Пока Force India проводит самый успешный сезон в своей истории: регулярно зарабатывает очки, на её счету один подиум, и она занимает 4-ю строчку в Кубке конструкторов. В обстоятельном интервью журналу Auto Motor und Sport руководитель команды Виджей Малья рассказал о секрете ее успеха.
Вопрос: Force India с давних пор добивается успеха, несмотря на небольшой бюджет. В чём ваш секрет?
Виджей Малья: Давайте вернемся в тот год, когда я купил команду. Обе наших машины были в конце стартовой решетки. Я дал прежнему руководству команды один год. Было много обещаний, но они не были выполнены, хотя я вложил в инфраструктуру столько денег, сколько требовалось. Затем я поменял менеджмент. Честно говоря, в тот момент я чувствовал растерянность: я не представлял себе, как надо руководить командой.
Вопрос: Что произошло после этого?
Виджей Малья: Я дал шанс нашим молодым специалистам: качество их работы проявилось только тогда, когда они получили полную свободу. Вместе мы определили реальные цели и наметили план действий: прежде всего, машины должны были проходить во вторую часть квалификации – в тот момент об этом можно было только мечтать. В 2009 году мы хотели оказаться в десятке, затем впервые поднялись на подиум. Мы выполнили все задачи. Я очень горжусь, что мы прогрессировали каждый год.
Наш секрет прост: талант, любовь к гонкам, правильный выбор партнеров и эффективность. Сначала мы выбрали правильного партнера в лице McLaren. А теперь нам снова повезло с Mercedes. Хочу напомнить, что мы стали первой клиентской командой Mercedes.
Вопрос: Остается ли еще что-то доделать?
Виджей Малья: Мы работаем с устаревшей аэродинамической трубой и тестируем модели в 50% величины, а также используем аэродинамическую трубу Toyota, чтобы проверить собственные данные. Все остальные команды могут работать с моделями в 60% масштаба. Несмотря на эти сложности, машина получается конкурентоспособной.
Сейчас мы решили модернизировать инфраструктуру. Когда я купил команду, мощность комплекса вычислительной гидродинамики (CFD) составляла один терафлопс, в то время как у топ-команд – 44 терафлопса. Мы всё ещё на пути к этому. Я полностью доверяю команде и верю, что, используя более качественные возможности, она построит более конкурентоспособную машину. В 2014 году мы продемонстрировали наш потенциал. Начало сезона оказалось лучшим в истории команды.
Вопрос: Следующий шаг вперед возможен, только если вкладывать больше денег?
Виджей Малья: Мы еще не показали, на что способны при имеющихся ресурсах. Можно было бы повысить темпы работы с машиной, но для этого необходимо больше инвестиций. Однако всему существуют пределы. Не должно быть так, чтобы преимущество получал тот, кто вложил больше всего денег. Команды должны получить одинаковые возможности. Всё должен решать талант, а не деньги.
Вопрос: Вы удивлены тем, что крупные команды переманивают у вас сотрудников?
Виджей Малья: Мои сотрудники понимают, что я предлагаю им хорошую рабочую обстановку. К ним относятся как к части команды, и каждый из них, вплоть до секретарши, понимает свою значимость для успеха общего дела. У наших сотрудников хорошие возможности для карьерного роста. Мы помогаем им поверить в себя.
Вопрос: Вас огорчает то, что команды не могут договориться по поводу контроля расходов?
Виджей Малья: Несколько лет назад все команды единогласно решили, что необходимо контролировать расходы. К сожалению, сейчас некоторые из них изменили своё мнение, причём, по причинам, которые я считаю неприемлемыми. Мы подали протест в FIA и попросили федерацию найти справедливое решение.
Вопрос: Вы ожидаете, что FIA займет более активную позицию?
Виджей Малья: Было бы некорректно сказать, что FIA не волнует сложившаяся ситуация. Федерация решает очень серьезные проблемы. Дело в том, что найти решение не так просто. Кроме того, его нужно согласовывать с FOM и командами.
Вопрос: Каким, с вашей точки зрения, должен быть бюджет, которого хватит командам?
Виджей Малья: Мне сложно назвать конкретную сумму. Кроме того, если бы я это сделал, то следующим вопросом был бы такой: учитываются ли при этом зарплаты гонщиков или нет? Я считаю, что в FIA должны разработать правила, которые бы препятствовали бессмысленным затратам.
