В четверг в Австрии Кими Райкконен говорил о прогрессе Alfa Romeo, инциденте с Риккардо в прошлой гонке и особенностях работы с шинами...
Вопрос: На прошлом этапе вы с Фредериком Вассёром говорили, что по ходу нескольких уик-эндов команде не удавалось всё сделать верно, было допущено несколько ошибок. Во Франции всё вернулось в норму?
Кими Райкконен: В плане результатов – да. Но я не думаю, что там мы работали иначе, чем на других трассах, где оказались не так быстры. Во Франции у нас была неплохая скорость, мы привезли несколько новинок. Конфигурация трассы больше подошла нашей машине, но нам по-прежнему не хватает прижимной силы. Впрочем, любой гонщик вам скажет, что чем больше прижимной силы, тем лучше.
Не скажу, что наша работа в тот уик-энд как-то изменилась, но мы с самого начала выглядели немного лучше. Мы кое-что попробовали, и это сработало – мы оказались ближе к соперникам и смогли с ними бороться.
Вопрос: В команде говорили, что в ближайшие недели появятся крупные обновления. В прошлом году в Sauber добились прогресса в работе с машиной по ходу сезона. Вас впечатлили темпы доработки машины? Оправдали ли они ваши ожидания?
Кими Райкконен: В целом, команда неплохо прогрессировала. В прошлом году всё прошло хорошо, но до этого у команды было много других проблем, связанных с нехваткой средств.
В этом году всё идёт хорошо. Несколько решений сработали не так, как мы ожидали, остальные соответствовали расчётам. Это важно, ведь если данные не совпадают, то приходится очень сложно.
У нас не было крупных новинок, но небольшие доработки работали так, как ожидалось. Надеюсь, в следующих гонках мы вновь поставим новинки и добьёмся ещё большего прогресса.
Вопрос: Учитывая ситуацию с резиной, насколько сложно судить об эффективности новинок?
Кими Райкконен: Всё зависит от конкретной ситуации. Если всё сделать правильно, разобраться не так сложно. Я обычно ориентируюсь на свои ощущения.
Вопрос: Вы хотели бы вернуться к прошлогодним шинам?
Кими Райкконен: Не думаю, что у нас есть такая возможность. Все в одинаковой ситуации. В некоторых гонках приходится нелегко, но как я сказал, чем больше прижимной силы, тем легче работать с шинами и тем более длинную дистанцию они выдерживают. В последние годы работать с резиной всегда было сложно. На некоторых трассах возникало больше проблем.
Вопрос: Чего вы ждете от этого уик-энда?
Кими Райкконен: Не знаю. Обычно на этой трассе результаты очень плотные, ведь круг довольно короткий. Позиция зависит от того, удастся ли вам всё сделать правильно.
В этот уик-энд очень жарко, в гонке возможны проблемы с шинами. Успеха добьется тот, кто сможет контролировать состояние шин и при этом окажется самым быстрым. Надеюсь, мы сможем, по меньшей мере, участвовать в борьбе. Посмотрим, каким окажется результат. Надеюсь, за одну неделю ситуация не сильно изменилась.
Вопрос: Какие повороты лучше всего подходят вашей машине?
Кими Райкконен: Не думаю, что наша машина особенно эффективна в каком-то конкретном типе поворотов – она неплохо ведёт себя везде. Судя по всему, у нас нет проблем в быстрых поворотах. Но большинство поворотов – медленные, и от них зависит разница во времени на круге. Но в целом, у машины неплохой баланс.
Вопрос: Вы уже видели, что в этом году зоны вылета несколько изменились? В некоторых местах заасфальтированные зоны стали шире, хотя раньше там была трава и гравий. Но ведь эту трассу гонщики всегда любили именно за сложность...
Кими Райкконен: Я пока их не видел. Завтра я проеду по трассе и всё узнаю. Надеюсь, я не вылечу с трассы в одном из этих мест.
Мне всегда здесь нравилось: и место красивое, и на трассе много поединков. Всё не так сильно изменилось с тех пор, как я приехал сюда в первый раз в 2001-м. Затем мы вернулись в Австрию в 2014-м: немного изменился первый поворот и зоны безопасности. Многое сделано из-за MotoGP, и я это понимаю, ведь мотогонки – очень опасный спорт. Когда мотогонщики выезжают на траву – для них всё заканчивается.
Посмотрим. Обычно здесь всегда говорят об одном и том же – о границах трассы и последнем повороте. Я не знаю, изменились ли поребрики, но ожидаю, что темы разговоров не изменятся.
Вопрос: Гран При Австрии станет вашим 300-м стартом. Что это значит для вас?
