Шарль Леклер был гостем видеоподкаста Italian Tech и говорил о перспективах автомобильной отрасли, планах слетать в космос, шахматах и общении с болельщиками...
Вопрос: Вы как-то сказали, что неудачи учат гораздо большему, чем победы. Чему вас научил прошлый год?
Шарль Леклер: После каждой неудачи я всегда пытаюсь выяснить, где ошибся. Я анализирую саму ошибку и её причины, стараюсь понять, связана ли она с тем, что я перестарался и с чем-то ещё. Разобравшись с её причинами, стараюсь её не повторять. После этого я больше о ней не думаю – раньше мысли о собственных ошибках приводили меня в уныние.
Это важный мыслительный процесс, он помогает мне стать сильнее. Но так было не всегда. Раньше я был очень жёстким по отношению к себе и концентрировался на ошибках вместо того, чтобы действовать более конструктивно. Я много работал над собой и добился прогресса. Теперь я умею учиться на своих ошибках.
Вопрос: В начале пандемии вы говорили, что после неё всё изменится. Как эта ситуация повлияла на вас? Вы изменились?
Шарль Леклер: За этот период изменился мир в целом. Надеюсь, что когда-нибудь жизнь снова будет такой, как раньше. Я верю в это. Но лично я не изменился. Конечно, я изменил привычки – не могу встречаться со всеми, с кем хочется, или по крайней мере стараюсь соблюдать ограничения.
Сейчас мы многое не можем делать, но мне повезло – благодаря Формуле 1 я продолжаю путешествовать, а многие лишены такой возможности с самого начала пандемии. В этом плане для нас сделали исключение, но ситуация всё равно непростая. Но я верю, что рано или поздно всё снова придёт в норму.
Вопрос: Сейчас много внимания уделяется вопросам экологии и изменения климата. В Формуле 1 постараются к 2030 году добиться углеродной нейтральности. Что вы думаете об этой проблеме?
Шарль Леклер: По-моему, это очень хорошая цель и правильный путь. Надо быть оптимистами. Каждый из нас должен внести свой вклад: начиная с отказа от пластика в паддоке и заканчивая гибридными силовыми установками в Формуле 1, которые меньше загрязняют окружающую среду и используют специальное топливо. Это глобальная цель, но я уверен, что в Формуле 1 её достигнут. Мы на верном пути.
Вопрос: Президент Ferrari Джон Элканн заявил, что в 2025 году появится первая Ferrari с электрическим двигателем. Вы привыкли к звуку обычных двигателей. Как вы относитесь к электромобилям?
Шарль Леклер: Я за машины с электродвигателями. Главное – это мир вокруг нас. Двигателю внутреннего сгорания всегда найдётся место в будущем – он может использоваться в комплексе с гибридными технологиями и экологичным топливом. Любой проект Ferrari становится особенным – то же самое произойдёт и с её спорткаром с электрическим двигателем.
Вопрос: Вы уже видели или тестировали спорткар Ferrari с электрическим двигателем?
Шарль Леклер: К сожалению, ещё нет, но хотел бы попробовать его на ходу.
Вопрос: Последняя тенденция в автомобильном мире – машины с автопилотом. Вы прокатились бы на такой машине?
Шарль Леклер: Иногда мне приходится проезжать 300-400 км... Мне всегда нравится сидеть за рулём, но столь длинная дистанция может быть утомительной. Если машина с автопилотом безопасна, почему не отдать управление искусственному интеллекту? Но мне так нравится пилотировать машины, что я не представляю себе ситуацию, чтобы я нажал кнопку автопилота и стал пассажиром.
Вопрос: Появляются первые прототипы летающих машин. Как вы считаете, через 30 лет вы сможете пилотировать такую машину?
Шарль Леклер: Не знаю.
Вопрос: Но мы застанем это время?
Шарль Леклер: Да. Возможно, через 10-15 лет этот проект обретёт конкретные очертания, хотя, может быть, это довольно оптимистичный прогноз. Но я надеюсь, что так и будет – это здорово! Учитывая темпы развития дронов, через некоторое время мы увидим летающие машины.
Вопрос: Намного раньше летающих автомобилей появился проект космического туризма. Илон Маск и Джефф Безос ищут космических туристов. Вам понравилась бы идея отправиться в космос, или это вас не интересует?
Шарль Леклер: Если они ищут желающих, и есть свободное место – то я с радостью! Это моя мечта. Я недавно разговаривал об этом с семьёй и с девушкой. Мне очень нравится эта идея, так что я обязательно соглашусь.
Вопрос: У вас много подписчиков в социальных сетях, а также десятки фан-клубов по всему миру. Как вы относитесь к социальным сетям? Вы сами ведёте свои аккаунты, или у вас есть помощники?
