Руководитель McLaren Мартин Уитмарш ответил на вопросы известного британского журналиста Питера Уиндзора, посвященные будущему Гран При США…
Вопрос: Какова вероятность, что Гран При США состоится – в следующем году, или через год? Насколько Америка нужна Формуле 1, и насколько Формула 1 нужна Америке?
Мартин Уитмарш: Думаю, Гран При США состоится – это неизбежно. Пройдет ли гонка в следующем году? Есть люди, кто информирован лучше меня. Такое впечатление, что в последние дни и часы приходят хорошие новости, и это добавляет оптимизма. Но мы составляем свои планы с учетом того, что в 2012-м году американский этап будет.
Людям в Остине предстоит большая работа, но, по-моему, это разумное решение. Возможно, в календаре чемпионата должно быть даже два американских этапа.
Лично я считаю, что мы должны изменить наши подходы к американскому рынку. И начинать надо вот с чего: нам повезло, что европейская публика так любит Формулу 1 и так хорошо в ней разбирается; популярна она и в Южной Америке, и некоторых странах Азии. Может быть, поэтому наш спорт не прикладывал каких-то значительных усилий, направленных на перспективу, чтобы освоить новые рынки.
Хорошо, что в свое время в США уже проводились Гран При, но, все-таки, Америка и Азия остаются для нас новыми рынками. Начнем с того, что Америке Формула 1 не нужна. Скорее, США нужны Формуле 1. Поэтому мы должны составить качественную программу, как минимум на пятилетнюю перспективу: команды и Берни Экклстоун должны действовать общими усилиями, чтобы подготовить американскую публику к восприятию Формулы 1.
Когда вы приходите на какой-то рынок с новым продуктом, вы стараетесь понять особенности этого рынка. Возможно, вам даже придется внести какие-то изменения в свой продукт с учетом этих особенностей, и, разворачивая рекламную кампанию, вы постараетесь привлечь внимание к лучшим его качествам.
Думаю, мы ничего этого не делаем, потому что Формула 1 несколько испорчена той популярностью, которой она пользуется в Европе, Южной Америке и в ряде азиатских регионов. Мы туда приезжаем, устраиваем свое шоу, а потом уезжаем и думаем, что осчастливили всех. Но если мы собираемся в Америку, надо отдавать себе отчет, что там есть свои популярные виды автоспорта, а Ф1 знают куда меньше.
При этом наш продукт идеально подходит для США, ведь Америка – автомобильная страна, а Формула 1 – вершина автоспорта. Думаю, американская публика воспримет Ф1 с энтузиазмом, но мы должны ехать в США и добиваться, чтобы местные болельщики научились понимать особенности нашего продукта.
Дело в том, что в каком-то смысле, Формула 1 стала слишком сложной. Но, полагаю, нация, которая разбирается в бейсболе и американском футболе, должна разобраться и в Ф1. Для нас эти виды спорта тоже не самые понятные, – неудивительно, что в США такое же отношение к Формуле 1 со всеми её тонкостями, технологиями, тактикой, системами KERS и DRS или форматом квалификации. Не думаю, что всё это так уж очевидно.
Мы привыкли к этим нюансам, нам они нравятся, но, собираясь в Америку, мы должны действовать сообща. Посмотрите на состав акционеров Формулы 1 и на инвесторов, которые реально вкладывают в неё деньги: американский рынок очень важен практически для всех компаний, которые размещают названия своих брендов на наших машинах, на униформе команд и на комбинезонах гонщиков.
Поэтому, если составить пятилетнюю программу, то мы бы могли привлечь внимание к Формуле 1. Организовать несколько гоночных шоу, чтобы продемонстрировать наши машины в Лос-Анжелесе или Майами, да где угодно; отправить туда наших гонщиков, которые бы участвовали в разнообразных акциях; учредить фонд для коллективного финансирования этих рекламных проектов: все это осуществимо. Мы должны этим заниматься, и мы хотим этого добиться.
Словом, я надеюсь, что мы вернемся в Америку, и надеюсь, на этот раз придем туда надолго, потому что сможем сделать наш спорт популярным и в США.
Вопрос: С одной стороны, с вами трудно не согласиться; с другой – раньше этого добиться не удавалось: насколько реалистичны подобные планы?
Мартин Уитмарш: Думаю, мы должны сделать выводы из опыта проведения Гран При Турции, нас должна беспокоить судьба Гран При Китая и Кореи. Всё это новые рынки. Исторически так сложилось, что Формуле 1 не приходилось бороться за место под солнцем, у нас нет такого опыта. Но сейчас многое говорит о том, что уже недостаточно просто приезжать в какую-то страну на 3-4 дня, проводить Гран При и уезжать, думая, что публике все понравилось.
Да, сейчас в самой Формуле 1 идут дискуссии, есть внутренние сложности, связанные с устоявшейся структурой нашего спорта, но я надеюсь, что нам удастся объединить усилия, поскольку речь идет о жизненно важных вещах. Мы должны завоевать Америку!..
Вопрос: Учитывая кризисные явления в мировой экономике, которые сотрясают и Еврозону, как, по-вашему, будет выглядеть календарь чемпионата в следующие пять – семь лет? Сколько гонок будет проводиться в Европе, а сколько – за её пределами?
Мартин Уитмарш: Существует тенденция: Формула 1 уходит из Европы, хотя количество гонок увеличивается. Лично я считаю, что каждый Гран При сам по себе должен быть настоящим событием. В календаре чемпионата не может быть больше 20 гонок, – в противном случае, их значение снижается.
Думаю, мы не должны забывать, что популярность Формулы 1 выше всего в Европе, где к ней относятся с настоящим энтузиазмом. Не надо забывать о Южной Америке и ряде стран Азии – от них нельзя отказываться. Но любой бизнес международного масштаба должен искать новые рынки. Неизбежно, мы должны стремиться и в Америку, и в Азию.
Разумеется, Формула 1 – дорогой спорт, у многих команд есть проблемы, и мы прикладываем огромные усилия, стараясь им как-то помочь. Всегда есть какие-то трения, всегда есть причины, побуждающие топ-команды думать об организации альтернативного чемпионата, а у владельца коммерческих прав всегда есть причины приветствовать подобные порывы! (смеется)
Но мы постараемся действовать сообща, чтобы снизить уровень расходов и при этом поднять зрелищность гонок. Кроме того, мы должны улучшать имидж спорта, должны пропагандировать Формулу 1. Как и в любом деле, никогда нельзя успокаиваться и считать, что ты и так делаешь достаточно…