Кими Райкконен: Для меня это не имеет значения. Это только число. Возможно, когда я завершу карьеру и буду вспоминать прошлое, моё отношение изменится, но сейчас я концентрируюсь на каждой гонке в отдельности. Кроме того, никакой разницы между 200 и 300 стартами в Гран При – единственное, что имеет значение – предыдущий гоночный уик-энд. Мы всегда стараемся как можно лучше выполнить свою работу.
Вопрос: В прошлое воскресенье вы оказались замешаны в интересном поединке на последнем круге. Что вы думаете о действиях Риккардо? Заслуживал ли он штрафа, или вы вели честную борьбу?
Кими Райкконен: Сначала он действовал на пределе. Он выехал за пределы трассы и вернулся на траекторию. Нельзя сказать, что он проехал широко.
Что касается второго штрафа, на прямой граница трассы очевидна. Если бы там была стена, он не смог бы меня опередить. Всё просто. Мы все знаем правила, но на трассе мы не думаем о них, а принимаем решения. Возможно, обогнав меня, он подумал: «Посмотрим, что произойдет». Но должно было что-нибудь произойти.
Вопрос: Как погода повлияет на работу с резиной?
Кими Райкконен: В прошлой гонке тоже было жарко, но насколько я знаю, здесь не будет столь же высокой температуры. Здесь надо правильно работать с шинами, а в этом плане всё может быть несколько сложнее. Посмотрим.
Вопрос: Благодаря новым антикрыльям стало проще обгонять?
Кими Райкконен: В первой гонке казалось, что ехать за соперником стало проще. Но преследовать другую машину никогда не будет легко. В других гонках у меня не было возможности бороться на трассе. Во Франции – да, но я ехал на некоторой дистанции от Renault… Конечно, хуже не стало. Мне кажется, стало несколько лучше. Но этого недостаточно. Должны произойти существенные перемены, чтобы разница стала очевидной.
Вопрос: Вам было проще или сложнее удержать Хюлкенберга позади?
Кими Райкконен: Большую часть времени он ехал вплотную, и я не могу назвать свою гонку скучной. Мне приходилось выкладываться, чтобы его сдерживать, я должен был действовать безупречно. Я понимал, что если допущу ошибку, он просто проедет мимо. Он постоянно был рядом, но не приближался на дистанцию атаки. Обычно, если кто-то круг за кругом едет вплотную, то в какой-то момент начинает немного отставать. Но Нико – нет. Ему удавалось держаться рядом.
Вопрос: Вы рады, что вернулись в эту команду? Вам здесь нравится?
Кими Райкконен: Конечно, всегда хочется получить более быструю машину и добиваться более высоких результатов, но если не обращать на это внимания, команда работает очень хорошо. Здесь не так много сотрудников, как в Ferrari или в некоторых других командах.
Но в остальном, здесь у меня больше свободы. Мне не надо постоянно участвовать в каких-либо встречах со спонсорами. Мне это нравится гораздо больше, чем многие думают. Мне дорого личное время. В этом плане здесь гораздо лучше.
Вопрос: Последнее время ходит много разговоров о том, чтобы сделать машины сложнее в пилотировании. Чем современные машины отличаются от тех, что были во времена дозаправок? Хотели бы вы, чтобы физическая нагрузка за рулем выросла?
Кими Райкконен: Невозможно судить, стало ли сейчас сложнее или проще. Когда вспоминаешь, что было 10 лет назад, память начинает всё приукрашивать – возможно, всё не так. Если бы вы задали этот вопрос 10 лет назад, я сказал бы, что всё в порядке. Ко всему привыкаешь.
Конечно, когда садишься за руль после межсезонья, то чувствуешь, стало ли сложнее или нет. Мышцы шеи устают уже после 20 кругов. Но уже на вторых тестах всё в порядке. Да, местами боль чувствуется, но к ней привыкаешь. Так в любом спорте. Когда адаптируешься к тому, что делаешь, и это уже не кажется сложным. Не думаю, что раньше что-то отличалось. Некоторые гонки сложнее...
Раньше мы много работали на тестах, поэтому ещё больше привыкали к машине. Иногда что-нибудь болит, иногда нет. С точки зрения пилотирования, всегда сложно ехать быстро. Хотя в некоторых гонках бывало проще. Иногда, если машина очень хорошая, и всё идеально, то не чувствуешь никакой усталости – ты легко пилотируешь, показывая отличное время на круге, и кажется всё слишком просто. Но иногда приходится нелегко.
Если вспомнить, что было ещё раньше, когда у нас не было усилителей руля и так далее – всё было совсем по-другому. Когда я дебютировал в Формуле 1, усилителей руля не было, но я привык к этому. Конечно, тогда я не был таким сильным, как сейчас, но у меня всё получалось. На первой машине Sauber, которую я протестировал в Муджелло, вообще не было усилителя руля. В 2001-м мы получили его только в Монце, то есть спустя полсезона. Надо адаптироваться к тому, что есть.