Тесты Формулы 2 на португальском автодроме Альгарве, прошедшие 11-12 декабря, стали первой пробой сил на международной арене для 21-летнего россиянина Ивана Самарина. Не так давно москвича называли одной из главных отечественных гоночных надежд. Но лишь сейчас у пилота появилась возможность начать европейскую карьеру в составе новой команды BW Racing Team: контракт на выступления в Формуле 2 в 2010 году уже подписан. О прошедших тестах, планах на будещее и многом другом Иван с удовольствием рассказал читателям F1News.ru
Вопрос: Начнем сначала: почему вы выбрали именно Формулу 2?
Иван Самарин: Альтернативой было выступление за чемпионскую команду JD в Формуле Master. Техника там ближе к знакомым мне машинам Формулы 3, потому было бы проще добиться успеха – уверен, что с первых гонок я смог бы приезжать на подиум. Окончательный выбор делал я сам и остановился на Ф2 только потому, что при равной стоимости выступлений это серия гораздо ближе к Формуле 1. Кроме того, с моей точки зрения в Ф2 можно получить куда больше опыта, чем в Формуле Master. В принципе с большой натяжкой мы рассматривали и серию GP2, но – еще рано. Может быть, мы вернёмся к этой идее летом или осенью.
Вопрос: Как прошли тесты в Альгарве?
Иван Самарин: В целом результат я бы назвал более чем положительным. Мне никогда прежде не доводилось сидеть за рулем 400-сильной машины с «большими» колесами. Вместе со мной в тестах участвовали парни, которые провели целый год в Формуле 2, ездили в Ф3, уже тестировались в GP2 – и на их фоне я смотрелся достаточно неплохо. В последней сессии первого дня, когда все ездили на новых колесах и использовали бустер (ускоритель), я показал пятое время. Во второй день мы столкнулись с небольшими проблемами, поэтому по ходу дня результат был не очень убедительный. Впрочем, под вечер я снова «раскатился».
Вопрос: Что пошло не так во второй день?
Иван Самарин: На день выдают всего два комплекта новой резины, и один из них все стремятся оставить на финальный час, когда можно применять бустер. Потому я не спешил использовать новые шины и с утра выехал на вчерашних. Однако достаточно быстро один из инженеров сообщил мне, что все соперники ставят свежие шины, так как холодный воздух и чистая трасса позволяют показать хороший результат.
И итоге почти все «выстрелили» отличные времена, а вот мне не повезло. На первом круге я попал в трафик, затем остудил шины, после чего на втором быстром круге увидел красные флаги в последних поворотах. Так как новая резина дает реальное преимущество – от 0,7 до целой секунды – всего на два круга, то утро я провел фактически без новых шин.
Вопрос: Насколько быстро удалось приспособиться к большой и мощной машине?
Иван Самарин: Адаптироваться удалось довольно быстро – утром второго дня я без малейшего волнения сел в машину и начал делать свою работу. Другой вопрос, что едва сев за руль и еще не успев толком приспособиться, я зачем-то решил менять настройки – и это было ошибкой. В итоге к середине второго мы зашли куда-то не туда – но смогли выправить ситуацию.
Вопрос: Что именно вы бы отметили в поведении машины?
Иван Самарин: Аэродинамика автомобиля работает достаточно слабо. В следующем сезоне все будет иначе – уже разработан новый обвес, и прижимная сила возрастет на четверть. Однако на трассе он еще не тестировался. Пока же машина набирает скорость куда быстрее, чем известная мне техника Формулы 3, но боковые перегрузки у них в принципе схожи. Когда я ехал на тесты, то ожидал, что мне не хватит физической подготовки на два полноценных дня. А вышло так, что можно было еще ездить и ездить.
Вопрос: Выходит, машина не оправдала те ожидания, которые у вас были до начала тестов?
Иван Самарин: Я рассчитывал, что будет тяжелее. Судорожно готовился, семь дней в неделю ходил в тренажерный зал, использовал компьютерные симуляторы. Конечно, ожидал скачка в сравнении с теми машинами, на которых ездил прежде – но так его и не увидел. Думал, что будет намного сложнее.
Вопрос: И что же в итоге стало самым сложным на этих тестах?
Иван Самарин: Чтобы ехать на машине с большими колесами быстро, надо перестроить в голове манеру управления. Дело тут не в скорости и не в уровне сцепления с трассой. Автомобиль едет точно по направлению задних колёс, чувствуется явная недостаточная поворачиваемость. С этим приходится бороться и немного менять стиль вождения - чем и планирую заниматься зимой.
Вопрос: Общались ли вы с кем-нибудь – скажем, с Михаилом Алёшиным – до начала тестов, чтобы лучше к ним подготовиться?
Иван Самарин: Все решилось в последний момент, мы буквально собрались и улетели. Так что здесь ни с кем поговорить не удалось. А уже на тестах очень хорошо пообщались с Казимом Василяускасом (литовским гонщиком, которого считают главным открытием Формулы 2 в 2009 году) – оказался очень приятный парень, семья у него симпатичная. Они нам помогли.
Вопрос: На каком языке беседовали?