Шарль Леклер: В гоночный уик-энд у меня много работы, поэтому мне помогают, но в остальное время я всё делаю сам. Мне нравится прямая связь с болельщиками, и я считаю, что должен быть таким, какой я в жизни. Несправедливо по отношению к моим подписчикам, если бы между мной и болельщиками стоял какой-то посредник. Мне нравится быть близким к болельщикам.
В любом случае, я стараюсь читать все сообщения, хотя не всегда могу на них ответить. Но я обязательно их просматриваю и чувствую поддержку болельщиков, особенно теперь, когда они не могут приезжать на трассы. Я всегда очень внимательно отношусь к своим аккаунтам.
Вопрос: Ваши болельщики говорят о таком феномене как «Леклерсизм». Что вы в него вкладываете?
Шарль Леклер: «Леклеркизм» или «Леклерсизм» – не знаю, как правильнее! (смеётся) Но если говорить об имидже, я хочу быть самим собой – чтобы люди видели меня таким, какой я есть. Я стараюсь оставаться скромным – и транслирую эти ценности.
Отец и Жюль Бьянки всегда учили меня быть скромным, но не потому что у меня не было этого качества – они считали, что это качество пригодилось бы мне в будущем. И я всегда об этом помнил, потому что моя карьера развивалась стремительно, и мне надо было рационально смотреть на вещи и понимать, что надо много работать. У меня всегда был такой настрой, и это помогает стать лучше.
Вопрос: Я видел в Instagram, что вы болеете за Алекса дель Пьеро, Джанлуиджи Буффона и Криштиану Роналду…
Шарль Леклер: Я болею за них, потому что встречал каждого из них в жизни, но я не футбольный болельщик и не слежу за матчами. По-моему, такими спортсменами как Дель Пьеро, Буффон и Роналду можно только восхищаться – они очень талантливые, целеустремлённые и постоянно стараются прогрессировать. Это вызывает восхищение – именно поэтому я за ними слежу.
Вопрос: Вы подписаны также на Лилло и Франка Матано…
Шарль Леклер: Да, потому что смотрел комедийное шоу Lol – меня это повеселило.
Вопрос: Вы играете в шахматы. Какой вы игрок?
Шарль Леклер: Мы с Карлосом часто играем в шахматы по дороге на гонки. Мы загрузили на iPad приложение, благодаря которому можем соревноваться. Мне это очень нравится, но я ещё не очень хороший игрок.
Вопрос: Вам больше нравится начинать игру с королевского гамбита или с дебюта ферзевой пешки?
Шарль Леклер: С дебюта ферзевой пешки.
Вопрос: Это более разумный в плане стратегии ход…
Шарль Леклер: Да.
Вопрос: Основатель компании Nike Фил Найт говорил, что искусство победы – это искусство забывать сомнения, ошибки и страхи – и двигаться вперед. Что значит для вас искусство побеждать?
Шарль Леклер: Как я уже говорил, я анализирую каждую ошибку, чтобы её не повторить. Но очень важно не концентрироваться только на ошибках – нужно быть оптимистом во всем, даже в личной жизни. Надо верить в себя и видеть, что можно улучшить. Именно таким я стараюсь быть. Я пока не дочитал книгу Фила Найта, но она очень интересная.
Вопрос: Изобретатель лампы накаливания Томас Эдисон сказал: «Я не 10000 раз ошибся, создавая лампочку – я 10000 раз показал, как не надо это делать». Если сравнить этот процесс создания лампы накаливания с прогрессом Ferrari, на каком этапе вы находитесь на пути к победам?
Шарль Леклер: Скажем так, мы на середине пути. Конечно, нам еще многое предстоит сделать, но мы мотивированы и много работаем. Прошлый сезон был очень сложным, но мы приняли ситуацию такой, какой она была, и старались сделать шаг вперёд.
В этом году уже всё по-другому: мы добились прогресса после сложного сезона, так что теперь у команды более позитивный настрой. Это здорово! Мы с Карлосом мотивируем друг друга – он очень хороший гонщик. Всё в порядке, мы на правильном пути, но надо продолжать работу. В следующем году нас ждёт важный сезон.
Вопрос: Какие у вас ассоциации с будущим?
Шарль Леклер: Это два слова: амбиции и цели. Именно они приходят мне на ум, когда я думаю о будущем. Но обычно живу настоящим и наслаждаюсь нынешним моментом. Некоторые моменты в моей личной жизни научили меня больше ценить настоящее, а не жить в ожидании следующих двух-трёх лет. Будущее – это, конечно, хорошо, и я часто о нём думаю с профессиональной точки зрения: работая с машиной и создавая новинки, надо представлять долгосрочную перспективу. Но в личной жизни я концентрируюсь на настоящем.