Пол ди Реста терпеливо ждет, когда Force India объявит состав на следующий год, хотя в 2011-м он был, возможно, лучшим новичком сезона. В интервью официальному сайту чемпионата шотландец вспоминает события своего дебютного сезона и рассуждает о том, что его ждет в 2012-м году…
Вопрос: Дебютный сезон в карьере гонщика бывает только один. Как он для вас складывался?
Пол ди Реста: Разумеется, я очень рад, что провел год в Формуле 1, поскольку давно к этому стремился. Год сложился вполне удачно, причем, и для меня, и для команды. Это был приятный опыт, но работать пришлось немало.
Безусловно, сезон оставил хорошие воспоминания. Они могли быть еще лучше, но в целом все прошло довольно позитивно, и, думаю, этот опыт пригодится мне в будущем…
Вопрос: В 2011-м в Формуле 1 дебютировали несколько гонщиков. С самого начала сезона выступали вы, Серхио Перес (Sauber) и Пастор Мальдонадо (Williams), а Даниэль Риккардо вошел в состав HRT в середине года. Вы довольны своими результатами?
Пол ди Реста: Думаю, результаты меня вполне устраивают, однако надо иметь в виду, что разные люди были в разных обстоятельствах. Моя главная задача в том, чтобы максимально хорошо выполнять свою работу и налаживать контакты со всеми остальными гонщиками. Надеюсь, они относятся ко мне с таким же уважением, с каким я отношусь к ним, как на трассе, так и за ее пределами.
Вопрос: В 2010-м вы выиграли кузовной чемпионат DTM, но даже победители порой сталкиваются с серьезными трудностями. По ходу сезона вам приходилось бороться с проблемами?
Пол ди Реста: Думаю, нужно правильно настроиться психологически и ставить перед собой реалистичные цели. Force India завершила чемпионат на 6-м месте Кубка конструкторов, и это лучший результат в истории команды. Мы довольны, поскольку это поможет усовершенствовать структуру команды и определиться с задачами на следующий год.
Теперь, конечно, надо будет бороться за 5-е место, и, надеюсь, я приму в этом участие (смеется). Раньше нас относили, скорее, к аутсайдерам, но сейчас, если посмотреть на наши результаты, мы добились больше, чем другие команды. Поэтому весь коллектив Force India гордится итогами сезона.
Вопрос: Команде не хватило четырех очков, чтобы занять 5-е место. Гран При Бахрейна был отменен, и календарь сезона состоял лишь из 19-ти этапов, хотя изначально планировалось 20. Как вы полагаете, если бы гонок было на одну больше, вы бы смогли опередить Lotus Renault?
Пол ди Реста: Думаю, да. В конце года мы были очень быстры. К сожалению, в начале сезона мы многим уступали, но такова жизнь. Нам нужно было занять в Бразилии 5-е и 7-е места, но мы финишировали на 6-м и 8-м, уступив Lotus Renault совсем немного. Были гонки, в которых мы могли добиться большего, но нам не везло, и команде не удавалось заработать очков. В каких-то случаях в подобной ситуации оказывались наши соперники.
По-моему, не стоит слишком много думать о прошлом: главное, мы выполнили план команды, заняв 6-е место в Кубке конструкторов. Сейчас надо больше думать о будущем, и, надеюсь, теперь нам удастся стать пятыми.
Вопрос: Что было сложнее всего в минувшем году? Может быть, вам что-то не нравилось? И что было самое веселое?
Пол ди Реста: Думаю, самый приятный момент – это 6-й результат в квалификации накануне Гран При Великобритании. А самые неприятные воспоминания связаны с самой британской гонкой, когда один неудачный пит-стоп перечеркнул все надежды на хороший финиш. Если бы этого не произошло, не исключаю, что мы бы заняли 5-ю строчку в Кубке конструкторов.
