В обстоятельном интервью официальному сайту чемпионата руководитель команды BMW Sauber вспоминает прошлое, рассказывает о настоящем и строит планы на будущее.
Вопрос: До июньского Гран При Европы команда не могла похвастаться результатами, но вы сохраняли спокойствие. Это было хладнокровие, обычное для Формулы 1, или же бодрость духа, ставшая следствием отчаяния?
Петер Заубер: Разумеется, никакого отчаяния не было – это не мой стиль. Но и с вашим термином «хладнокровие, обычное для Формулы 1» я не соглашусь – поскольку никогда не стремился казаться тем, кем на самом деле не являюсь. Правда в том, что старт сезона получился очень трудным, это несомненно. Но я ни разу не усомнился в том, что поступил правильно, решив вновь встать у руля команды, ведь существовало всего две возможности – возглавить проект или закрыть его.
А закрытие команды я просто не мог себе представить. Ни в тот момент, когда компания BMW объявила о своем уходе, ни после четырёх первых гонок – вне зависимости от того, как они прошли. Это был выбор между быть и не быть – и я не мог позволить команде умереть.
И когда я говорю, что первые гонки получились для нас действительно сложными, то речь идет не только о результатах, но и о надёжности. Ведь наши машины всегда славились безотказностью. Для нас это была непривычная ситуация, и достаточно пугающая, надо признать. Но волноваться или с досадой оглядываться назад бесполезно. Нужно смотреть вперед, готовиться к следующей гонке, ожидать новую возможность прибавить.
Вопрос: Глядя на машину Формулы 1, лишенную рекламных наклеек, испытываешь удивление и даже тревогу. Что вы об этом скажете?
Петер Заубер: Должен поправить вас – она не полностью лишена наклеек! Ну а если говорить серьезно, то несложно разместить на машине логотипы, размер которых не будет соответствовать их реальной стоимости. Знаю, что в других командах так поступают, но для нас такой путь не подходит. Если ты всего лишь показываешь, что у тебя есть спонсоры, но не получаешь при этом денег, то это не выход.
Те спонсоры, что есть у нас, платят за рекламные места их реальную стоимость. Мы с самого начала знали, что найти спонсоров на нынешний сезон будет очень сложно, ведь вступили в руководство командой только перед Рождеством, примерно за десять недель до старта сезона. Естественно, ты всегда надеешься на лучшее, но мы готовились к тому, что проведем этот чемпионат без титульного спонсора – заручиться серьезной финансовой поддержкой до начала первой гонки было едва ли реально.
Вопрос: Вы говорили недавно, что будущее команды в безопасности – во всяком случае на следующий год. Не могли бы раскрыть чуть больше деталей?
Петер Заубер: Нет, могу лишь сказать, что я уверен – или, скорее, убеждён – что в следующем сезоне у команды будет достойное финансирование, которое даст нам возможность выступать на том уровне, на каком нам бы хотелось.
Вопрос: Когда вы говорите о том уровне, на котором вам хочется быть – то что именно имеете в виду?
Петер Заубер: Ох, это сложно сказать. Если вспомнить прошлое, то мы занимали в Кубке конструкторов места в промежутке с седьмого по четвертое. BMW удалось сделать большой шаг вперед, они претендовали на второе место. Когда мы вновь оказались у руля команды, она закончила год шестой, хотя здесь не обошлось без везения, подняться с седьмой строчки ей удалось только в последней гонке 2009 года.
Сейчас я бы сказал, что сохранить эту позицию будет непросто, так как отставание, особенно от Force India, весьма значительно. Мы недовольны той позицией, которую занимаем сейчас. И когда я говорю, что у нас будут деньги, чтобы выступать так, как мы бы хотели, то безусловно имею в виду более высокие результаты, чем сейчас.
Вопрос: Ходят слухи об альянсе Sauber с мексиканским миллиардером Карлосом Слимом Хелу, который уже долгое время присматривается к Формуле 1. Насколько они достоверны?
Петер Заубер: Могу сказать, что мы не комментируем слухи, и это единственный возможный ответ. Откуда они взялись? Мексиканский пилот GP3 Эстебан Гутьеррес уже заключил контракт с BMW Sauber F1. В прошлом году он один день отработал в нашей команде на молодёжных тестах – и произвел на нас хорошее впечатление.
По этой причине мы продлили сотрудничество с ним. Также он весьма плотно связан с Карлосом Слимом – именно поэтому последнего чаще видят в гостевой зоне Sauber, чем в других командах. Впрочем, ни для кого не секрет, что Карлос Слим – желанный гость для всех и каждого.
