В четверг в Шанхае Фелипе Масса говорил о проблемах, помешавших в Бахрейне, регламенте на 2017-й и отношениях между пилотами...
Вопрос: Фелипе, что вам удалось узнать о поведении машины в Бахрейне?
Фелипе Масса: Мы собрали много информации, постарались разобраться с новинками, и в соответствии с этим составили программу на пятницу в этот уик-энд. Во время гонки в Бахрейне мы ошиблись со стратегией – это очевидно, но мы всё проанализировали и я искренне надеюсь на лучшие результаты в Китае.
Вопрос: Откуда появилась мысль использовать Medium в гонке, ведь, очевидно, что это была ошибка. Вы использовали собранную в Мельбурне информацию?
Фелипе Масса: В Мельбурне мы всё сделали верно, а соперники допустили ошибку; а в Бахрейне всё произошло наоборот. Не думаю, что можно обо всём судить по одной гонке. Важно стабильно работать и понимать, что все гонки разные, и если вы добились успеха в одной, то это не означает, что в остальных всё пройдёт без проблем. Если шины сработали в одной гонке, необязательно, что они будут эффективны на разных трассах. Это совершенно разные ситуации.
Вопрос: После появления третьего состава сликов приходится действовать быстрее и гибче?
Фелипе Масса: Да. Правила изменились, у команд появились новые варианты стратегии. Например, в Бахрейне Haas F1 использовала агрессивный подход к стратегии, она кардинально отличалась от нашей, и у них всё получилось лучше, чем у нас.
Возможно, стоило скорректировать стратегию, а не придерживаться прежнего варианта. У нас есть некоторые соображения о том, как добиться прогресса, и мы работаем в этой области. Мы обязательно найдем способ сделать машину стабильнее и эффективнее на длинной серии кругов.
Вопрос: В гонках Williams не настолько конкурентоспособна, как в квалификации?
Фелипе Масса: Очевидно, что в двух первых гонках мы были недостаточно быстры, но мы знаем причину.
Вопрос: Как вы оцениваете эффективность короткой версии носового обтекателя?
Фелипе Масса: В Бахрейне было непросто её оценить, но пока у нас только один новый носовой обтекатель – второй ещё находится в производстве, и в этот уик-энд новинка будет установлена на другой машине. Посмотрим, насколько эффективной она будет в Китае. Нужно понять, лучше она прежнего решения, или нет. Пока у меня нет полной уверенности.
Вопрос: В этот уик-энд вернется прежний формат квалификации. Вы довольны?
Фелипе Масса: Мне не нравился новый формат, как и остальным гонщикам. Лучше вернуться к прежнему. Если мы не найдем такой вариант, который окажется интересным и всех устроит, то я не вижу смысла в переменах.
Вопрос: Любопытно, как произошло это изменение: ради него все гонщики и команды объединились. Вы считаете, что в Формуле 1 должно быть больше единства?
Фелипе Масса: Это здорово. Как вы знаете, вчера мы с гонщиками вместе ужинали – надо почаще это делать. Мы стремимся наладить более тесное взаимодействие.
Мне кажется, что мы можем изменить менталитет Формулы 1, ведь все стали очень замкнутыми: мы больше не встречаемся в паддоке, а отдыхаем каждый у себя, или участвуем в брифингах, а затем боремся между собой на трассе. Вчера мы отлично повеселились! В такой обстановке можно лучше узнать остальных и изменить к ним отношение. Это здорово. Думаю, это стоит повторить. Нам надо объединиться, вместе мы сможем больше сделать для шоу и спорта.
Вопрос: Как могут повлиять гонщики на перемены в 2017-м?
Фелипе Масса: Мы пока не знаем, каким окажется регламент. Честно говоря, я не поклонник серьёзных перемен. Многие говорят, что машина Формулы 1 должна стать на пять секунд быстрее, или что она слишком проста в управлении. Но в прошлой гонке Льюис установил новый рекорд трассы, так что нельзя сказать, что машины слишком медленные. Если в результате этих перемен обгонов станет меньше, то зачем это нужно? Перемены должны быть продуманными.
Конечно, в плане физической нагрузки машины стали проще в управлении, поскольку потяжелели на 100 кг. У нас нет дозаправок. Нам приходится работать с шинами, которые эффективны на одном круге, а затем серьезно деградируют. Конечно, нам стало проще, но не потому что машину легко пилотировать, а потому что все остальные факторы упрощают нашу задачу.
