Перевод некоторых вопросов, на которые Михаэль отвечал на немецком языке...
Через три дня после завоевания седьмого чемпионского титула Михаэль Шумахер ответил на вопросы журналистов в Монце, где Ferrari проводит тесты. Гонщик общался с прессой на двух языках, английском и немецком. Перед вами полный перевод англоязычной и некоторых вопросов немецкой части пресс-конференции.
Вопрос: Михаэль, в Бельгии вы казались очень задумчивым и спокойным после гонки. В чем причина?
Михаэль Шумахер: В Бельгии я уже отвечал на этот вопрос. Каждый титул - особенный, все они достались мне в разных условиях. Да, я был задумчив, но и в Сузуке... я не мог радоваться из-за того, как сложилась гонка. В Спа я занял второе место и не понимал, как к этому относиться, мне нужно было время. Очевидно потом я вернулся в моторхоум, попав в великолепную атмосферу праздника.
Вопрос: Нам казалось, что в Монце вы весьма консервативно подошли к выбору резины...
Михаэль Шумахер: Нет, хотя может быть со стороны вам так и показалось. Мы проверили резину в пятницу и я выбрал твердый состав, потому что он был оптимальным на дистанции гонки, хоть и проигрывал немного на единственном быстром круге. Мы знали, что в субботу пойдет дождь и нам нет смысла готовить резину к квалификации.Но я не думаю, что дело в резине, потому что со скоростью и стабильностью все было хорошо, единственная проблема была в том, что я не мог быстро прогреть резину до рабочей температуры после ухода машины безопасности. Я не думаю, что гонка могла сложиться иначе, если бы я использовал любую другую резину.
Вопрос: Значит вы просто не ждали появления на трассе машины безопасности?
Михаэль Шумахер: Нет, а как вы можете этого ждать? Но и в этом случае большой разницы быть не могло - составы резины очень схожи по характеристикам.
Вопрос: Гонка могла сложиться иначе, если бы вы не стремились выиграть титул? Вы казались слишком осторожным после старта, когда Кими пробовал атаковать вас...
Михаэль Шумахер: Не думаю. Я не знаю, почему у вас сложилось такое мнение, после старта я просто ничего не мог противопоставить Култхарду, он был быстрее на выходе из первого поворота по тем же причинам, по которым я проигрывал после ухода машины безопасности. Похожим образом складывалась ситуация и с Райкконеном, лишь Монтойе я пытался оказать сопротивление, но он придумал маневр, которого я совсем не ждал. Монтойя потратил на обгон лишь мгновение, хотя я был полностью уверен в том, что ему просто не хватит места для маневра, а потом просто не успел среагировать.Не думаю, что я действительно был осторожен в гонке, разве что последнюю пару кругов, когда после ухода машины безопасности я уже ничего не мог изменить. Я знал, что Кими получит преимущество, а потом до финиша останется лишь пара кругов, на которых бессмысленно рисковать.
Вопрос: Значит в тот день вы в любом случае не могли выиграть гонку?
Михаэль Шумахер: Если бы не выезжала машина безопасности, если бы мы провели обычную гонку, то наши шансы были бы выше, учитывая стартовую позицию Кими, ведь он догнал меня, воспользовавшись появлением машины безопасности. Здесь так много "если", что бесполезно их перечислять.
Вопрос: Резина подвела вас на старте?
Михаэль Шумахер: Нет. Я действительно немного заблокировал колеса, но это не привело к образованию залысины.
Вопрос: Чем вы занимались в следующие два дня после гонки?
Михаэль Шумахер: Я был дома, отдыхал с семьей. Но всего один день - в понедельник я добрался до дома, а во вторник выехал в Монцу.
Вопрос: Вы понимаете, чего добились?
Михаэль Шумахер: Наверное еще нет, я уже говорил об этом. Я устремлен в будущее и думаю о том, что мы сделаем в следующий раз, как сможем доработать машину и не оглядываюсь на то, что уже сделано. Конечно меня часто спрашивают об этом, ставя в тупик, но чтобы оценить все это нужно расслабиться, отвлечься от повседневной работы. Не думаю, что для этого хватит даже трехмесячного зимнего перерыва, но я надеюсь жить долго, так что время подумать о том, что сделано, у меня еще будет.
Вопрос: Вы говорите о том времени, когда объявите о своем уходе?
Михаэль Шумахер: Да, это - один из факторов. Я слышал, что многие рассчитывали услышать мое заявление об уходе как раз на этой пресс-конференции, но я вынужден их огорчить (смех).
