Начало сезона пока не оправдывает ожиданий Red Bull Racing, и спортивный консультант компании Хельмут Марко знает этому объяснение. В интервью он рассказал о недовольстве современными силовыми установками, о будущем Формулы 1 под руководством Liberty Media, участии Фернандо Алонсо в «500 миль Индианаполиса» и перспективах Карлоса Сайнса.
Вопрос: Эдриан Ньюи и его команда всегда великолепно интерпретировали новый регламент. В 2017-м Red Bull Racing много уступает Mercedes и Ferrari. Что произошло?
Хельмут Марко: Проблема в интерпретации данных CFD и аэродинамической трубы: между двумя департаментами не было полного понимания или же они неправильно интерпретировали данные.
Действительно, мы всегда блестяще справлялись с переменами в правилах, но на этот раз не получилось, результаты команды пока не оправдывают ожидания. Это с одной стороны, а с другой мы не получили силовую установку, на которую рассчитывали.
Вопрос: Вы уже говорили, что в этом году команда смирилась с тем, что не сможет побороться за титул…
Хельмут Марко: Нет. Иначе мы бы не стали столько работать с машиной. Команда по-прежнему верит, что сможет сократить отставание от Ferrari и Mercedes. Современная силовая установка очень сложна – это не просто мотор. У нас есть проблемы с расходом топлива, мощностью и управляемостью двигателя. Нужно сокращать отставание в разных областях.
После первых гонок сложилось впечатление, что Ferrari – фаворит в борьбе за титул, но в Барселоне команда оказалась не столь конкурентоспособна, а в Mercedes добились прогресса в работе с мотором. Стоит модернизировать двигатель, и вы делаете большой шаг вперед.
Вопрос: Возможно, вы слышали, что на тестах в Индианаполисе Фернандо Алонсо сказал, что в Формуле 1 нужно шесть минут, чтобы завести двигатель. Можно ли сказать, что современные гибридные силовые установки слишком сложны, не обеспечивают зрелищность и стоят слишком дорого?
Хельмут Марко: Эти установки – потрясающий пример инженерной мысли, но они не подходят для Формулы 1. Они слишком сложны – необходимо присутствие восьми или десяти человек, чтобы завести мотор. Гонщик не может завести машину без инструкций и советов инженеров. Кроме того, у этих двигателей нет прежнего звука, и зрителей не интересует эта технология, потому что она никогда не появится на их машинах.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что существует некоторая иерархия: шансы есть только у автопроизводителей, а остальные никогда не выиграют титул, если не потратят огромное количество денег?
Хельмут Марко: Эти двигатели не производят прежнего шума, они очень дороги и сложны. И в целом, это уже не тот двигатель, что мы использовали раньше. Именно поэтому у нас проблемы, и мы надеемся, что в Liberty Media услышат эту критику, ведь компания уровня Honda считается отличным специалистом в области моторов, но не может решить свои проблемы, потому что эти двигатели слишком сложны и невероятно дороги.
Вопрос: Какие двигатели хотят видеть в Red Bull Racing после 2020 года?
Хельмут Марко: Идея проста: мы хотим получить мощный двигатель в 1000 л.с. с одной системой рекуперации энергии. Его стоимость не должна превышать 15-20 миллионов. У него должен быть мощный звук, и гонщик обязан справляться с ним самостоятельно. Кроме того, новый мотор должны производить и независимые компании, чтобы их могли использовать мы или McLaren.
Вопрос: Если пожелания Red Bull не будут выполнены, компания уйдет из Формулы 1?
Хельмут Марко: Да, потому что мы сделали выводы из прошлогодней ситуации. Ни Mercedes, ни Ferrari не дали нам свой мотор, а Renault предоставила нам двигатель под давлением Берни Экклстоуна. Мы хотим равенства – нам не нужен шантаж крупных автопроизводителей.
Вопрос: В связи с этим что вы думаете о слухах, что Mercedes может помочь Honda?
Хельмут Марко: Мне кажется, что это ошибка. Мне неважно, правда ли это, но если это действительно так, то это ошибка. Что касается шасси, существуют очень жесткие правила, запрещающие командам помогать друг другу, поэтому опередить Mercedes невозможно – у них всегда будет козырь, дающий им преимущество.
Вопрос: Вы рассматриваете вариант объединения с Volkswagen, если компания придет в Формулу 1?
Хельмут Марко: У Volkswagen уже есть серьезные проблемы из-за скандальной ситуации с дизельными моторами, поэтому я сомневаюсь, что они задумываются о проекте в Формуле 1. Но автопроизводителям нужно, чтобы силовая установка стала проще – тогда в спорте появятся новые компании.
Вопрос: Что вы думаете о решении Фернандо Алонсо выступить в «Инди-500»? Вы его понимаете?
