Шарль Леклер дал обстоятельное интервью, в котором честно рассказал о сильных и слабых сторонах Ferrari и подвёл итоги сезона 2022 года.
Вопрос: Ваш сезон начался с двух побед, но затем Макс Ферстаппен изменил ситуацию в свою пользу. Когда вы почувствовали, что титул ускользает из рук?
Шарль Леклер: Я верил в титул до конца сезона – я должен был верить. В Барселоне мы получили обновлённую машину, которая позволила сделать шаг вперёд, но именно тогда и наступило разочарование, поскольку мы практически ничего не смогли выжать из новинок.
В Барселоне отказал двигатель, в Монако мы ошиблись в стратегии, в Баку вновь сломался двигатель, потом был штраф в Канаде. Тогда и началась нисходящая тенденция. У нас была скорость, чтобы выигрывать гонки, но мы не справились. Это было трудно принять.
Вопрос: У Ferrari с самого начала был широкий рабочий диапазон, машина бережно работала с резиной, но потом преимущество перешло к Red Bull. Что произошло?
Шарль Леклер: Нет сомнений, что мы улучшили машину, но в Red Bull по какой-то причине сделали особенно большой шаг вперёд после летнего перерыва. Это было заметно на примере Макса и менее заметно на примере Серхио. Во второй части сезона они оказались очень и очень быстры, особенно в гонках.
Вопрос: Многочисленные поулы доказывают, что у Ferrari была скорость, но после Спа на вашей машине усилился износ шин. С чем это связано?
Шарль Леклер: Гонщику приходится сильнее атаковать и нагружать машину, если он чувствует, что скорости недостаточно. А это приводит к увеличению износа шин. По сравнению с Red Bull у нас не оказалось ожидаемого темпа, и попытки исправить положение привели к более высокой деградации шин. В начале сезона наша машина была лучшей, что позволяло выбирать более подходящие стратегии на гонки.
Вопрос: Red Bull были очень быстры на прямых. Это вынуждало вас идти на нежелательные компромиссы в настройках машины?
Шарль Леклер: Они действительно очень быстры на прямых, но в начале сезона нам удавалось восполнять дефицит благодаря более высокой скорости в поворотах. Затем в Red Bull прибавили в поворотах и оказались быстрее нас в целом.
Я не считаю, что самой большой нашей проблемой был износ шин. Мы оказались недостаточно хороши, чтобы идеально провести гонку – например, с точки зрения стратегии. Иногда мы оказывались в неоптимальной ситуации, что вынуждало проезжать более продолжительный отрезок на одном комплекте. Такие дела.
Команде нужно поработать над выступлением в гонках. Если оценить сезон в целом, то у нас было достаточно сил, чтобы побороться за титул, но мы не справились.
Вопрос: Если сравнивать скорость в поворотах, то в каких лучше Ferrari, а в каких Red Bull?
Шарль Леклер: Думаю, у нас было преимущество в среднескоростных и быстрых поворотах. В медленных на протяжении сезона преимущество было то у нас, то у Red Bull, а на прямых они быстрее.
Вопрос: Раскачка на прямых особо не влияла на скорость Ferrari, но создалось впечатление, что в Бельгии, после внедрения технической директивы, ваша команда потеряла больше остальных…
Шарль Леклер: Мы так не считаем. Да, по времени эти события совпали, но мы думаем, что это в Red Bull привезли в Спа несколько новинок, которые позволили им стать быстрее. Особенно в сравнении с другими командами. Дело не в том, что мы замедлились. Дело в том, что Red Bull стали быстрее.
Вопрос: В этом сезоне вы на шаг впереди напарника Карлоса Сайнса. С чем это связано?
Шарль Леклер: Я изменил подход к работе и к дисциплине дома. В 2021-м, когда я приезжал домой, то делал тысячу всяких дел. Это привело к тому, что во второй половине сезона я чувствовал себя уставшим. Усталость влияла на мои выступления.
Кроме того, машина 2022 года мне лучше подходит. Мы отлично провели зимние тесты, на которых многое опробовали, уделив большое внимание тому, как я могу пилотировать. Это помогло начать сезон на высоком уровне, и я мог сосредоточиться на мелочах.
Вопрос: Вы всегда открыто признаёте свои ошибки. С чем это связано?
Шарль Леклер: Я так работаю и всегда признаю ошибки, когда их допускаю. Неправильно скрывать свои ошибки, поскольку в таком случае ты не будешь учиться на них. Как только я совершаю ошибку, то чувствую уверенность, что она сделает меня сильнее.
