Вопрос: Господин Лауда, за шесть месяцев, прошедшие после своего вашего назначения на высокий пост в Jaguar вы могли вникнуть во многие детали. Что вам по силам изменить?
Ники Лауда: Не слишком многое. Нам досталась машина, которая позволяет рассчитывать в квалификации примерно на 12-е место и при очень большом везении на очки в гонках. Именно в этом ее самое слабое место: нам не удается в квалификациях работать так же хорошо, как в гонках.
Вопрос: В чем причины?
Ники Лауда: Нам удается сполна реализовать потенциал покрышек Michelin только когда наша машина заправлена полностью и в условиях высокой жары.
Вопрос: Как вы собираетесь решить эту проблемы?
Ники Лауда: Процесс совершенствования этой машины подходит к концу. Как и другие команды, сегодня мы переключили наше внимание на модель будущего года. Что она нам даст, увидим, когда начнется сезон 2002 года.
Вопрос: А чем именно будет отличаться новая машина от старой?
Ники Лауда: Шасси будет весить на 20-25 килограмм меньше допустимого лимита. В этом году нам далеко не на каждой трассе удавалось корректировать баланс машины с помощью балласта. Пятнадцати килограммов для этого маловато. Остальное зависит исключительно от аэродинамики. Нам необходимо отыскать в конструкции такие компромиссы, которые позволят нам отыграть по крайней мере две секунды на круге.
Вопрос: Ваш новый аэродинамический тоннель в Англии заработает только в феврале - слишком поздно для новой машины...
Ники Лауда: Это верно. Нам придется и дальше проводить необходимые продувки в Калифорнии и в других трубах, которые мы арендуем в Англии, чтобы как можно меньше зависеть от этих обстоятельств.
Вопрос: Какие перемены ожидаются по персоналу команды?
Ники Лауда: Они в полном разгаре. Мы пытаемся привлечь дополнительные "мозги" с тем, чтобы поднять качество нашей работы на всех уровнях. Моя же непосредственная задача - объединить все эти "мозги" в эффективную команду.
Вопрос: Самый признанный в Формуле-1 технический авторитет Эдриан Ньюи от вас ускользнул, хотя уже подписал с вами контракт. Почему же такой искушенный боец как Лауда не смог настоять на соблюдении условий этого контракта?
Ники Лауда: Здесь и сейчас я готов согласиться с боссом McLaren Роном Деннисом: история с Ньюи полностью исчерпана, ничего нового добавить не могу. Что касается моего решения не настаивать на соблюдении Ньюи условий контракта, поясню в двух словах, как обстояли дела. Мы не могли заставить Ньюи работать на нас, но через полгода контракт вступил бы в силу, если бы он захотел. Однако на сцену вновь вышел McLaren. После этого надо было быть идиотом, чтобы настаивать на своем контракте.
Вопрос: Насколько более трудной будет задача построить машину, способную выигрывать гонки и чемпионаты, не прибегая к услугам Эдриана Ньюи?
Ники Лауда: Естественно, решить ее будет труднее. Ведь кроме Ньюи и Рори Бёрна из Ferrari в Формуле 1 на мой взгляд нет специалистов, способных самостоятельно строить чемпионские машины. Нам остается одна возможность: положиться на команду инженеров, которые сумеют гармонично сотрудничать друг с другом, чтобы добиться такого же результата.
Вопрос: Насколько тяжелее будет работать в качестве руководителя Jaguar Racing?
Ники Лауда: Невероятно трудно, если верить доктору Райтцле. Моя работа точно не станет более легкой, зато более интересной. Придется основательно попотеть, поскольку у команды слишком много слабых мест. Как бы то ни было: чем сложнее ее задача, тем приятнее будет добиться ее решения.
Вопрос: И как вы собираетесь добиться того, чтобы ваши сотрудники раскрыли свои возможности?
Ники Лауда: Здесь решить это намного легче, чем в моем прежнем предприятии. В компании Lauda Air работает около 2500 сотрудников, каждого из которых я должен был мотивировать. Это многому меня научило. Как бывший гонщик я умею вовремя тормозить. Кроме того в команде Формулы-1, вроде Jaguar, каждый сотрудники изначально имеет высочайшую мотивацию. Каждый хочет стать чемпионом мира, каждый стремиться раскрыться полностью.
Вопрос: А что доставляет вам удовольствие в этой работе?
Ники Лауда: Знаете, мне и до этого не приходилось постоянно тратить время на дискуссии с профсоюзами. Здесь же достаточно определить верное направление движения - дальше все складывается само собой.
Вопрос: Почему на ваш взгляд еще ни разу экс-чемпиону мира не удавалось снова выиграть чемпионат в качестве владельца команды?
