В обстоятельном интервью GP Update руководитель проекта PURE Крейг Поллок рассказывает о том, как продвигается вперед разработка и создание нового мотора, что в это же время делают конкуренты и какие команды могут стать клиентами PURE в 2014 году...
Вопрос: Как сейчас обстоит ситуация с проектом PURE?
Крейг Поллок: Все очень интересно – когда вам нужно спроектировать и построить мотор для Формулы 1, этот процесс проходит различные стадии. Первая – это разработка базового дизайна, следующая – более подробная его проработка. Затем наступает третий этап, когда нужно налаживать связи с поставщиками – вы переходите к производству элементов. Мы уже вступили в эту фазу, могу подтвердить, что к концу июня – началу июля двигатель уже будет опробован на стенде. Это здорово, потому что времени впереди еще очень много.
Мотор сам по себе выглядит отлично; его конструкцию можно назвать инновационной – но так и должно быть. Уверен, что наши соперники тоже попробуют придумать что-нибудь новенькое. Разумеется, они не говорят нам о том, чем занимаются – и это очень досадно! Но мы не сомневаемся в том, что они сильны: ведь конкурировать приходится с Ferrari, Renault и Mercedes. Поэтому мы работаем изо всех сил.
Вопрос: Как далеко, по-вашему, продвинулись вперед все остальные?
Крейг Поллок: Об этом никогда нельзя говорить с достаточной определенностью, пока машины не выйдут на трассу. Мы почти не сомневаемся в том, что Mercedes уже работает на стенде – однако не уверены, что их мотор уже готов полностью, как у нас. Похоже, что пока они работают с единственным цилиндром, а не с полноценным мотором. Также мы уверены, что в Renault до работы на стенде дело дойдет не раньше сентября, а, возможно, и того позже.
Понятно, что сотрудничество с Жилем Симоном позволяет нам получить актуальную информацию о состоянии дел в Ferrari. Все говорит о том, что они до сих пор не выбрали базовое направление и уж точно не перешли к стадии детальной проработки. Так что их проект движется не быстрее, чем у Renault – а скорее всего, даже медленнее. Вот что мы сейчас знаем. Все пользуются услугами практически одних и тех же поставщиков, так что если какая-то деталь еще не была никем заказана в тот момент, когда вы ей заинтересовались – значит, вы впереди всех, и даже можно понять, насколько!
Вопрос: Насколько важны тесты двигателя на реальном шасси?
Крейг Поллок: Разумеется, самое лучшее испытание, которому только можно подвергнуть мотор – установить его на настоящую машину. Но никто не сможет сделать этого до 2013 года, хотя я и не считаю это серьезной проблемой. Если мы сможем, начиная с июля этого года, провести четыре или пять месяцев на стенде, это будет крайне важно.
Сейчас нами принято решение, что часть наших сотрудников будет работать на бывшей базе Toyota в Кёльне, используя инфраструктуру команды Формулы 1, потому что она – самая лучшая в мире, здесь не может быть никаких сомнений. Если смотреть на вещи реалистично, нам потребуется от полутора до двух лет, чтобы создать и отладить собственный стенд – мы не можем идти на такой риск.
Вопрос: Где будет располагаться собственный стенд PURE?
Крейг Поллок: Пока мы лишь окончательно решили переехать из того помещения, которое занимали прежде – оно расположено близ Парижа. Штат сотрудников расширился с 22 до 50 человек, потому нам нужен собственный офис. Вопрос в том, какую именно провинцию или кантон стоит выбрать, чтобы получить максимальные финансовые льготы от тамошнего правительства. Сейчас мы пристально изучаем три возможных места.
Буду честен – нам бы хотелось остаться во Франции и при возможности не уезжать слишком далеко от Парижа, еще одна привлекательная альтернатива – юг страны. Кроме того, есть Швейцария – у меня налажены очень хорошие связи в тех местах, где живу я сам, там проекты подобного рода получают серьезную поддержку, потому что являются высокотехнологичными. Они предоставляют невероятно выгодные финансовые и налоговые условия.
Наконец, еще одна возможность – это Германия, так как там есть в наличии необходимая нам инфраструктура. С другой стороны, недавние новости о том, что компания Peugeot свернула программу в гонках на выносливость, заставляет нас внимательно следить за тем, что может произойти. Их база расположена рядом с Парижем, там хорошее оборудование, офисы, есть и моторный стенд. Сейчас он не соответствует требованиям Формулы 1, но для его усовершенствования не потребуется серьезных усилий. Скорее всего, это будет самый дешевый вариант, который позволит нам продолжить движение вперед.
В случае с базой Toyota в Кёльне все соглашения уже заключены, туда мы переезжаем в настоящий момент, но нам надо серьезно проработать вариант с Peugeot, так как они находятся неподалёку от Парижа. Если мы решим, что эта тема заслуживает развития, то вступим с ними в контакт, однако пока мы не общались.
Вопрос: Насколько активно вы взаимодействуете с командами Ф1 в последнее время?
