После финиша Гран При Италии Майкл Маси, директор гонок FIA, прокомментировал наиболее важные решения, которые принимались стюардами в Монце.
Вопрос: Давайте начнём с Себастьяна Феттеля, который потерял контроль над своей Ferrari, и машину развернуло посередине шиканы Ascari. Какие критерии вы используете, анализируя подобные инциденты?
Майкл Маси: Если бы ситуация развивалась по нормальному сценарию, всё бы закончилось просто разворотом, Себастьян не стал бы предпринимать никаких действий и не допустил инцидента с другой машиной, а вернулся бы на трассу, и на этом всё закончилось.
Но именно он, возвращаясь в гонку, во-первых, создал опасную ситуацию и, во-вторых, в результате допустил контакт с другой машиной. Лэнс Стролл в том эпизоде стал невинной жертвой.
Вопрос: Но затем и Стролл оказался в подобном положении, в итоге он чуть не столкнулся с Пьером Гасли, но к нему вы отнеслись чуть менее строго, хотя казалось, что инциденты похожи.
Майкл Маси: Стюарды проанализировали оба инцидента, и, вероятно, самое большое различие между ними было в том, что в случае с Себастьяном и Лэнсом было не только небезопасное возвращение на трассу, но и контакт между машинами. В эпизоде с Лэнсом и Пьером столкновения не было, только небезопасное возвращение, поэтому Феттель получил 10-секундный штраф Stop&Go, а Стролл – только проезд по пит-лейн.
Вопрос: 10-секундный штраф Stop&Go – самое суровое наказание, которое вы могли назначить в тот момент?
Майкл Маси: По сути, да. Далее следует уже дисквалификация – самое строгое наказание, которое только может быть назначено.
Вопрос: Надо быть очень смелым человеком, чтобы применить его в Монце. И всё-таки любопытно, что Феттель получил штраф за два нарушения, а Стролл – за одно…
Майкл Маси: Совершенно верно. Именно в этом было определяющее различие между двумя случаями, поэтому и степень наказания была разной.
Вопрос: Пожалуй, одним из ключевых моментов гонки была атака Льюиса Хэмилтона на Шарля Леклера. Ситуация обострилась в первой шикане, когда Шарль не лучшим образом вышел из 2-го поворота, что позволило Льюису воспользоваться слипстримом позади Ferrari и начать атаку во второй шикане. Мы видели, что Шарль получил предупреждение, а также слышали, как ему об этом сообщала команда.
По радио ему сказали, чтобы он не смещался с траектории в зоне торможения. Кроме того, был острый момент на торможении перед второй шиканой. Правило остаётся прежним, надо оставить сопернику достаточно места, чтобы там поместилась его машина?
Майкл Маси: Да, правило остаётся прежним. Понятно, что Шарль оттеснил Льюиса, и тут можно вернуться к событиям гонки в Спа, где была похожая ситуация с Гасли. В итоге Леклеру был показан черно-белый флаг за смещение с траектории в зоне торможения и вытеснение соперника с трассы.
Вопрос: Если посмотреть видеоповтор этого эпизода, видно, что контакта между машинами не было. А если бы контакт произошёл, и для Льюиса гонка закончилась в отбойнике, или его машину развернуло?
Майкл Маси: Разумеется, это бы повлияло. Но мы исходим из того, что гонщикам надо позволить бороться на трассе. Над этим Формула 1 вместе с командами, гонщиками и FIA работает в течение сезона, и на предыдущей гонке в Спа всех проинформировали, что мы будем чаще применять черно-белый флаг. Этот флаг – своего рода вариант жёлтой карточки, который применяется в автоспорте.
Вопрос: Давайте вспомним прошлогодний Гран При Италии: тогда была похожая ситуация между Валттери Боттасом и Максом Ферстаппеном, с той разницей, что между машинами произошёл контакт. И Ферстаппен тогда получил более серьёзное наказание.
Майкл Маси: Всё верно, он тогда получил 5-секундный штраф. Можно предположить, что если бы между машинами Льюиса и Шарля сегодня произошёл контакт, то последствия были бы аналогичными – впрочем, мне бы не хотелось строить догадки о том, каким бы могло быть решение стюардов.
Вопрос: Получается, что если бы тогда обошлось без контакта, то, применяя сегодняшний подход, можно предположить, что всё ограничилось бы чёрно-белым флагом?
Майкл Маси: Совершенно верно. Подходы меняются, мы сообща занимаемся этой работой, и она даёт результаты. Очевидно, команда Ferrari признала, что Шарль действовал на грани дозволенного, смещаясь в зоне торможения, и дала ему соответствующие инструкции.
Вопрос: Спасибо за разъяснения! Значит, в худшем случае гонщики будут получать такие штрафы, как сегодня был выписан Феттелю, а в менее серьёзных случаях будут всё чаще применяться чёрно-белые флаги?
Майкл Маси: Именно так. За менее серьёзные нарушения, когда гонщики не переходят грань дозволенного, мы однозначно будем чаще использовать чёрно-белый флаг. Но за гонку вам могут показать его только один раз, если же нарушение повторится, за этим последует вызов к стюардам. Всех гонщиков уже предупредили.
Вопрос: Также была странная ситуация с Кими Райкконеном – он должен был стартовать на тех шинах, на которых ездил во второй части квалификации?
Майкл Маси: Всё верно.
Вопрос: Но ведь после аварии команда уже не обязана выполнять правила закрытого парка?
Майкл Маси: Нет. Но шины можно менять только в том случае, если речь идёт о замене шасси, а этого не было. Шины можно поменять, только если меняется ячейка безопасности.
Вопрос: После аварии Алекса Перони в гонке Формулы 3 было принято решение убрать в повороте Parabolica поперечно расположенный поребрик – значит ли это, что подобные меры будут предприняты и на других трассах?
Майкл Маси: Если честно, мы пока не делали никаких обобщений. По-моему, это был очень странный инцидент, и он носит единичный характер. Но мы продолжим его анализировать, искать возможные варианты решений, и в дальнейшем будем использовать результаты этой работы.