать в поворотах.
Вопрос: Что вы собираетесь сделать, чтобы лучше понять рабочий диапазон новой резины? В Dallara дорабатывают для вас машину, или же Haas F1 самостоятельно производит аэродинамические новинки? Как команда решает, в какой области нужны новинки?
Айо Комацу: Хороший вопрос! Сложнее всего разобраться с поведением шин. У нас несколько способов это делать, как аналитических, так и эмпирических. Что касается новинок, у нас есть собственный отдел аэродинамики, так что мы сами их готовим.
Вопрос: Бывает ли, что вы не сообщаете гонщику о проблемах с машиной, чтобы не сбить его с ритма? Или же вы обсуждаете с гонщиком абсолютно всё?
Айо Комацу: Нет, по ходу гонки мы не обсуждаем каждую проблему с гонщиком. Мы принимаем решение, основываясь на том, насколько критична эта проблема, и как она влияет на безопасность и скорость.
Вопрос: Как вы сделали такую карьеру? Как вы стали инженером Формулы 1?
Айо Комацу: В Японии я вырос на гонках конца 80-х. Я увлёкся спортом и хотел в нем участвовать. Поскольку большая часть команд базируется в Великобритании, я решил переехать после окончания образования в Токио. Я выучил английский, выяснил, какой университет дает нужное образование, а затем поступил в университет Лафборо, где изучал автомобилестроение и стажировался в инженерном департаменте Lotus.
Вместе с коллегами я участвовал в клубных гонках – они многому меня научили и дали мне направление для исследования в выпускном классе. Получив диплом, я прошел несколько собеседований с командами Формулы 1, и одна из них согласилась спонсировать моё обучение на степень доктора вместо того, чтобы сразу дать мне работу, поскольку сначала мне надо было получить соответствующее разрешение.
В итоге я продолжил обучение в университете Лафборо, исследуя динамику автомобилей. Кроме того, я подрабатывал в одной из команд Формулы 3. Это помогло мне найти баланс между теорией и практическим опытом.
Затем я стал инженером в BAR Honda. Я проработал там три года, а затем в 2006-м перешёл в Renault F1 на такую же должность. Там я сделал карьеру до главного гоночного инженера, а в прошлом году перешёл в Haas F1.
Вопрос: Что вызывает больше всего сложностей для Haas F1 в регламенте на следующий сезон?
Айо Комацу: Важнее всего прибавить в стабильности и эффективности доработки машины.