В Бразилии Фелипе Масса, финишировав седьмым, поднялся на подиум, чтобы проститься с болельщиками. Перед финальным Гран При Абу-Даби он подвел итоги прошлой гонки и рассказал о планах на будущее...
Вопрос: Какие у вас впечатления от Гран При Бразилии – вероятно, вы испытывали те же чувства, что и в прошлом году, когда тоже собирались в отставку?
Фелипе Масса: Эмоции были такими же, отличие в том, что на этот раз я великолепно провёл гонку. Год назад для меня всё закончилось аварией, а на этот раз гонка прошла почти идеально. И мы это отпраздновали.
Вопрос: Обидно после столь интересной гонки финишировать только седьмым?
Фелипе Масса: Я был первым из остальных! Конечно, если вы не разбираетесь в Формуле 1, то при виде результатов говорите себе: «Он финишировал только седьмым». Но если вы понимаете этот спорт, то знаете, что я опередил всех своих непосредственных соперников и не мог добиться большего. Для нас это сравнимо с победой.
Вопрос: В прошлый уик-энд вы поднялись на подиум, пусть и по другой причине...
Фелипе Масса: Это не был настоящий подиум. Я поднялся на подиум в Бразилии, чтобы вместе со зрителями отпраздновать свои успехи. Настоящий подиум – это финиш в тройке, а в Бразилии мне позволили отпраздновать вместе с болельщиками финиш в моём последнем домашнем Гран При.
Вопрос: Вы согласны, что в этом году в Формуле 1 было две категории команд?
Фелипе Масса: По-моему, это нормально для Формулы 1. Тридцать лет назад 85-90% гонок были именно такими – внутри чемпионата борьба шла между двумя группами команд. Одни боролись за титул, остальные – за очки. Такова Формула 1. Надеюсь, в будущем всё изменится, но не знаю, сколько времени на это потребуется.
Вопрос: В Абу-Даби вы приехали с тем же чувством, что и год назад, когда считали, что это ваша последняя гонка в Формуле 1?
Фелипе Масса: Возможно. Я совершенно расслаблен. Честно говоря, я почти не думал о том, что это моя последняя гонка. Я совершенно спокоен, готов к гонке и к новому вызову в жизни. Мне не о чем жалеть. Я очень доволен своими достижениями и готов к следующему этапу в своей жизни.
Вопрос: У вас уже сформировались планы на будущее? Вы уверены, что в следующем году сядете за руль Формулы E?
Фелипе Масса: Ещё нет, нужно всё оценить. Вряд ли я проведу этот сезон Формулы E, ведь до его начала остается совсем немного времени. У большинства команд уже есть гонщики, а я хочу выступать в чемпионате, где смогу добиваться успехов и бороться за победы и титулы. Я постараюсь найти подходящую машину и команду, чтобы дебют получился успешным. Подготовка займет какое-то время.
Конечно, у меня есть некоторые соображения по поводу того, чем я мог бы заняться в промежутке: возможно, я приеду на какие-нибудь гонки или приму участие в каких-нибудь акциях, возможно, приеду на несколько Гран При в качестве телекомментатора или найду для себя иное занятие. Я обдумываю разные варианты. У меня есть время на принятие решения.
Вопрос: Собираетесь ли вы провести несколько гонок в Формуле E, чтобы познакомится с этой серией?
Фелипе Масса: Если появится такой шанс, то вполне возможно. Но я не знаю, получится ли. Сезон скоро начнется, и я не собираюсь занимать чьё-либо место, чтобы просто познакомиться с этой серией. Мне надо самому хорошо подготовиться.
Вопрос: Теперь вы сократите объем тренировок?
Фелипе Масса: Нет. Наоборот, у меня появится больше времени на тренировки.
Вопрос: Если бы вам пришлось поставить 100 евро на гонщика, который станет в следующем году напарником Лэнса, кого вы выбрали бы?
Фелипе Масса: Я уже это знаю, так что мне не надо ставить на это деньги. Но я вам не скажу.
Вопрос: Вы довольны выбором команды?
Фелипе Масса: Я надеюсь, что это лучший вариант для команды. Но я ухожу, поэтому мне неважно, кто придет мне на смену. Я доволен и желаю команде всего самого лучшего.
Вопрос: Как вам машины нового поколения? Какими они вам запомнятся?
Фелипе Масса: Я точно запомню, что эту машину приятно пилотировать. Если не сравнивать её с лучшими, а говорить только о пилотировании, то мне нравятся перегрузки и физическая нагрузка. Чтобы идеально проехать круг за рулем этой машины, надо быть настоящим гонщиком. Всё не так, как прежде, когда шины быстро переставали работать.
Возможно, моё отношение к этим машинам во многом связано с моим стилем пилотирования – этот сезон напомнил 2006, 2007 и 2008 года, когда приходилось рисковать и пилотировать агрессивно.
Вопрос: Значит, теперь от гонщика зависит больше, чем прежде?
Фелипе Масса: Машина всегда играет решающую роль. Но многое зависит от гонщика.
Вопрос: Вы хотели бы что-то изменить в правилах?
Фелипе Масса: Единственное, что стоит изменить – выяснить, как сделать преследование соперника проще. Чтобы получить достаточно прижимной силы, нужен сильный поток воздуха. Если вы не получаете его из-за машины впереди, то теряете прижимную силу и сцепление с трассой. Это мешает обгонам и снижает зрелищность. Это единственная причина столь небольшого количества обгонов – нам очень сложно вплотную преследовать машину соперника.
Вопрос: Связана ли эта проблема с трассами? Нужно ли там что-либо изменить?
Фелипе Масса: Некоторые трассы – да, другие – нет. Очевидно, что больше проблем с машиной, чем с трассами.
Вопрос: Возвращаясь к разговору о карьере после Формулы 1. Рубенс Баррикелло говорил, что стал чаще гоняться в картинге и в стоккарах. Гонки для вас так же важны как для него?
Фелипе Масса: У него два сына, оба гонщики – они его мотивируют. Мне нужно найти чемпионат, выступления в котором доставят удовольствие. Всё зависит от ситуации.
Вопрос: Вы хотели бы выступить в Ле-Мане?
Фелипе Масса: Никогда не говори никогда. У меня никогда не было никаких связей с Ле-Маном, я не стремился к этому, никогда не пилотировал их машины. Но в будущем возможно всё, что угодно.