Хельмут Марко: Я его понимаю. Если бы ему повезло и всё прошло без проблем, то в Монако он финишировал бы седьмым или восьмым. А для гонщика уровня Фернандо это ничего не значит. Победа в «Инди-500» – нечто особенное. Я дважды выступал в Индианаполисе – это невероятно. Фернандо уже не сможет опередить Михаэля Шумахера по числу титулов – их слишком много, поэтому я его полностью понимаю. А следующий этап – Ле-Ман. Грэм Хилл завоевал три короны, и это мотивирует Фернандо.
Вопрос: Кстати, у Red Bull есть планы когда-нибудь выиграть «24 часа Ле-Мана»?
Хельмут Марко: Нет. Мы сосредоточены на Формуле 1. Судя по всему, расходы в WEC слишком высоки, чтобы завоевать титул, и есть только одна гонка, которая имеет значение и освещается больше, чем остальные.
Вопрос: Вы не планируете даже роль спонсора?
Хельмут Марко: Нет.
Вопрос: Вы видите плюсы для Формулы 1 от участия Фернандо Алонсо в «500 миль Индианаполиса»?
Хельмут Марко: В Формуле 1 выступает 20 гонщиков, и среди них никогда не будет равенства. Если Фернандо добьется успеха в «Инди-500», что вполне возможно, то это докажет, что переход на современные силовые установки был ошибкой, ведь один из лучших гонщиков не имеет возможности бороться за лидерство. Это сломает конкурентоспособность. Я полностью его поддерживаю.
Вопрос: Что вы попросите у Liberty Media для Формулы 1 на будущее? Для шоу, для бизнеса и так далее?
Хельмут Марко: Прежде всего, нам нужен новый двигатель – он не должен стать определяющим фактором, как сейчас. Мы хотим, чтобы в среднесрочной перспективе Формула 1 стала бизнес-моделью, при которой каждая команда может выживать и зарабатывать деньги. Сейчас нужны огромные вложения, и почти все команды не зарабатывают деньги, а терпят убытки. Если посмотреть на футбольные клубы Atletico Madrid, Barcelona, Real Madrid – все они зарабатывают деньги.
Вопрос: А Red Bull терпит убытки в Формуле 1?
Хельмут Марко: Да. Формула 1 дорого нам обходится, а это неправильно, и в Liberty это понимают. Всё, что мы слышали до сих пор – сделать интересное шоу – это позитивно, но мы, как и организаторы, понимаем, что не можем позволить себе терять деньги в среднесрочной перспективе. А сейчас организаторы теряют деньги.
Вопрос: Давайте поговорим о Карлосе Сайнсе. Он проводит третий год в Toro Rosso: охарактеризуйте его как личность и как гонщика?
Хельмут Марко: Он отлично прогрессировал, из Карлоса Сайнса-младшего стал Карлосом Сайнсом-гонщиком Формулы 1 и за это время у него были свои подъёмы и спады.
Например, в GP3 его опередил Квят. Когда мы перевели Даниила в Формулу 1, Карлос был расстроен, но затем он полностью изменил подход и в отличном стиле завоевал титул в Мировой серии Renault. Затем, когда Ферстаппен перешёл в Формулу 1, Карлосу пришлось нелегко, но год назад в Барселоне он провёл свою лучшую гонку. Он учится, и его обучение проходит непросто.
Он очень быстрый гонщик, но ему нужна стабильность. Иногда в пятницу он показывает потрясающие результаты на тренировках – настолько, что мы в Red Bull задаемся вопросом: «Как он это сделал?» Карлос развивается, учится и понимает, что квалификация важнее тренировок, и хорошая скорость в пятницу ничего не значит – надо продолжать прогрессировать в тренировках и максимально использовать свои шансы в гонке. В Бахрейне он допустил глупую ошибку… Карлос ещё молод и может учиться, но ему надо набраться терпения.
Вопрос: Если в следующем году в Red Bull Racing останутся Риккардо и Ферстаппен, вы отпустите Карлоса в другую команду? Как дальше будет развиваться его карьера?
Хельмут Марко: Обычно мы говорим о гонщиках после лета. Сейчас ещё слишком рано.
Вопрос: Но если вам придется отпустить Карлоса, в какой команде вы хотели бы его увидеть?
Хельмут Марко: Если появится команда, которая намного сильнее Toro Rosso, то мы можем обсудить ситуацию. Но в Ferrari не интересовались Карлосом – это лишь мечта его отца. Пока никто с нами не связывался. Карлос должен сосредоточиться на том, чтобы как можно лучше выполнять свою работу, и тогда он сам будет развиваться.
С другой стороны, Red Bull Racing нужен резервный гонщик, а Карлос занимает первое место в этом списке. И Toro Rosso должна бороться за четвертое, пятое или шестое место в Кубке конструкторов – у неё есть шанс его завоевать, но команда и гонщики не могут позволить себе ошибок.