Вопрос: Некоторые гонщики говорят, что признание ошибок воспринимается как слабость. Вы не согласны?
Шарль Леклер: Ошибка может быть уникальной. Я всегда признавал свои промахи – для меня это нормально, и я не считаю это чем-то плохим. Если команда ошибается, я им тоже об этом говорю. Мы честны друг с другом. Благодаря такому подходу мы растём вместе, поэтому я не хочу его менять.
Вопрос: Значит, команда тоже самокритична?
Шарль Леклер: Да, мы самокритичны. Я очень критично отношусь к команде, хотя и не из тех, кто будет ругать команду публично. Однако на внутренних встречах я говорю обо всём – моя работа заключается в том, чтобы вести команду вперёд. Если я допускаю ошибки, то я их исправляю, если команда – мы должны их зафиксировать. Я считаю, что нам должно быть разрешено говорить такие вещи.
Вопрос: Команду иногда слишком жёстко критикуют. Это связано с тем, что Ferrari это Ferrari?
Шарль Леклер: Не знаю, но мне всё равно. Нас не должно беспокоить, что думают другие люди. Наша работа заключается в том, чтобы найти способ прибавить. Очевидно, что мы должны научиться реализовывать весь потенциал в гонках. Критика больше присутствует в прессе, чем в реальной жизни, но меня это не волнует.
Вопрос: В 2022-м команда добилась явного прогресса по сравнению с двумя предыдущими сезонами. Вы считаете прошедший сезон успешным или огорчены из-за того, что не смогли выиграть титул?
Шарль Леклер: Для меня год стал чем-то средним между двумя этими противоположностями. Если оценивать картину в целом, то мы сделали большой шаг вперёд, проделав невероятную работу за кулисами. Не думаю, что многие верили, что мы способны бороться за победу.
С другой стороны, я чувствую разочарование, поскольку мы могли выиграть больше гонок. Повторюсь, мы сосредоточены на том, чтобы стать лучше. В следующем сезоне наша машина должна быть не хуже, чем в этом году, чтобы команда смогла до самого конца бороться за титул.
Вопрос: Насколько сложно набраться терпения и продолжать верить в команду?
Шарль Леклер: Верить в команду? С этим у меня никогда не было проблем. Было трудно предсказать, что мы вернёмся в борьбу в 2022-м, но я был в этом уверен. Я видел, сколько сил было вложено в машину, и это давало мне надежду, что мы сделаем следующий шаг.
Вопрос: А терпение?
Шарль Леклер: С этим сложнее, поскольку я нетерпеливый. Моя жизнь – это гонки и победы в них. Я получаю мотивацию от побед. Я ощутил вкус победы в 2019-м, но следующие два года получились сложными и, судя по всему, ввели меня в заблуждение. Я пытался изменить ситуацию, но ни один гонщик за счёт своего мастерства не сможет отыграть целую секунду – это просто нереально.
Те два сезона помогли мне вырасти как гонщику и стать более терпеливым. Но я надеюсь, что в карьере мне больше не придётся так долго проявлять терпение.
Вопрос: В этом сезоне ваши дуэли с Максом Ферстаппеном проходили чисто. Это связано с тем, что вы гонщики одного поколения?
Шарль Леклер: Мы хорошо знаем друг друга, но я не думаю, что поэтому борьба между нами стала более спокойной. Думаю, разница между моей борьбой с Максом и борьбой Макса с Льюисом Хэмилтоном в прошлом году связана с тем, что дуэли происходили на разных стадиях сезона.
Моя борьба с Максом проходила в начале года, когда у меня было большое преимущество в чемпионате, а потом уже Макс оказался далеко впереди. Когда такая разница, вы меньше рискуете. Если в 2023-м мы с Максом будем бороться за титул до конца сезона, думаю, противостояние на трассе обострится.
Вопрос: Что станет ключевым фактором для успеха в 2023-м?
Шарль Леклер: Нам нужно стать лучше, устранить слабые места. У команды есть несколько идей на этот счёт.
Вопрос: Если бы вы могли устранить одно слабое место, то какое?
Шарль Леклер: Нужно найти способ стать на прямых такими же быстрыми, как Red Bull.
Вопрос: Ожидаете, что Mercedes вернётся в борьбу?
Шарль Леклер: Я рассчитываю на них. В этом сезоне всегда было непонятно, что от них ожидать – мы не знали, на конкретной трассе они поедут быстро или медленно, особенно в квалификации. Я почти уверен, что в Mercedes сохранят всё хорошее, что есть в их машине, и сделают её быстрее.