Вопрос: Поскольку в перспективе Формула 1 приедет в Остин, штат Техас, сейчас самое время налаживать связи с Мексикой…
Петер Заубер: Не секрет, что наша команда – едва ли не лучший вариант для восходящих талантов. Мы уже доказывали это прежде, и дело не только в том, что мне удавалось находить быстрых молодых гонщиков – Sauber отлично подходит для молодых спортсменов. Никогда нельзя недооценивать человеческий фактор, когда речь идет о воспитании талантов. И здесь есть еще один аспект: если молодой и быстрый пилот хорошо себя проявит у нас, то его мгновенно возьмут на заметку в больших командах. Мы уже видим это на примере Камуи. Выступать за нас – это не то же самое, что гоняться где-то еще, и это делает Sauber особенно привлекательной для юных талантов.
Вопрос: И все же команда, которую однажды уже приобрел концерн BMW, наверняка привлечет внимание мексиканского миллиардера…
Петер Заубер: Наша команда действительно привлекательна и имеет потенциал, весь мы располагаем первоклассной инфраструктурой, абсолютно сравнимой с оснащением топ-команд. Тот факт, что пока мы не можем по-настоящему соперничать с ними, объясняется лишь нашим финансовым положением и количеством персонала. Но условия у нас есть.
Вопрос: Давайте вернёмся к сезону 2010 года. С Камуи Кобаяши, учитывая его выступления в прошлом чемпионате, связывали большие надежды. Но в 13 первых гонках он ни разу не смог финишировать в первой шестёрке, причем трижды не финишировал из-за поломок и еще три раза попал в аварию. Вы по-прежнему довольны его выступлениями?
Петер Заубер: То, что я скажу, касается обоих гонщиков – они оправдали наши ожидания. Ты не можешь рассчитывать, что новичок будет так же быстр и обладать такой же гоночной мудростью, как спортсмен, выступающий много лет. Могу лишь повторить собственные слова: мы довольны выступлением обоих наших пилотов.
Вопрос: После Валенсии складывается ощущение, что C29 набирает ход. Это влияние нового технического директора Джеймса Ки, или команда всего лишь справилась с обычными «детскими болезнями»?
Петер Заубер: Это не совсем так. Мы всегда хорошо начинали сезон, потому то, что произошло в начале 2010-го, выглядит нетипично. Мы удачно провели зимние тесты, но едва стартовал сезон – все пошло не так. Для всех нас это выглядело какой-то мистикой, особенно то, что мы не можем финишировать в гонках. Но дело было не только в машине – частично это произошло и из-за нового мотора. По какой-то причине он просто не хотел нормально работать.
Сезон с самого начала оказался не таким, как другие. Прежде мы не раз видели, как по ходу чемпионата начинаем понемногу отставать от соперников – возможно из-за того, что нам не удавалось поддерживать высокий темп доработок машины. В этот раз у нас были хорошие тесты и ужасный старт сезона, но теперь все, к счастью, развивается по нарастающей.
Разумеется, такое положение во многом связано с Джеймсом Ки, так как мы видим, что сейчас машина успешно работает на трассах, на которых прежде мы испытывали проблемы. Думаю, особенно это касается медленных треков. В Монако все складывалось скверно, но через два месяца машина весьма неплохо показала себя в Венгрии. Пилотам приходилось непросто, когда использовались настройки с большим дорожным просветом. По соображениям аэродинамики мы вынуждены были ездить с маленьким клиренсом, а это очень сложно, если надо было атаковать бордюры.
В этом вопросе Джеймс Ки выправил положение – в Венгрии это было заметно. На быстрых секторах машина всегда выглядела неплохо и позволяла держаться вплотную за лидерами – но у нас по-прежнему есть дефицит максимальной скорости, и мы очень рассчитываем прибавить в этом отношении.
Вопрос: Как Джеймсу Ки живется в Швейцарии? Он же перебрался к вам из Force India, базировавшейся в Сильверстоуне.
Петер Заубер: Когда ты занят работой со сложной машиной, то едва ли найдешь время оглядываться по сторонам. Хотя недавно он рассказал мне, что ездил вместе со всей семьей на курорт Ароса и поднялся на перевал Вайсхорн, откуда открывается отличный вид. Они отлично провели время, а это говорит о том, что адаптация проходит успешно.
Вопрос: Для команд вроде BMW Sauber позиция в чемпионате очень важна, ведь она напрямую связана с деньгами. Сейчас вы на восьмой строчке. Сможете подняться выше?
Петер Заубер: Мы определенно нацелены на то, чтобы подняться выше – а вот осуществима ли такая задача, я сказать не берусь. Не знаю, как будут совершенствовать свои машины наши непосредственные соперники. Точно также в 2009 году мы и предположить не могли, что сумеем обойти Williams в последней гонке – но это случилось. Так что давайте посмотрим, кто чего сумеет добиться на шести оставшихся этапах
В Монце мы постараемся найти верные настройки с малым уровнем прижимной силы, а в пяти заключительных выездных гонках будем использовать различные новинки – но должен сразу сказать, что нашей главной задачей сейчас является машина 2011 года. И если говорить о восьмой позиции в Кубке конструкторов, то давайте не будем забывать, что в прошлом году восьмой сезон закончила команда, располагавшая первоклассным пилотом – Renault с Фернандо Алонсо. Так что восьмое место – это не так уж и плохо...