В пятницу вечером после окончания тренировок главный инженер Ferrari Пэт Фрай ответил на вопросы журналистов, в основном связанные со следующим сезоном…
Вопрос: В следующем году Формула 1 переходит на новые двигатели. Но в те годы, когда двигатели текущего поколения были в начале своего цикла, поставщикам моторов было позволено вносить определенные изменения в конструкцию своих силовых агрегатов, чтобы уравнять их характеристики. Разумеется, есть вероятность, что в следующем сезоне мы увидим серьезный разброс в мощности. Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы впоследствии как-то это скорректировать?
Пэт Фрай: Вполне вероятно, что какая-то из команд будет заметно опережать остальных, и уже идут дискуссии о том, каким образом можно уравнять возможности двигателей. Но ситуацию следующего года сложно будет сравнивать с тем, что было в свое время. На этот раз, очевидно, речь может идти только о настройках.
Вопрос: По ходу сезона ваша машина иногда показывала себя очень неплохо, но порой проявлялись её недостатки. Уверены ли вы, что у машины 2014 года таких слабых мест не будет?
Пэт Фрай: Хороший вопрос. Например, сегодня день для нас сложился не лучшим образом. Мы знаем, что по определённым параметрам наша машина не подходит этой трассе, и нам есть над чем работать. Какие-то проблемы отпадут сами собой, поскольку изменится технический регламент, решением остальных мы сейчас занимаемся и к следующему году их устраним.
Вопрос: Одна из проблем на этой трассе связана с тем, что ведущие колеса машины плохо держат трассу при разгонах?
Пэт Фрай: Да, отчасти. Заключительная часть круга напоминает сингапурскую трассу, согласитесь? В Сингапуре у нас возникала проблема с перегревом шин, и здесь она в какой-то мере повторилась. Полагаю, так было и в прошлом году.
Вопрос: Было много разговоров о том, как переход на новые шины повлиял на разные команды. Разумеется, все полагают, что Ferrari из-за этого отстала от Red Bull. Вы можете более детально рассказать, что именно сказалось на вашей скорости?
Пэт Фрай: Разумеется, форма шин оказывает определённое влияние на аэродинамику, но не думаю, что в нашем случае дело именно в этом. Если мы посмотрим, как менялась наша скорость по ходу сезона, то в квалификации в Мельбурне мы отставали от лидеров на 0,5 – 0,6 секунды. Примерно 0,7 – 0,8 секунды мы уступали Red Bull на сегодняшних тренировках и примерно столько же – в предыдущей гонке. Т.е. на самом деле нам весь год следовало повышать скорость в квалификации, но всё, чего мы добились – это удержать отставание на прежнем уровне.
Если же говорить о гоночном темпе, то с переходом на новые шины сложностей у нас немного прибавилось, но главное всё-таки в другом: весь год мы были недостаточно быстры в квалификациях.
Вопрос: На протяжении долгих лет скорость в Формуле 1 прежде всего зависела от аэродинамики. В следующем году возрастёт роль силовых установок. Вызывает ли это какие-то сложности, приходится ли вам как-то менять структуру команды?
Пэт Фрай: Я уверен, что аэродинамика останется доминирующим фактором, а исследовательская работа сейчас в основном связана со стендовыми испытаниями силовых установок, а также с применением технологий компьютерного моделирования. От двигателей, безусловно, будет зависеть несколько больше, поэтому надо постараться разработать максимально эффективную силовую установку уже к самой первой гонке, поскольку потом модернизировать его будет уже намного сложнее.
Вопрос: И Фернандо Алонсо, и Фелипе Масса говорили, что работали на симуляторе, собирая информацию для новой машины. Вы можете объяснить более подробно, что именно вы испытываете, работая с моделью новой машины на симуляторе?
Пэт Фрай: Мы можем проводить огромную работу с использованием симулятора. Можно работать с аэродинамическими характеристиками, с различными уровнями прижимной силы, лобового сопротивления, экспериментировать с настройками силовой установки – словом, практическая польза очень велика. Поэтому ежедневное расписание работы на симуляторе составлено вплоть до Рождества.
В любом случае, симулятор не может в точности воспроизвести поведение машины на трассе, но, думаю, мы добились здесь значительного прогресса, и эта работа будет продолжена.
Вопрос: В Маранелло должна была после реконструкции заработать аэродинамическая труба. Как обстоят дела сейчас? Она уже используется на 100%?
Пэт Фрай: Мы приступили к её использованию уже несколько недель назад, и теперь она работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, как и положено. Разумеется, потребуется какое-то время, чтобы понять, насколько точен этот инструмент, но я полагаю, что мы добились значительных улучшений. Но первые впечатления вполне позитивные.
Вопрос: Проверяя, насколько точных результатов можно добиться в Маранелло, вы сравниваете данные, полученные в вашей трубе, с теми, что были получены в аэродинамической трубе Toyota, которую использовали в этом году?
Пэт Фрай: Совершенно верно. Для этого мы повторяем в Маранелло те исследования, которые проводили с помощью трубы Toyota. И пока все идет весьма неплохо.