Вопрос: Вы считаете, что в составлении регламента на 2017-й стоит сосредоточиться на механическом сцеплении и шинах, а не на аэродинамике?
Фелипе Масса: Нужно сосредоточиться на ключевых вопросах, а не просто что-то менять, не думая о последствиях.
Вопрос: Вас по-прежнему вдохновляет этот спорт?
Фелипе Масса: Мы пилотируем лучшие в мире машины, и Формула 1 должна оставаться такой. Когда я переходил из одной молодежной серии в другую, перемены были огромными. Впервые оказавшись за рулем Формулы 1, я поймал себя на мысли, что машина заметно превзошла мои ожидания. Так и должно быть.
Это были невероятные машины: самые красивые, самые продвинутые в техническом плане. Со временем мы немного упустили эти качества, так что надо немного вернуться назад. Но важно учитывать и бюджет: затраты не должны создавать проблем для большинства команд. Нам не нужны ситуации, когда некоторые команды не способны платить по счетам.
Вопрос: Вам по-прежнему доставляет удовольствие пилотирование современной машины?
Фелипе Масса: Это нечто особенное, но нужно продолжать работу и двигаться дальше. Сейчас гонщикам GP2 гораздо легче переходить в Формулу 1, чем прежде.
Вопрос: Что вы думаете о переменах в правилах на шины? У вас есть третий состав шин, но износ резины остался высоким, вы всё равно стартуете на тех шинах, которые использовали в финале квалификации, а значит, те, кто не прошел в финал имеют небольшое преимущество?
Фелипе Масса: После возвращения к прошлогоднему формату их преимущество будет уже не столь велико.
Вопрос: Вы считаете, что благодаря подобным правилам борьба должна стать более плотной? Лучше, чтобы все могли выбрать шины – это помогло бы избежать ситуаций, когда команды специально занимают более низкую позицию, чтобы иметь возможность выбора?
Фелипе Масса: Формат, действовавший в двух первых Гран При, помогал тем, кто стартовал с девятой и десятой позиции – они получали преимущество над теми, кто занимал восьмую, седьмую, шестую или пятую, но это не влияло на борьбу с Mercedes или Ferrari. Теперь мы вернулись к прежней системе, преимущество права выбора шин будет не столь велико.
Вопрос: В квалификации машина Формула 1 быстрее, чем GP2, но в начале гонки они примерно равны по скорости. Вы считаете, что можно увеличить скорость, не делая при этом антикрылья и шины шире?
Фелипе Масса: В гонке есть две проблемы: машина стала на 100 кг тяжелее, чем в эпоху двигателей V10 и V8, и мы стартуем с полными баками. Кроме того, шины работают не столь стабильно, как в те времена. Сложите эти факторы, и вы получите ответ на вопрос.
Вопрос: Многие против возвращения дозаправок…
Фелипе Масса: Я не думаю, что дозаправки вернутся. Но я сомневаюсь в том, что ситуация серьёзно изменится, если машины просто станут на пять секунд быстрее. В гонке все будет так же, поскольку мы не знаем, удастся ли добиться стабильной работы от шин. Кроме того, вес машины увеличится. Возможно, она будет быстра в квалификации, но разница между квалификацией и гонкой сохранится на прежнем уровне – пять или шесть секунд.
Вопрос: В 2014-м мы говорили об экономии топлива в гонке, и об экономичности двигателей. Вы по-прежнему экономите топливо в гонке?
Фелипе Масса: Всё зависит от трассы. Пожалуй, здесь всё должно быть лучше, чем в Бахрейне, где многие экономили топливо, и мы в том числе.
Вопрос: За вашу долгую карьеру вы помните, когда было легко преследовать соперника?
Фелипе Масса: Это всегда было сложно. Но я помню гонки, когда было очень сложно обгонять без DRS. В итоге в большинстве случаев побеждал тот, кто стартовал с поула. Именно поэтому я считаю, что если серьезно увеличить прижимную силу в 2017-м, преследовать соперника будет еще сложнее.
Вопрос: Даже в 2009-м, когда появились более узкие задние антикрылья?
Фелипе Масса: Да, хотя возможно было немного легче.
Вопрос: Вы говорили о финансовых проблемах команд. Вы беспокоитесь о судьбе Sauber, в которой выступали раньше?
Фелипе Масса: Конечно. Никому не хочется сталкиваться с финансовыми проблемами. Возможно, только в Формуле 1 и в футболе деньги есть только у нескольких команд.