Вопрос: Все началось с тех тестов в Renault?
Роберт Кубица: Да, иначе меня бы здесь сегодня не было. Утро в Барселоне выдалось туманным и холодным, пришлось ждать одиннадцати часов, прежде чем сесть за руль. Я был удивлен, за полтора часа удалось проехать тридцать кругов - ехать на пределе всегда трудно, но просто показать хорошую скорость оказалось несложно. Днем раньше я прогуливался по трассе, стоял в поворотах и думал, что эти парни сошли с ума, а в машине почувствовал отличную управляемость, контакт с трассой - все проще, чем кажется.
Вопрос: Вы лишь немного уступили Франку Монтаньи, штатному тест-пилоту команды...
Роберт Кубица: На лучшем круге он выиграл около четырех десятых, но я использовал один комплект резины и особенно не атаковал. Вероятно,в Renault удивились такому результату, про меня и говорить нечего. На тестах я скорее мог потерять, чем приобрести - тогда мне казалось, что второго шанса не будет.
Вопрос: Интересно, что Renault исключила вас из программы поддержки молодых гонщиков, но на тестах вы работали именно с ними...
Роберт Кубица: Действительно странно, но команда тепло меня встретила. Приятные воспоминания, Renault выиграла титул, только что закончился запрет на тесты,и все с энтузиазмом вернулись к работе. Такие команды всегда работают на максимум, даже на тестах с участием приглашенных гонщиков.
Вопрос: Как вы связались с BMW? Марио Тайссен видел вас в Макао?
Роберт Кубица: Гонка в Макао прошла неделей раньше, там со мной никто не говорил. Первый контакт состоялся в середине декабря, удивительно - я ждал тестов, а команда предложила контракт тест-пилота раньше, чем я сел за руль. Может они действительно видели гонку в Макао, может имели свои источники информации, но перед подписанием контракта всегда лучше опробовать гонщиков.
Вопрос: Вы начали сезон тест-пилотом, а закончили его в основном составе, с контрактом на 2007-й...
Роберт Кубица: Все произошло слишком быстро. Я был доволен контрактом тест-пилота, возможности поработать в пятницу на трассах Гран При, и не ждал большего. Мне нравилось работать с машиной, общаться с инженерами и чувствовать, что каждое изменение в настройках сразу сказывается на результатах. В начале года я был дебютантом, никто не знал, чего ждать, но я много трудился, освоил машину, научился работать с командой,и они позволили мне сделать следующий шаг.
Вопрос: Что вы чувствовали, выезжая на трассу в Бахрейне?
Роберт Кубица: Это было здорово, хотя вспомнить особенно нечего, с Венгрией связано гораздо большевоспоминаний. Тесты по пятницамхорошиеще и тем, что в следующем году я буду выступать на уже знакомых трассах.
Вопрос: Кажется вы садитесь в машину и сразу показываете хорошее время. В чем находите мотивацию?
Роберт Кубица: Тут не нужна мотивация, сел за руль - должен показать все, на что способен. Тест-пилот решает конкретные задачи, можно ехать быстрее или медленнее, но важно сохранять стабильность, не суетиться с выбором резины и обеспечить инженерам полноценную обратную связь.
Вопрос: В Венгрии ситуация неожиданно изменилась...
Роберт Кубица: Все изменилось, едва я получил место основного пилота. На незнакомых трассах приходилось осваиваться на ходу, быстро искать траекторию и точки торможения, помня о том, что нужно беречь мотор и резину.
Вопрос: Были удивлены?
Роберт Кубица: Я мечтал о Формуле 1, но ставил перед собой реальные цели - стать профессиональным гонщиком в одной из категорий. Каждый из молодых пилотов хочет попасть в F1, но это непросто, особенно если вы из Польши, в которой почти не интересуются автоспортом.Вернемся в Венгрию... Я действительно был удивлен, ничего такого не планировалось, я узнал, что стартую в Гран При,лишь вечером во вторник, и оставшиеся два дня не находил себе места. Гонка получилась сумасшедшая - дождь, я несколько раз ошибался, ехал последние круги на промежуточной резине по сухой трассе, а после финиша был дисквалифицирован. Но воспоминания остались приятные!
Вопрос: Потом в Турции вы не угадали с резиной...
Роберт Кубица: Точно. Шины отлично выглядели в квалификации, но провалились в гонке. Ошибки - это нормально, вы рискуете, но не всегда выигрываете.
Вопрос: Гонка в Монце, напротив, получилась фантастической. Действительно ли все решилось на старте?
