В 1996 году Тарсо Маркеш был одним из самых молодых дебютантов Формулы-1, когда впервые вышел на старт Гран-при в возрасте 20 с небольшим лет. Несмотря на многообещающие результаты в "Формуле-1" он продержался недолго, провел всего 12 гонок, после чего отправился за океан в гонки серии CART. Спустя четыре года его вновь пригласила ""Минарди"", которая за это время не стала сильнее. Маркеш не отличился солидными результатами, но у всего есть свои объяснения. Не располагая поддержкой персональных спонсоров, он практически не появляется на тестах - за год на его счету всего 17 кругов! И он не удивлен разговорам о том, что со дня на день его может заменить малайзиец Алекс Йонг. Больше того, создается впечатление, что Тарсо этому чуть ли не рад...
Вопрос: Что нового известно о том, что Алекс Йонг собирается занять твое место?
Тарсо Маркеш: Нового ничего. Я уверен, что у Алекса очень высокие шансы и все зависит только от суперлицензии. Не знаю, когда он ее получит, но знаю, что его спонсоры уже получили место на бортах наших машин. У меня очень хорошие отношения с Полом, я ему очень благодарен за предоставленную мне возможность. Я знаю, что он нуждается в деньгах. Вот почему они должны сменить гонщиков. Ведь Алекс принесет с собой деньги и это только на пользу команде. Сезон складывается намного тяжелее, чем я думал. За все это время у нас не было никаких тестов, мы просто не имеем для этого денег. А без денег невозможно выступать в "Формуле-1". Алекс принесет деньги, думаю, немалую сумму, которая сразу оживит команду. В общем, я считаю, замена нужна.
Вопрос: Значит, ты давно уже знаешь о том, что это должно случиться?
Тарсо Маркеш: Да. Они пригласили меня в начале сезона и я уже знал, что нам будет трудно - и мне, и команде. Мы надеялись, что удастся собрать какие-то деньги. И команда, и я, все продолжают работать над этим, но найти бюджет не так-то просто.
Вопрос: Насколько изменилась "Формула-1" за то время, что ты здесь не выступал?
Тарсо Маркеш: Полагаю, тот факт, что меня тут не было, мало что изменил. Этот чемпионат всегда была труден для любого. Все зависит от того, чем ты располагаешь.
Вопрос: Но она сильно "Формула-1" отличается от ChampCar...
Тарсо Маркеш: Это совершенно разные серии. Различия в машинах там намного меньше, чем здесь, а потому там часто возникает интересная борьба - за позицию, за очки, даже если ты выступаешь не за самую сильную команду. Самое неприятное в Ф1 - различия в технике. То, что я делаю, это лучшее, что можно сделать за рулем этой машины. Разумеется, я не очень этому рад. Я предпочел бы показать более высокие результаты, но на это, к сожалению, у меня нет никаких шансов.
Вопрос: Насколько серьезная проблема - недостаток тестов?
Тарсо Маркеш: Очень серьезная. Она не единственная, но одна из главных. Но с этим ничего не поделаешь. К сожалению, моя машина не настолько хороша, как должна бы быть.
Вопрос: Наверное, обидно, что в период, когда можно будет наконец поработать на тестах, за рулем вместо тебя будет Алекс...
Тарсо Маркеш: Да, это правда. Это очень обидно. Но такова Формула-1. Для того, чтобы продвигать команду, Полу нужны деньги. У Алонсо есть спонсоры и он иногда работает на тестах. Здесь это нормальная ситуация.
Вопрос: Ты не выглядишь слишком разочарованным...
Тарсо Маркеш: Просто я считаю, что такова суровая реальность. Ф1 в конце концов это деньги. И потому меня ничего не удивляет.
Вопрос: Насколько трудно здесь существовать, если за тобой нет бюджета?
Тарсо Маркеш: Очень трудно. Именно потому я и не работаю на тестах; по этой причине у нас нет достаточно мощного двигателя, не слишком много изменений происходит в аэродинамике, вообще мало новинок в машине. В Формуле-1 нельзя останавливаться. В первых двух-трех гонках нам удавалось занимать по итогам квалификации такие места, каких от нас никто не ожидал. С тех пор мы почти не прибавили, тогда как все остальные команды накрутили тысячи километров на тестах. Вот почему наше отставание становится больше.
Вопрос: Но в целом вы оказались намного сильнее, чем все ожидали...
Тарсо Маркеш: Да, если помнить, что мы очень мало работали на тестах. Думаю, именно в этом главное препятствие к доработке машины. Если бы можно было побольше поработать на тестах, результаты были бы выше. Думаю, с тем оборудованием, каким мы располагаем, я отработал очень даже неплохо. До сих пор я ни разу не совершал никаких ошибок в гонках, разбил машину только однажды - в Монако, да и то несильно. Думаю, мы работаем неплохо.
Вопрос: Ты готов к тому, что это может быть твоя последняя гонка?
Тарсо Маркеш: Может и так. Я не могу сказать наверняка, поскольку в двух последних гонках у нас уже появились новые спонсорские наклейки. Алекс должен был сесть за руль еще две гонки назад. Возможно, это произойдет на следующем этапе, или в Монце. А может, он вообще не сядет за руль в этом году. Это не от меня зависит.
Вопрос: Ну а каковы твои перспективы на будущее?
Тарсо Маркеш: Думаю, у меня есть кое-какие шансы найти место на будущий сезон и даже, возможно, в "Минарди". Нужно лишь понять, как будут складываться дела, какой двигатель будет у команды и тому подобное. Пока рано об этом говорить, но вообще, я настроен оптимистично.
Вопрос: А тебе хочется сесть за руль двухместного "Минарди" в гонке, которую на следующей неделе организует Пол?
Тарсо Маркеш: Да, Пол уже говорил мне об этом. Думаю, будет очень весело.
Вопрос: Тебе нужно постараться заполучить самого маленького пассажира...
Тарсо Маркеш: И я так считаю! Тот, чья машина будет самая легкая, должен победить, потому что это обеспечивает немалое преимущество…