Бывший гонщик Формулы 1 Ян Ламмерс был участником 41-го Гран При в сезонах 1979-1982 и 1992 года. В интервью Motorsport Total 54-летний голландец комментировал ситуацию в чемпионате и свои впечатления от современного поколения гонщиков…
Вопрос: Ян, вы дебютировали в конце 70-х. Как изменилась Формула 1 за эти годы?
Ян Ламмерс: Тогда многое зависело от механики, сегодня – от электроники, которая активно помогает гонщикам. Формула 1 следует за тенденциями в мировой автомобильной промышленности, сейчас машины стабильнее в управлении, используются карбоновые тормоза, кокпит стал более эргономичным. За рулём гонщик почти не чувствует воздушного потока, ему комфортно в машине – нам приходилось сложнее.
Вопрос: Когда, по вашему мнению, гонщики получали большее удовольствие от управления машиной?
Ян Ламмерс: Формула 1 стала доступнее, гонщики прежних лет часто называют сегодняшних пилотов «поколением Playstation», однако это не говорит об отсутствии уважения. Изменились машины, ими стало проще управлять, но изменилась и наша жизнь – в сегодняшних мобильных телефонах уже нет клавиатуры – это естественный ход истории.
Вопрос: За последние годы чемпионат покинули многие крупные автопроизводители, но увеличилось число частных команд. Вам нравится эта тенденция?
Ян Ламмерс: Мне кажется, что необходим компромисс – автоконцерны должны инвестировать в частные команды, чтобы они могли добиваться высоких результатов. Я считаю, что нужно было не распускать команды, что само по себе очень дорого, а менять статус, оставшись спонсором или техническим партнёром.
Важно найти баланс между спортом и бизнесом, сегодня автопроизводителям необязательно участвовать в гонках, чтобы продавать машины, и я говорю не только о Формуле 1, но и, к примеру, о DTM – сейчас это серьёзный бизнес, а спорт отошел на задний план. Формуле 1 нужно менять имидж, сделать больший акцент на спорте.
Вопрос: В 1992-м вы вернулись в Формулу 1 после десятилетнего перерыва, каковы были главные сложности?
Ян Ламмерс: Всё получилось достаточно легко. В 1982-м я ушел из чемпионата, в 1992-м вернулся, но в промежутке выступал на спортивных машинах, которые на отдельных трассах ехали, чуть ли не быстрее машин Формулы 1. Больших проблем не возникло, просто я решил дать себе ещё один шанс.
Вопрос: Как вы считаете, добьётся ли успеха Михаэль Шумахер, вернувшийся в чемпионат?
Ян Ламмерс: Он его уже добился. Думаю, Михаэль принял верное решение – теперь он действительно знает, кто его друзья. Когда ты успешен, вокруг всегда много людей, говорящих комплименты.
Сейчас Михаэля многие критикуют, но мне эта критика кажется смешной. Сегодня Михаэль, пожалуй – единственный гонщик, для которого Формула 1 – это хобби. Он не должен ничего доказывать, но при этом остаётся настоящим профессионалом.
Вопрос: Кто станет чемпионом в этом году?
Ян Ламмерс: Претендентов много. Уэббер всегда казался мне перспективным гонщиком, однако результаты ухудшались. В этом году, в Мельбурне, он, пожалуй, провёл свою худшую гонку в карьере, и эта неудача его изменила. Сейчас Марк действует так, как будто родился заново – у него хорошие шансы на победу.
Вопрос: После ухода Кристиана Альберса в Формуле 1 не осталось голландских пилотов. Вам известны имена молодых гонщиков, которые достойны выступления в этом чемпионате?
Ян Ламмерс: Нет, но я не особенно слежу за молодежью. Вероятно, однажды кто-то вроде Гидо ван дер Гарде станет нашей новой надеждой. Формула 1 изменилась, прежде было гораздо сложнее пробиться в этот чемпионат, а недостаточная физическая подготовка могла стать проблемой. Посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: Как вы относитесь к разговорам о необходимости активного использования в автоспорте экологичных технологий?
Ян Ламмерс: Если говорить о переходе на электромоторы, то в этой области ещё многое предстоит сделать. Сейчас применяются бензиновые и дизельные двигатели, но активно внедряются технологии использования биотоплива. Лет через двадцать мы увидим, как будет выглядеть новое поколение моторов.
Вопрос: Система рекуперации KERS должна вернуться в Формулу 1?
Ян Ламмерс: Да, но необходимо изменить подход. Первое появление KERS было связано с соображениями маркетинга, руководству чемпионата хотелось создать иллюзию заботы об экологии, которой на самом деле не было. Но, сама идея – отличная. Я всегда говорил, что нужно четко разграничивать остальной автоспорт и Формулу 1, они не имеют друг с другом ничего общего.
Формула 1 – это поединок гигантов, здесь многие решения базируются на маркетинге, но переход на более экологичные технологии назрел – если чемпионату нужны спонсоры, крупные компании, он не должен наносить серьёзный вред окружающей среде.