За 23 года, которые Лука ди Монтедземоло возглавляет компанию Ferrari, его команда Формулы 1 завоевала 14 титулов в личном зачёте и Кубке конструкторов. В интервью итальянской газете Corriere della Sera он рассказал о том, почему сделал жёсткое заявление в адрес Фернандо Алонсо, и как видит будущее Ferrari и Формулы 1.
Лука ди Монтедземоло: Должно быть ясно, что меня интересует Ferrari. У нас было много пилотов, и некоторые из них были действительно великими, но пилоты уходят, а Ferrari остаётся. Фернандо – отличный гонщик, и я его понимаю, он чем-то похож на меня – он хочет побеждать. Ему лишь стоит помнить, что мы выигрываем и проигрываем вместе, и задача команды в том, чтобы предоставить ему машину, дающую возможность стартовать из двух первых рядов.
Вопрос: Ваши слова были жёсткими, и сейчас вы их снова подтверждаете.
Лука ди Монтедземоло: Пойдём по порядку. Меня не устраивает, когда я вижу, что наша машина неконкурентоспособна. Поэтому я вмешался, даже если мне не хотелось давить своим авторитетом на людей. Но я должен был это сделать. Почему? Мы хорошо стартовали, мы начали сезон с очень конкурентоспособной машиной, может быть даже лучшей. Но что-то случилось, и вместо того, чтобы двигаться вперёд, мы пошли в обратном направлении.
Поэтому правильное отношение к ситуации выглядит следующим образом: нужно осознать ошибки, решить их и после тщательного анализа дорабатывать машину в верном направлении. Мы должны стиснуть зубы и выступить в этом матч-реванше, как я называю вторую часть чемпионата, которая начнётся после перерыва. Перерыва, который мне не нравится, но который мы должны соблюдать.
Вопрос: Скажите честно, вы верите в возрождение команды в этом сезоне?
Лука ди Монтедземоло: Да, верю, по двум причинам. Во-первых, мы никогда не сдаемся, это у нас в генах, у Ferrari и у меня. Мы обязаны продолжить путь, прерванный в Барселоне. Мы можем это сделать. Во-вторых, Спа и Монца - две трассы, которые должны подойти нашим машинам. Поэтому у нас есть все условия для того, чтобы громко заявить о нашем возвращении, а затем я жду результатов от наших инженеров, которые должны доказать свою состоятельность.
И давайте не будем забывать, что в прошлом году, на последней гонке, за несколько кругов до финиша Алонсо был виртуальным чемпионом мира за рулём Ferrari, а не какой-то другой машины, что подтверждает: наша команда знает, как добиться конкурентоспособности.
Вопрос: Вернёмся к нашему герою, Фернандо Алонсо. Каково это, иметь в команде такого гонщика, как он?
Лука ди Монтедземоло: Фернандо много сделал за последние годы и, повторюсь, его разочарование вполне понятно. В основном оно проявилось после Сильверстоуна, где мы рассчитывали на более высокий результат. Но мне не понравились какие-то перемены в настрое, какие-то слова, какие-то вспышки эмоций. Поэтому я сказал то, что сказал...
Вопрос: Очень твёрдо и жёстко, что многих удивило.
Лука ди Монтедземоло: Я напомнил всем, включая гонщиков, что интересы Ferrari – превыше всего, команда – это приоритет. Подобно тому, как отец семейства говорит о необходимости уважать правила, заведенные в семье, так и я хочу подчеркнуть важность семейных ценностей.
Вопрос: Но, может быть, у Алонсо плохие советчики? Например, Флавио Бриаторе, который в течение многих лет сопровождает его карьеру?
Лука ди Монтедземоло: Нет, никоим образом, его я исключаю. Но эта тема закрыта, и теперь мы смотрим вперёд.
Вопрос: Давайте затронем больную тему: Фелипе Масса. Для бразильца больше нет места в будущем Ferrari?
Лука ди Монтедземоло: Фелипе быстрый гонщик и отличный парень. Но наша позиция по отношению к нему совершенно ясна: и ему, и нам нужны результаты и очки. Затем в какой-то момент мы посмотрим друг другу в глаза и решим, что делать.
Вопрос: Ходят слухи о появлении в 2014 году Хюлкенберга, Бьянки, Райкконена, ди Ресты...
Лука ди Монтедземоло: Каждый год в это время повторяется одна и та же история со списком более или менее достойных внимания кандидатов. Ещё слишком рано, чтобы об этом говорить.
Вопрос: Руководитель команды, Стефано Доменикали, может быть спокоен?
Лука ди Монтедземоло: Стефано вырос с нами, во всех отношениях. Но все люди в спорте знают, что нужны результаты. Тем не менее, когда речь заходит о Доменикали, необходимо помнить: под его руководством мы выиграли один Кубок конструкторов и трижды были очень близки к победе в личном зачёте. По крайней мере, в двух случаях мы легко могли бы победить, и сейчас Доменикали оценивали бы совсем иначе. Есть одна вещь, которую я ему часто напоминаю: он должен добиться максимума от каждого человека в его команде, никогда не удовлетворяться достигнутым и, при необходимости, принимать радикальные и болезненные решения.
Вопрос: Президент Ferrari может в чём-то позавидовать Red Bull?