Вопрос: Большинство нормальных людей задается вопросом об источниках вашей мотивации. Где вы находите силы, чтобы бороться и побеждать?
Михаэль Шумахер: Все очень просто. Я люблю спорт, в моем сердце любовь к борьбе, я люблю выигрывать. Я живу этим и хочу жить дальше.
Вопрос: Значит в ближайшие двадцать лет вы продолжите гоняться?
Михаэль Шумахер: (смех) Давайте посмотрим, насколько я буду конкурентоспособен. Это очень важно - пока я конкурентоспособен и могу бороться с молодыми гонщиками, все хорошо.
Вопрос: Вы никогда не хотели стать конкурентоспособным в других видах деятельности?
Михаэль Шумахер: Обычно так говорят, когда недовольны своей работой (смех). Вы видите, у меня нет таких проблем! Я доволен тем, чем занимаюсь и не хочу думать о чем-то другом. В свободное время - запросто, но только ради развлечения.
Вопрос: Весной вы сказали, что этот сезон будет сложным...
Михаэль Шумахер: Многие об этом думали, в том числе и я. На презентации новой машины в Мадонна ди Кампильо мы были очень осторожны в прогнозах, потому что ждали серьезной борьбы. Благодаря Богу мы добились больших успехов, чем соперники.
Вопрос: И теперь этот сезон можно считать лучшим в вашей карьере?
Михаэль Шумахер: Наверное. В этом году мы были самой конкурентоспособной командой чемпионата. Приехав в Австралию команда и не думала о победе, а получилось так, что весь сезон мы доминировали. Честно говоря я думал, что и в Спа у нас будет подобное преимущество, но - нет.
Вопрос: Вы можете сказать, что получили удовольствие от этого сезона?
Михаэль Шумахер: Получил, но не могу сказать, что большее, чем от любого другого сезона. Все они очень разные.
Вопрос: Может этот сезон - самый неудачный в вашей карьере?
Михаэль Шумахер удивленно смотрит в хохочущий зал...
Вопрос: Или этот сезон вам не понравился?
Теперь уже смеется Михаэль Шумахер...
Вопрос: Вы - единственный гонщик, которого можно об этом спросить. Вы слишком многого добились...
Михаэль Шумахер: Да?.. Забавно... Довольно редко встречаются вопросы, на которые я еще не отвечал. Пожалуй у меня нет ответа!
Вопрос: Какую машину мы увидим в оставшихся гонках. Это будет F2004 или все же ее модификация с новинками, подготовленными для следующего сезона?
Михаэль Шумахер: Здесь все очень просто. Машины, которые мы использовали в этом году, будут меняться крайне незначительно, а новую машину вы увидите лишь в следующем сезоне. Мы не фокусники и не можем предъявить вам машину, которой еще не существует.
Вопрос: Что нужно изменить в регламенте, чтобы в следующем сезоне гонщикам было проще обгонять?
Михаэль Шумахер: Все зависит от нового регламента. Сейчас, преследуя машину соперника, вы теряете от 30 до 40% прижимной силы. Увы, Формула 1 настолько сложна, что универсального решения быть не может. Потребуется комплекс мер и сейчас мы должны понять, в каком направлении двигаться дальше.
Вопрос: Вы поможете Рубенсу отстоять второе место в чемпионате?
Михаэль Шумахер: Конечно, если у меня будет такая возможность. До сих пор мы могли бороться друг с другом при необходимости, остальное зависит от того, как будет складываться оставшаяся часть сезона. Мы считаем, что он способен самостоятельно гарантировать себе второе место, но если вдруг понадобится, я помогу.
Вопрос: Как долго вы сможете бороться на столь высоком уровне, и морально, и физически?
Михаэль Шумахер: Десять лет назад я сказал себе, что проведу в чемпионате лет пять, не больше. Пять лет прошли я по прежнему чувствовал себя конкурентоспособным и понял, что никакого смысла в подобных заявлениях нет. Все люди разные, я не знаю, смогу ли выступать на этом уровне в 40 лет, но пока никаких проблем не вижу.
Вопрос: Но что-то меняется? Вы чувствуете то, что не чувствовали раньше?
Михаэль Шумахер: Конечно, организм ведь изнашивается и не все функционирует на 100%, как раньше. Но это вовсе не говорит о том, что я в чем то себя ограничиваю. Наверное я из тех, кто делает больше, чем требуется, в том числе и физически, поэтому некоторые проблемы все же есть. Но психологической усталости я не чувствую.