К неприятностям можно отнести и ряд неудачных тактических решений, но нам приходилось перестраховываться, поскольку команда хотела обеспечить себе 6-е место в Кубке конструкторов. Если бы мы могли предвидеть, как будут развиваться события, возможно, мы бы действовали смелее, поскольку в итоге Force India опередила Sauber на 25 очков, а это замечательный результат.
Самая смешная ситуация? Думаю, в Формуле 1 сложно говорить о смешных ситуациях. Конкуренция очень острая, тебе приходится всегда быть максимально собранным, ведь без этого ты вообще не заработаешь очков. Если, все-таки, надо найти что-то забавное, то я бы, наверное, назвал парад пилотов, когда мы все подшучиваем друг над другом (смеется). В остальное время каждый думает о своем.
Вопрос: Из чемпионской команды DTM вы перешли в маленькую команду Формулы 1. Был ли легким этот переход?
Пол ди Реста: Конечно, обстановка в команде Формулы 1 другая. Но в этом сезоне я получил массу удовольствия. Здесь ты намного теснее сотрудничаешь с коллективом, и работать приходится больше. Когда в DTM я выступал в заводской команде Mercedes, можно было рассчитывать на победу в каждой гонке. А если ты не побеждал, надо было разбираться в причинах: почему на этот раз не получилось?
В Формуле 1 приходится больше думать о том, каких результатов реально можно добиться. Но не надо недооценивать Force India: команда ставит перед собой серьезные задачи, как мы показали во второй половине сезона. Разумеется, это не самая крупная команда, но очень профессиональная. И все это вселяет оптимизм накануне 2012-го года.
Вопрос: Вы очень хорошо начали сезон, но потом, похоже, прогресс замедлился. В чем причины?
Пол ди Реста: Думаю, нам немного не повезло, и, кроме того, вмешались обстоятельства. Не стоит забывать, что я выступал на совершенно незнакомых трассах. Иногда я опережал Адриана Сутила, моего напарника, иногда он был быстрее, ведь он очень сильный и быстрый соперник. Я отношусь к нему с большим уважением, и у нас дружеские отношения. Мы отлично работали вместе, и это видно по результатам.
Вопрос: В заявочном листе FIA на 2012-й год не указаны имена гонщиков Force India, однако предполагается, что вы продолжите выступать и в следующем сезоне. Это соответствует действительности?
Пол ди Реста: Не могу комментировать. Единственное, скажу, что я по-прежнему тесно сотрудничаю с командой, помогая ей с новой машиной. На следующей неделе приступаю к работе на симуляторе и надеюсь, что Виджей Малья и совет директоров компании примут решение о составе на 2012-й год. Разумеется, я был бы рад остаться в команде еще на один сезон. В Force India мне предоставили уникальный шанс, который выпадает лишь один раз в жизни, за что я очень благодарен.
Вопрос: Если вы останетесь в команде, какие цели будете преследовать в следующем сезоне? Какие задачи стоят перед командой? Она неплохо выступала в этом году, так что, наверное, в следующем планка будет поднята выше?
Пол ди Реста: Надеюсь. Безусловно, мы будем стремиться двигаться вперед.
Вопрос: Оглядываясь назад, чего удалось добиться во время дебютного сезона, а какие задачи остались невыполненными?
Пол ди Реста: Я никогда не ставил перед собой конкретных целей, поскольку в первом сезоне надо быть готовым ко всему. Конечно, многие задачи остались невыполненными, но ты должен понимать, что это тоже опыт, что ты многому научился, и в будущем это даст тебе преимущество.
Самое важное, разумеется, – выступать в гонках и получать от этого удовольствие. Мне помогала моя семья и другие люди, и я очень доволен решениями, которые они принимали, и благодарен за то, что они в меня верили.
Вопрос: Виджей Малья дал понять, что состав команды определится к 15-му декабря. Если это решение будет не в вашу пользу, у вас есть какой-то запасной план?
Пол ди Реста: По-моему, об этом думать просто не хочется, хотя нельзя исключать и наихудший сценарий. Хорошо, что у меня есть менеджер, Энтони Хэмилтон, который многие вопросы берет на себя. В этом и состоят его задачи.