Лука ди Монтедземоло: Я достаточно стар, я в Формуле 1 с 1970-х годов, так что никому и ничему не завидую. При нынешнем регламенте, который ставит во главу угла аэродинамику, в Red Bull поступили верно, заполучив великого конструктора, Эдриана Ньюи, что позволяет им добиться максимальной отдачи от всех аспектов правил. Я отвлекусь: этот аспект правил, на мой взгляд, ошибочен, и, следовательно, его нужно изменить. К счастью, вскоре изменения будут внесены.
Мы не производитель напитков, и я говорю это со всем возможным уважением по отношению к тем, кто их выпускает. Мы не спонсоры, мы проектируем и производим машины самого высшего класса. Мы останемся в Формуле 1 до тех пор, пока чемпионат можно считать испытательным полигоном перспективных научных исследований и высоких технологий для такой большой компании, как Ferrari, которую знают и ценят во всём мире. Кроме того, Формула 1 должна оставаться чистым спортом, без всех этих фокусов, что мы видели в последние годы.
Вопрос: Вы смотрите в будущее с оптимизмом?
Лука ди Монтедземоло: Со следующего сезона Формула 1 будет совершенно другой и, наконец, менее зависимой от аэродинамики. Я делаю машины, а не самолёты. Вновь появятся тесты, а не тот фарс, что мы видели в этом году, когда одна команда проводит незаконные испытания, а её даже не наказывают должным образом. В этом случае я ждал большей ясности и мужества от FIA. Ведь выгода, полученная этой командой от тестов, очевидна: до них она выиграла лишь однажды, а после одержала три победы в пяти гонках. Такие моменты снижают авторитет Формулы 1 и вредят чемпионату.
Вопрос: Мы близки к пост-экклстоуновской эре?
Лука ди Монтедземоло: Рано или поздно всегда происходит смена поколений. Мы недалеки от пост-экклстоуновской эры из-за его возраста. Об остальном я не хочу говорить. Нам придётся начать новый цикл, решать неотложные дела и строить новую Формулу 1.
Вопрос: Но это будет снова один человек, или команда?
Лука ди Монтедземоло: Я думаю, что мы можем доверить управление нашим спортом - не надо забывать, что это не просто шоу - группе людей, открытых для новых идей, которые разбираются не только в гонках, но также в маркетинге и в коммуникациях, понимают требования болельщиков, приехавших на трассу и, следовательно, заплативших за билеты, а также тех, кто смотрит гонку по телевизору, и всех, кто способен привлечь спонсоров, а не оттолкнуть их.
Обращаю внимание, я не хочу дискуссий с Экклстоуном, я уже общался с ним недавно, так как он был слишком разговорчив относительно Ferrari, но на удивление молчалив по вопросу незаконных тестов, проведённых Mercedes. Я знаю сильные и слабые стороны Берни, но давайте обозначим совершенно чётко: то, что сделал Экклстоун для Формулы 1, не сделал бы никто другой.
Вопрос: Жан Тодт, после многих успехов на посту руководителя команды Ferrari, стал президентом FIA. На этом посту он столь же успешен?
Лука ди Монтедземоло: Когда он возглавлял нашу команду, он справлялся со своей работой не просто хорошо, а отлично. В Федерации у него другая работа. Это нелегко. Он унаследовал от Макса Мосли организацию, где нет единства, и где много проблем. У него есть политические полномочия, и он должен найти консенсус, который позволит внести ясность даже в столь сложный мир, как Формула 1.
Вопрос: Будущее Ferrari также связано с Джеймсом Эллисоном, конструктором, который переходит из Lotus. Какова его роль?
Лука ди Монтедземоло: Это технический специалист самого высокого уровня, и он очень хорошо подойдёт структуре, созданной Стефано Доменикали. Он будет работать вместе с Пэтом Фраем. Я думаю, что одним из наших слабых мест было отсутствие творческого подхода, что не адекватно тем правилам, о которых мы говорили. Джеймс знает Ferrari, наших людей, и вновь будет работать с Алонсо. Это будет хорошо.
Вопрос: Настоящее и будущее Формулы 1 сильно связаны с шинами. Не слишком ли велика эта зависимость?
Лука ди Монтедземоло: Это правда, мы слишком сильно зависим от шин, но в то же время следует признать, что специалисты Pirelli продемонстрировали немало мужества и умения. И как итальянцы, мы должны гордиться приверженностью одной из наших величайших компаний Формуле 1.
Вопрос: Согласен, но было много споров вокруг этого безумного балета на шинах...
Лука ди Монтедземоло: Не спорю, я лишь заметил, что не считаю правильным в середине сезона менять резину, под которую были разработаны машины. И кто знает, не будут ли они изменены и в следующем сезоне, ведь исследования и подготовка к нему уже ведётся. Нам нужна ясность.
Вопрос: Феттель посматривает в сторону Ferrari. Может ли немецкий чемпион однажды примерить красный комбинезон?
Лука ди Монтедземоло: Рано или поздно все великие гонщики начинают смотреть в сторону Ferrari, это мечта каждого. Это делал даже Айртон Сенна. У нас много проблем, но, конечно, с поиском пилотов их нет. Как я уже сказал, Фернандо Алонсо - великий гонщик. Он доказал это и докажет снова. Очень скоро.