Ники Лауда: Прежде всего, времена меняются. С тех пор, когда ты только выходишь на трассы, минует 10-15 лет. За последние десять лет лучшие команды, такие как Ferrari, McLaren, Williams, в техническом отношении ушли вперед очень далеко. Все они располагают солидными базами, опираются на собственные Силиконовые долины - это и базовые исследования, и организация производства, и аэродинамический тоннель, и электроника, и инженеры и т.д., и т.п. Сегодня тот, кто приходит сюда в качестве новичка, должен нагнать все, что ушло вперед за это десятилетие. А для того, чтобы одолеть Ferrari, McLaren и Williams, нужно строить собственную Силиконовую долину. И все это в кратчайшие сроки! Тут уже не имеет никакого значения, чемпион ты мира или нет.
Вопрос: Считаете ли вы, что обладаете преимуществом перед Аленом Простом, располагая пятнадцатилетним опытом управления авиакомпанией?
Ники Лауда: Огромным преимуществом! У меня совсем иная подготовка. Я могу применить в сложнейшем мире Формулы-1 опыт, который получил в обычном бизнесе.
Вопрос: Как долго еще Jaguar не будет одерживать побед?
Ники Лауда: Любая автомобильная компания, вступающая в Формулу-1, должна хорошо представлять, какие трудности ее здесь ожидают. На основе этого она должна составить план, просчитав, когда сможет ожидать результатов. В случае с Jaguar он рассчитан на пять лет, то есть, до 2005 года. Начиная с 2003 года мы хотим начать выигрывать гонки.
Вопрос: А почему же BMW - новичок - уже на второй год после своего появления одерживает победы?
Ники Лауда: Должен искренне их с этим поздравить! Они пожинают плоды детально просчитанной работы. Мы на их фоне выглядим очень неприглядно. У BMW новейший и без сомнения самый мощный двигатель, но доводку которого не потребовалось тратить столько времени, сколько планировалось. В сочетании с опытной группой конструкторов, разработавших шасси, и прекрасным гонщиком в лице Ральфа Шумахера они вполне могут рассчитывать даже на второе место в чемпионате.
Вопрос: Роль конструктора сегодня более значима, чем гонщика?
Ники Лауда: Она не менее важна!
Вопрос: Не располагая талантом уровня Михаэля Шумахера, вам трудно будет вывести Jaguar в первые ряды...
Ники Лауда: Нет, Шумахер сам по себе для меня не значит ничего, если я не могу предложит ему машину, обладающую такой же скоростью, как Ferrari! Если Ирвайн на Jaguar занимает в гонках лишь восьмые места, то Шумахер вряд ли поднимется выше пятого!
Вопрос: Собираетесь ли вы сохранить неизменным состав команды: Эдди Ирвайн и Педро де ля Роза?
Ники Лауда: Меня устраивают оба. Если Ирвайну удается как следует настроить машину, он по-прежнему один из самых быстрых гонщиков. Де ля Роза поначалу проигрывал ему около 0,5 секунды. Это было слишком много. 0,2-0,3, как сейчас, это уже лучше. Я много с ним беседую.
Вопрос: И де ля Роза от ваших разговоров начинает ездить быстрее?
Ники Лауда: Нет, я просто анализирую вместе с ним, почему он едет медленнее, чем Эдди.
Вопрос: И в чем же дело?
Ники Лауда: Он чувствует себя не так уверенно, не так яростно их атакует, как Эдди. Ирвайн не боится, что вылетит с трассы - если только будет рисковать слишком сильно или допустит ошибку.
Вопрос: Они остаются в команде на 2002 год?
Ники Лауда: Да, потому что оба имеют контракт.
Вопрос: У Френтцена шансов нет?
Ники Лауда: Нет.
Вопрос: Приходится слышать сожаления, что сегодняшние гонщики стали более скучными личностями. От них ждут больше неожиданных выпадов. Как это соотносится с командами, обладающими столь известными именами как Jaguar, которая наверняка стремится как следует отлакировать свой имидж в Формуле-1?
Ники Лауда: Эдди просто великолепен. Да, конечно, временами он отличается скандальными замечаниям в адрес своих коллег. Но таких парней я почитаю выше, чем тех, кто вообще никак себя не проявляет, или кого жестко контролируют, как Хаккинена или Култхарда. Хаккинен никогда в этом не признается. Култхард более откровенен, но никак не удается отделаться от ощущения, что из его уст ты слышишь пресс-релизы McLaren. А вообще, такие вещи, как харизма, веселье сегодня почти исчезли.
Вопрос: Да, но Култхарда сегодня сопровождает больше историй, связанных с женщинами. Не они ли делают его более быстрым гонщиком?
Ники Лауда: Безусловно! Для того, чтобы компенсировать невероятный риск, сопровождающий тебя в кокпите, ты должен как следует расслабляться, выбравшись из него. Култхарду в этом помогают женщины, Шумахеру - его семья.
Вопрос: Наверное, гонщики сегодняшних дней выглядят более скучными людьми, чем Лауда или Хант, потому что сегодняшние гонки стали более нудными, чем в ваши времена. Настоящие схватки стали редкостью, обгонять невероятно трудно. Все это убивает радость от этого спорта!
Ники Лауда: Старая проблема. Но по сравнению с монотонным прошлым сезоном, нынешний выглядит не так уж плохо. У него есть взлеты и провалы. Но кто-то должен изменить регламент таким образом, чтобы обгонять стало легче.