Крейг Поллок: Мы поддерживаем контакты, и мне кажется, что теперь люди воспринимают наш проект уже более серьезно, чем прежде. Не думаю, правда, что уход Peugeot сыграет нам на руку, потому что этот шаг показывает, что даже в случае с очень большой компанией совет директоров может принять негативное решение о будущих поставках – и произойти такое может едва ли не в любую секунду: и прямо перед стартом чемпионата, и по ходу сезона, и в его конце. Так что никто не знает, что принесет будущее. Если исключить из рассмотрения Ferrari – мне кажется, в их случае можно говорить о действительно долгосрочной программе – никто больше не в состоянии дать никаких гарантий.
Вопрос: Ferrari, Mercedes и Renault уже давно заняты производством моторов. Однако, проекты V6 к 2014 году всем предстоит начинать с чистого листа…
Крейг Поллок: Я бы сказал, что мы уже смогли продвинуться дальше, чем рассчитывали – и это очень здорово. Нам не нужно еще два года работать с моторами V8 – наши люди могут полностью сконцентрироваться на проекте 2014 года, и для нас это самое главное. Я не сомневаюсь, что лучшие специалисты Renault, Ferrari и Mercedes занимаются сейчас усовершенствованием двигателей V8, так как их ждет борьба за титулы 2012 и 2013 годов. Наши лучшие специалисты заняты новым проектом. В силу этого мы получаем определенное… мне бы не хотелось говорить «преимущество», но возможность работать над одной задачей. Она у нас действительно одна.
Вопрос: Прежде, когда Формула 1 переходила от моторов V10 к V8, в командах предпочли продолжать сотрудничество с прежними поставщиками. Увидим ли мы сильные изменения с наступлением эры V6-турбо?
Крейг Поллок: Мне кажется, нас ждут довольно серьезные перестановки – но, в любом случае, производителям моторов все равно придется тратить немалые деньги, чтобы снабжать своих клиентов. Я знаю, что в прошлом году, во время встречи с представителями FIA [руководитель спортивных программ Mercedes] Норберт Хауг сказал, что «если нам придется работать еще с одной командой, то мы справимся с этой задачей, но им придется оплачивать полностью все наши расходы». Эти слова однозначно свидетельствуют, что McLaren придется в полном объеме платить за поставки моторов. В 2012-м двигатели достанутся им бесплатно, в 2013-м Mercedes тоже придется соблюдать условия контракта – но с 2014-го все окажется для команды куда сложнее.
Вопрос: На самом деле, многие признаки свидетельствуют о том, что с 2014-го в McLaren сменят поставщика моторов…
Крейг Поллок: Да. Именно так.
Вопрос: Этот открывает перед PURE возможности сотрудничества с McLaren?
Крейг Поллок: Да. И сейчас PURE имеет возможность вести переговоры далеко не только с ними – фактически, с каждой командой, за исключением Ferrari и Mercedes. Даже если некоторые команды, вроде Red Bull, сейчас сотрудничают с Renault, тут все равно есть определенные возможности.
Вопрос: С каким максимальным количеством команд в состоянии работать PURE?
Крейг Поллок: Минимальное количество – две, тут сомнений быть не может. Две команды, и очень хотелось бы, чтобы это были сильные команды. Ну а максимальное число… если нам придется работать с действительно большим числом команд, то мы соответствующим образом нарастим собственные мощности. Сейчас это не является для нас первоочередной задачей, нужно оставаться реалистами и помнить, что мы – новая компания.
Люди, которые работают у нас, уже не новички, многих из них можно назвать ветеранами в области работы с моторами Формулы 1. Но когда предстоит поставлять свою продукцию другой команде – это требует несколько иной организации. Но до тех пор, пока правила игры известны нам заранее, мы довольны.
Вопрос: Вы ни разу не упомянули Cosworth – они не смогут перейти в «новую моторную эру»?
Крейг Поллок: Для них это будет невероятно сложно. Ведь нужно будет пройти все предварительные этапы, обкатать двигатель на стенде и договориться с кем-то из команд. Исходя из того, чем они располагают на настоящий момент, им все еще нужно начинать работу с чистого листа. Они отстают уже на год. Мы приступили к работе в начале 2011-го. Так что они очень далеко позади, и едва ли смогут приступить к работе на стенде раньше осени 2013-го. Так что им придется ставить мотор со стенда прямо на машины.
Вопрос: Изначально FIA планировала использовать рядные четырёхцилиндровые двигатели с 2013-го, но затем изменила свое решение. Говорили, что это было сделано из-за Audi – немцы хотели было выставить «четверку», но после передумали. Какова ваша версия развития событий?
Крейг Поллок: С того самого момента, как было объявлено о новых правилах, я говорил, что мы успеем разработать двигатель к 2013 году. Полагаю, все дело было в том, что крупные поставщики моторов, Mercedes и Ferrari, настояли на том, что надо отложить введение нового регламента на год, чтобы у них было больше времени.