Команда Red Bull Racing продолжает уверенно лидировать в обоих зачетах чемпионата, однако гонщики McLaren выиграли три из пяти последних Гран При, что свидетельствует об изменении баланса сил в чемпионате мира. Официальный сайт чемпионата побеседовал с управляющим директором McLaren Джонатаном Нилом о его роли в команде и о том, как складывается сезон…
Вопрос: В McLaren всегда был явный лидер: сначала в роли такого лидера выступал Рон Деннис, затем им стал Мартин Уитмарш, а сейчас, такое впечатление, в центре внимания все чаще оказываетесь вы. Команда может получить нового руководителя?
Джонатан Нил: Лично мне об этом ничего не известно. Мартин делает для McLaren очень много, но руководство командой Формулы 1 – тяжелый труд. Даже в те времена, когда Рон был ее главой, работа Мартина или моя, Эдриана Ньюи или Пэдди Лоу была вполне заметна. Топ-команды – это крупные предприятия.
Конечно, когда происходят какие-то изменения, и кто-то из представителей менеджмента команды становится более заметен, пресса мгновенно на это реагирует. Но в моем случае это не более чем случайное стечение обстоятельств.
Вопрос: Надо полагать, вы работаете в условиях жесткого прессинга…
Джонатан Нил: Да. Очень высок уровень ожиданий, желание добиться успеха – велико, отсюда и прессинг. Пожалуй, нам это нравится. Все хотят по-настоящему себя проверить. Насколько ты хорош? Справишься ли с серьезным делом?
Если говорить о Формуле 1, то здесь ты проходишь проверку на глазах у 170 миллионов телезрителей, и тебе приходится вести острую борьбу с 12-ю командами-соперницами, ведь разница в скорости между машинами очень мала. От McLaren ждут побед, и, поверьте, Рон по-прежнему контролирует ситуацию, и если мы не выигрываем, не самые приятные беседы гарантированы! (смеется)
Конечно, мне нравится этот прессинг, но, согласен, есть работы и полегче.
Вопрос: Вы занимаете пост управляющего директора. Какие функции вы выполняете? Вероятно, Рон Деннис действительно по-прежнему многое контролирует?
Джонатан Нил: Нет, Рон уже гораздо меньше занимается командой Формулы 1. Он всегда будет о ней заботиться, как и любой предприниматель, посвятивший столько лет жизни своему бизнесу. И нет смысла сомневаться в энтузиазме Рона. Поэтому влияние Денниса по-прежнему чувствуется, и он не дает нам расслабляться.
Но в основном сейчас он занимается организацией производства спорткаров McLaren. Рон предоставил нам с Мартином очень широкие полномочия по руководству командой, однако телефон по-прежнему иногда звонит…
Вопрос: В общем, вам не позавидуешь.
Джонатан Нил: Можно и так сказать!
Вопрос: Для того чтобы команда добилась успеха, необходимо правильно ею руководить и правильно распределять кадры: каждый человек должен быть на своем месте…
Джонатан Нил: Верно, в этом и состоит моя работа. Мартин как руководитель команды отвечает за все в целом, так что он тоже занимается этими вопросами, но у него немало и других забот. Например, занимая пост председателя ассоциации FOTA, он отлично справился с задачей объединения команд, и много делает как для всей Формулы 1, так и для McLaren.
Он очень занятой человек, поэтому я отвечаю за все внутренние вопросы, связанные с функционированием команды: за инженерное и производственное направления, а также за работу технической бригады, выезжающей на гонки. Поэтому суть моей работы действительно заключается в том, чтобы найти необходимое число толковых специалистов и организовать их совместную работу.
Вопрос: Какие плюсы и какие минусы вашей работы?
Джонатан Нил: Позитивных моментов немало. В жизни есть занятия, гораздо менее интересные, чем работа в Формуле 1. В нашем деле события развиваются с большой скоростью, и ты очень быстро видишь, какой эффект дают принимаемые решения. Если вы что-то предпринимаете, то практически сразу становится понятно, сработали эти меры, или нет, поэтому иногда приходится работать просто в пугающем темпе. Зато действительно ощущаешь вкус жизни!
Если говорить о минусах, то такой долгий сезон неизменно плохо сказывается на семейной жизни. Механики, которые ездят с командой по всему миру и работают на зимних тестах, почти сразу снова собираются в дорогу, потому что начинается новый сезон. Это по-настоящему выматывает.
Другой момент заключается в том, что всё, что вы делаете, происходит на виду у публики. Если добиваетесь успеха, это очень приятно, но если вы не слишком хорошо справились с работой, и это все видят, то переживания очень болезненные. Думаю, если вы работаете в Ferrari или McLaren, и просто идете с друзьями в ресторан, или на родительское собрание в школу, вы тут же услышите от людей все, что они думают о выступлении вашей команды в последней гонке. Вас тут же начинают атаковать вопросами: почему вы принимали такие решения? Что именно пошло не так? Так что от нашей работы практически невозможно отключиться.