Роберт Кубица: Не могу сказать, что уик-энд был легким, но мне помогли тесты, которые мы провели в Монце за неделю до гонки. Я знал эту трассу, но появилось время для работы с настройками, для поиска оптимальной конфигурации. Команда отлично потрудилась над аэродинамикой - мы были быстры на прямой и почти не проигрывали на втором секторе.Старт - это важно, но все началось в квалификации. Я учел опыт Турции и избрал консервативную тактику, стараясь подобрать резину, которая была бы конкурентоспособна в гонке, не слишком изнашивалась или пузырилась. Результаты третьей квалификационной сессии меня удивили, если бы не ошибка в Lesmo, стоившая нескольких десятых, можно было бы подняться еще выше, но и так все получилось - седьмое место.В тот момент я не думал, что смогу финишировать на подиуме, но Алонсо оштрафовали, я стартовал с третьего ряда, сдерживал Массу на тяжелой машине и позже него отправился в боксы. Перед пит-стопом нужно было лишь проехать несколько действительно быстрых кругов. На втором пит-стопе я проиграл позицию Алонсо, ему поставили свежий комплект резины,и Фернандо быстро отрывался, но почти сразу у него взорвался мотор,и мне оставалось лишь доехать до финиша.
Вопрос: Это был особенный подиум, что вы чувствовали, когда Михаэль объявлял о своей отставке?
Роберт Кубица: Я думал о подиуме, о том, что добился этого уже в третьей гонке, а остальные сосредоточились на победе Ferrari и отставке Михаэля. Знаете, я не люблю быть в центре внимания, так что все это к лучшему.
Вопрос: За белой полосой всегда идет черная, на следующем Гран При, в Китае, вы оказались с сухой резиной на мокрой трассе...
Роберт Кубица: Не хватило опыта настройки трекшн-контроля, двигателя и тормозов под дождем. Я воспользовался настройками Жака, иного выбора просто не было. Я проиграл Нику в квалификации, стартовал с девятого места, в первом повороте получил удар от Дорнбоса и откатился в хвост гонки. Пришлось рисковать с резиной, но не вышло. Таковы гонки.
Вопрос: Каковы планы на будущее?
Роберт Кубица: Я, как и любой другой гонщик, хотел бы стать быстрее. Даже Михаэль, вероятно, хотел бы того же. Думаю, это возможно. Что-то можно изучить на тестах, но реальный опыт дают только гонки,и сейчас у меня такого опыта немного.Честно говоря, я доволен тем, как развивается ситуация. Я набираюсь опыта, команда прогрессирует, в этом году мы не всегда знали, какие настройки подойдут той или иной трассе, сейчас такое понимание есть. Посмотрим, как пройдет следующий сезон.
Вопрос: Вы знаете потенциал команды, работали на базе в Хинвиле. Приятно чувствовать себя частью этого проекта?
Роберт Кубица: Конечно. Мы уже в этом году доказали, что у команды серьезный потенциал. Во многом нужно прибавить и важно, что команда это понимает. Я начинал с тестов старой машины Sauber, появление новой машины стало большим шагом вперед, потом мы здорово доработали ее по ходу сезона. Я горжусь тем, что работаю в такой команде.
Вопрос: В этом году закончилась карьера Михаэля Шумахера, Жака Вильнева и Хуана-Пабло Монтойи, в чемпионат пришли молодые гонщики, вроде вас и Себастьяна Феттеля. Чувствуете себя частью новой волны?
Роберт Кубица: Я не чувствую себя частью... как это любят называть в СМИ? "Нового поколения". Я моложе Хейкки и старше Себастьяна - это нормально для спорта. Кто-то уходит, кто-то приходит. В этом году трое гонщиков, не старых - опытных, покинули чемпионат, но такова жизнь. Не вижу в этом ничего уникального.
Вопрос: Дженсон Баттон считает, что вы - единственный гонщик, похожий на Алонсо агрессивной манерой управления машиной. Согласны с этим?
Роберт Кубица: Да. До прошлого года я не следил за тем, как ездит тот или другой пилот,и начал собирать видео уже перед тестами в Барселоне. Основы стиля закладываются в юном возрасте, когда вы садитесь за руль младшей формулы. Я дебютировал в Формуле Renault, машина страдала недостаточной поворачиваемостью,и мне приходилось буквально заставлять ее повернуть. Уже в F3 я пытался вернуться к нормальному, привычному стилю, но привычки остались - все же позади были два года и 30 тысяч километров.
Вопрос: Многие считают такой стиль агрессивным...
Роберт Кубица: Не знаю, мне кажется, что я не так агрессивен, как Алонсо. У Ника и Жака совершенно разный стиль управления машиной, каждому нравится что-то свое. Фернандо доказал, что его метод работает, может быть не на всех машинах и не на всякой резине, но результаты очень убеждают.