Вопрос: Большинство партнеров Force India – это принадлежащие вам компании. В будущем всё останется так же, или что-то изменится?
Виджей Малья: Если бы мои компании не получали выгоду от рекламы в Формуле 1, то эти инвестиции, тем более долгосрочные, не имели бы смысла. Мы уже увеличили число внешних спонсоров.
Да, Smirnoff – это партнер моей компании, но они не вкладывают деньги, поскольку являются нашим партнером. Они делают детальный маркетинговый анализ ситуации по той же причине, по которой компания Johnnie Walker в своё время поддерживала McLaren.
Вопрос: Является ли для вас проблемой то, что ваш партнер Субрата Рой оказался в тюрьме?
Виджей Малья: Дело в том, что всё это никак не связано с Формулой 1. Две его фирмы собрали деньги у инвесторов, и расследованием ситуации занимается орган надзора за финансами. Инвестиции компании Sahara в нашу команду не зависят от этого.
Вопрос: Это негативно влияет на ваш имидж?
Виджей Малья: Это риторический вопрос. До сих пор ни один спонсор не разорвал из-за этого контракт с нами. Все они формируют своё мнение о нашей команде в зависимости от наших результатов на трассе и пользы, которую могут получить.
Вопрос: Для вашей авиакомпании Kingfisher Airlines наступили сложные времена. Как это влияет на Force India?
Виджей Малья: Эта история каждый раз трактуется ошибочно. Моя авиакомпания – это акционерное общество. Я не знаю такой компании, которая возлагала ответственность за всю группу компаний на директора или одного из акционеров. Наряду с Kingfisher Airlines, мне принадлежит много других компаний. Мой приоритет – это реализация алкогольных напитков, а их продажи растут постоянно, независимо от проблем авиакомпании.
Вопрос: До сих пор вы достигали всех своих целей. Что вы ждете от этого сезона?
Виджей Малья: Я говорил команде, что мы должны завоевать подиум, и нам это удалось. Теперь я хочу, чтобы мы чаще финишировали в тройке, а Force India заняла, по меньшей мере, пятую строчку в Кубке конструкторов. Но на самом деле я хотел бы, чтобы команда закончила сезон на четвертой строке Кубка конструкторов.
Вопрос: У вас два новых гонщика. Они оправдали ваши ожидания?
Виджей Малья: У нас два хороших гонщика, но мы хотели бы добиться успеха. Сейчас идет острая борьба, и это вынуждает нас добиваться максимальных результатов. Мы давно знакомы с Нико Хюлкенбергом. Мне было жаль, когда он покинул нас в 2012 году и перешел в Sauber, но я еще тогда сказал ему, что если он захочет снова сменить команду, то пусть сначала обратится ко мне. Он так и сделал. Я твердо верю, что у Нико есть чемпионский потенциал.
Кроме того, мы очень довольны Серхио Пересом. Его напрасно критиковали. Если бы он не был талантлив, разве он мог оказаться в McLaren? Почему McLaren пригласили на его место нового гонщика – это их дело. Факт в том, что Серхио отлично выполняет свою работу.
Вопрос: Как обстоят дела с контрактом с индийским гонщиком?
Виджей Малья: Несколько лет назад мы запустили программу «Один из миллиарда». Мы нашли одного гонщика в лице Джехана Дарувала. Наша цель – когда-нибудь он должен дебютировать в нашей команде.
Вопрос: Что ждет Гран При Индии?
Виджей Малья: В Индии есть автодром Buddh International Circuit – эта трасса получила лицензию А1. Она нравится и гонщикам, и командам. К сожалению, количество зрителей не соответствовало ожиданиям. Сегодня они предпочитают смотреть гонки по телевизору, а не на трассе. Вероятно, мы должны предложить публике более зрелищное шоу.
В Индии активно интересуются Формулой 1, в том числе благодаря успехам Force India. У Формулы 1 огромный потенциал в этой стране. У нас живет более миллиарда человек и много молодежи. Со стороны Берни Экклстоуна было бы неразумно отказываться от этапа в Индии после двух или трех гонок. Организаторы инвестировали много денег в инфраструктуру, вокруг автодрома строится спортивный город. Когда он будет готов, привлекать людей на Гран При станет легче.