Иван Самарин: С Казимом и его братьями – на английском, а их отец хорошо говорит по-русски.
Вопрос: Первую межсезонную тестовую сессию Ф2, прошедшую 3-4 декабря в Валенсии, вы пропустили. Это скажется на подготовке к сезону?
Иван Самарин: На первую сессию мы просто не успели. Досадно, так как сейчас для нас важнее всего именно часы, проведенные за рулем на трассе. Конечно, обидно упускать возможности, но на зиму у нас запланирована весьма широкая программа. Так что до начала сезона мы «вкатимся».
Вопрос: Что именно включено в зимнюю программу?
Иван Самарин: В марте мы планируем два или три дня тестов в Монце. Кроме того, сейчас на стадии согласования еще одни тесты, на британской трассе в Бедфорде, где расположена база Формулы 2. Также в смутных планах, может быть, тесты в Формуле Palmer Audi.
Вопрос: Какое вообще впечатление произвела на вас Формула 2?
Иван Самарин: По организации это классическая моносерия, очень похожая на отечественную Формулу Русь. В том, что касается подхода к делу и профессионализма, мне все очень понравилось. Инженеры и механики работают на высочайшем уровне. Большинство людей там не только имеет большой опыт, но прежде работали в Формуле 1 или около нее – и это чувствуется. Безусловно, у этих людей есть, чему поучиться.
Вопрос: Удалось ли поговорить с самим Джонатаном Палмером?
Иван Самарин: Да, мы пообщались, обсудили деловые вопросы. Мне он показался хорошим и интересным человеком.
Вопрос: Что можете сказать о своих целях на 2010 год?
Иван Самарин: Программа-максимум, если говорить о вещах выполнимых – это финиш в первой тройке Ф2 по итогам сезона. Это большая, очень серьезная цель, для достижения которой надо много работать. Ну а программа-минимум – попадание в восьмерку лучших. Полагаю, это мне удастся.
Вопрос: У вас почти нет опыта выступлений на европейских трассах. Не боитесь, что это станет весьма серьезным препятствием – во всяком случае, в первые месяцы?
Иван Самарин: Я быстро адаптируюсь, а на первые месяцы у нас запланирована обширная тестовая программа, так что привыкание должно пройти без осложнений. У меня есть опыт выступлений в европейском картинге, где тоже нужно осваиваться на трассах, которые отличаются от наших, как небо и земля. Да и если взять Финляндию с Латвией и Эстонией, то там, конечно, не европейские автодромы, но по сравнению с российскими это определенный шаг вперёд. И там тоже никаких проблем у меня не возникало.
Перед поездкой в Альгарве я провел много часов на симуляторе, а когда приехал на трассу, чувствовал себя достаточно комфортно уже со второй 20-минутной сессии. К машине было привыкнуть куда сложнее, потому что все было совершенно новым.
Вопрос: Для молодых пилотов возраст – показатель критический. Вам уже не 18…
Иван Самарин: Да, я уже подхожу к тому возрасту, когда надо ехать в Формуле 1...
Вопрос: Значит, тем более нельзя ошибаться с направлением следующего шага по карьерной лестнице...
Иван Самарин: Да, именно поэтому в итоге и была выбрана Формула 2. Я понимаю, что если выиграю сейчас этот чемпионат, то с очень большой вероятностью стану тест-пилотом или даже «боевым» гонщиком Формулы 1. И такой исход событий возможен. Финиш в первой тройке по итогам сезона тоже вызовет ко мне очень большой интерес. Безусловно, попадание в 2011 году в Формулу 1 выглядит слишком уж амбициозной целью – ведь пока никому из россиян это не удавалось, – но GP2 станет дополнительным трамплином.
Вопрос: Хорошо, если все сложится в соответствии с планами. Но ведь без совсем без сложностей наверняка не обойдётся. Вы готовы к этому?
Иван Самарин: Конечно. 2009 год показал, какие сложности я способен преодолевать для участия в гонках.
Вопрос: А чем вы занимались последний год, когда стало окончательно ясно, что с гонками не сложится?
Иван Самарин: Было две основные задачи: физическая подготовка и поиск деловых партнеров
Вопрос: Может, всё же стоило проехать для поддержания формы пару гонок?
Иван Самарин: Безусловно, возможность проехать чемпионат уровня финской Формулы 3 у меня была. Но не хотелось терять еще год жизни, занимаясь абсолютно тем же, что я делал на протяжении трех последних лет. Если я занимаюсь автоспортом и стремлюсь попасть в Формулу 1, то иду только туда. Если же я по какой-то причине не занимаюсь автоспортом – то прикладываю все силы, чтобы найти возможность вновь делать это. В частности, приходится заниматься бизнесом.
Вопрос: А обучение вы продолжаете?
Иван Самарин: Нет, уже два года я не учусь, пребываю в затяжном академическом отпуске. Думаю, это верное решение. Недавно встречался со своими бывшими однокурсниками, которые пока нигде и никак себя не проявили, и потому на рынке труда ценятся, как обычные студенты-пятикурсники. А моя «стоимость» больше как минимум в два раза. Впрочем, я тоже собираюсь рано или поздно закончить обучение.