Вопрос: До McLaren вы работали в компании BAE Systems, имеющей отношение к аэрокосмической отрасли. Это была настолько скучная работа, что вы захотели её сменить?
Джонатан Нил: Вовсе нет. Мне нравилось работать в аэрокосмической и оборонной отраслях. Я отдал им 20 лет и занимал разные посты. Но однажды позвонили из McLaren с предложением встретиться и побеседовать… А до этого я занимался военными самолетами, и мне это нравилось. Но если вам предлагают переходить в McLaren, вы что, откажетесь? Я подумал, что от таких предложений не отказываются, и принял решение. Это было 10 лет назад, и с тех пор я ни разу не пожалел.
Вопрос: За последние несколько недель команда добилась заметного прогресса. Как вам это удалось?
Джонатан Нил: Если бы я точно знал, то запатентовал бы этот рецепт! Думаю, когда вам приходится догонять Red Bull, вы должны идти на риск. Мы пошли рискованным путем, занимаясь доводкой машины, а наши гонщики рисковали на трассе. Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон очень хотят победить и так сильно к этому стремятся, что возникают ситуации, когда они переходят пределы возможного и допускают ошибки.
Когда нам удалось поднять скорость машины, гонщикам стало проще. Они знают, что техника конкурентоспособна, и, думаю, всей команде стало немного легче дышать. Если в столь конкурентной среде это вообще возможно.
Вопрос: В какой мере вы влияете на вопросы, связанные с подбором гонщиков? Вам приходится более тесно с ними работать, чем Мартину…
Джонатан Нил: Подбором гонщиков занимается команда. Когда встает вопрос формирования состава, сначала мы смотрим, какие есть варианты, кого из пилотов реально можно заполучить. Впрочем, на самом деле, при определенных обстоятельствах можно подписать контракт с любым из них. Второй вопрос в том, чтобы состав команды был подобран правильно.
Разумеется, Мартин как глава команды отвечает за этот выбор. Но и Рон Деннис высказывает свое мнение, и акционеры команды, поскольку гонщики представляют бренд McLaren. Но это решение готовится на основе анализа, подготовленного моими подчиненными. Мои люди смотрят на скорость кандидатов, на их стабильность, на отношение к работе за годы карьеры. И после этого можно прийти к выводу, что кандидат нам подходит.
Когда у вас выступают два чемпиона мира, это несколько упрощает ситуацию, но, конечно, вы всегда следите за ситуацией в чемпионате, смотрите, кто каких успехов добивается.
Это тоже часть процесса, в котором участвую и я, и Мартин, и Рон. Разумеется, мой вклад в общее дело, скорее, технического свойства. Когда контракты с гонщиками подписаны, моя работа состоит в том, чтобы нормально работала вся система, которая окружает пилотов. Они должны быть довольны своими инженерами, тем, как мы решаем вопросы логистики, как организована вся система поддержки. Гонщики должны хорошо себя чувствовать, должны ощущать себя частью коллектива. И в этой области отлично работает Мартин. Возглавив команду, он изменил стиль ее работы: она стала более открытой. К этому нас также подталкивали спонсоры из компании Vodafone. Команда стала намного более доступной, и, возможно, более человечной.
Вопрос: Но в конечном итоге правильный климат в команде зависит от гонщиков, верно?
Джонатан Нил: Согласен, если ваши гонщики действительно хорошо ладят друг с другом, как Льюис и Дженсон. Они относятся друг к другу с огромным уважением и помогают друг другу прогрессировать. И то, что Баттон выиграл свой 200-й Гран При на трассе, где он одержал первую победу в Формуле 1 пять лет назад – это просто фантастика!
Вопрос: Сейчас обсуждается вопрос о возобновлении тестов по ходу сезона, начиная со следующего года. Вы это поддерживаете?
Джонатан Нил: Да, тесты в каком-то объеме полезны. Но при этом надо гарантировать, что вся работа по ограничению ресурсов, проделанная в последние годы, не оказалась напрасной, ведь тесты были отменены по веским причинам.
При этом я считаю, что молодым гонщикам надо дать возможность поработать за рулем машины, а механикам – потренироваться. Так что я поддерживаю идею проведения некоторого количества тестов по ходу сезона.
Вопрос: После победы в Венгрии McLaren возвращается в схватку за титул?
Джонатан Нил: Прежде всего, мы хотим выигрывать гонки, и намерены в этом году одержать еще не одну победу. Математические шансы пока остаются, поэтому мы продолжим бороться за титул. Но даже если бы это было невозможно, мы бы все равно не сбросили обороты. В этом году мы выиграли четыре гонки, причем, одержали две победы подряд, так что я верю в успех McLaren в этом сезоне. Безусловно, мы не собираемся расслабляться.
В какой-то момент, конечно, придется задуматься о распределении сил и ресурсов, поскольку надо будет готовиться к следующему году, но я не могу представить ситуацию, когда мы с Мартином будем смотреть друг на друга и думать: «а не пора ли притормозить?» Я не могу себе этого представить, так что тормозить мы не собираемся.