Наша с Петером Заубером беседа проходила в личном офисе швейцарца в моторхоуме его команды в паддоке Гран При Испании. Это помещение на втором этаже как нельзя лучше отражало стиль своего хозяина – на нескольких квадратных метрах, залитых светом с прозрачного потолка, не было ничего лишнего или показательно-вычурного. Все здесь направлено на обеспечение максимальной эффективности работы. Сейчас у многих коллег герра Петера куда более солидные «апартаменты», но он довольствуется и этим, так как прекрасно помнит время, когда обстановка была на много порядков аскетичнее.
С разговора о прошлом мы и начали интервью. Услышав первый вопрос, Заубер на мгновение задумался, чуть изменился в лице – а потом признался, что от нахлынувших воспоминаний забыл и те немногие слова английского языка, которые знал прежде. Беседу мы продолжали уже через переводчика…
Вопрос: Господин Заубер, какие воспоминания у вас связаны с дебютным для команды Гран При ЮАР 1993 года?
Петер Заубер: О, воспоминаний столько, что на них, наверное, не хватит и целого интервью. В конце 1991 года в компании Mercedes решили, что отказываются от планов дебюта заводской команды в Формуле 1, к которому мы готовились совместно. После этого наша команда оказалась в очень непростой ситуации. Прессинг был серьезным – но мы решили продолжать самостоятельно, и в первом же Гран При завоевали отличные стартовые позиции – шестую и десятую.
В гонке результат оказался еще выше – Юрки Ярвилехто финишировал пятым, даже несмотря на то, что по ходу дистанции ему пришлось провести незапланированный пит-стоп для замены электронного блока. Для нас это был фантастический дебют.
Вопрос: Считаете ли вы, что Формула 1 осталась прежней – или минувшие 20 лет заметно изменили её?
Петер Заубер: Верно и то, и другое. Для меня Ф1, быть может, и не осталась в точности такой же, как раньше, но она по-прежнему очень похожа на ту, 20-летней давности. Разумеется, чемпионат стал сильнее, зрелищнее, гораздо дороже, заметно усилилась политическая составляющая. Формула 1 менялась, как и все вокруг нас, но эти процессы шли параллельно, потому тем, кто находился внутри паддока, было непросто заметить перемены. Что действительно потрясает – это технический прогресс. Разница между нынешними технологиями и теми, что использовались в начале 90-х, просто невероятная.
Вопрос: За прошедшие годы Формулу 1 покинуло немало команд…
Петер Заубер: Знаете, сколько именно?
Вопрос: Пожалуй, десять или двенадцать…
Петер Заубер: Двадцать пять. Их было двадцать пять!
Вопрос: В чем же ваш секрет, позволяющий продолжать выступления?
Петер Заубер: Секрет? (пауза) В нашей команде всегда серьезно относились к своей работе и трудились, не жалея сил.
Вопрос: Есть ли сотрудники, которые проработали в Sauber все эти 20 лет?
Петер Заубер: Когда мы начинали, в команде было 60-65 человек, сейчас их около 300. Действительно, немалая часть сотрудников оставалась с нами все это время, а есть и такие, кто работал в Sauber еще в то время, когда до Формулы 1 мы выступали в соревнованиях спорткаров.
Вопрос: Какой момент вы можете назвать самым счастливым за все время, что занимаетесь гонками?
Петер Заубер: Если рассматривать только Формулу 1, то это, конечно же, двойная победа на Гран При Канады 2008 года. Но если говорить о всех тех годах, что я провел в автоспорте, то своим лучшим моментом по-прежнему считаю успех в Ле-Мане в 1989 году. Тогда у нас было три машины, а соперниками выступали очень сильные команды Porsche, Toyota и Jaguar. Конкуренция была невероятной, но спустя 24 часа после старта наши экипажи финишировали первым и вторым. Это действительно был особенный момент.
Вопрос: Многие из ваших земляков-швейцарцев живут тихой спокойной жизнью, работают в банках и офисах. Вам никогда не приходилось жалеть, что однажды вы решили посвятить себя гонкам?
Петер Заубер: Нет (улыбается). Дело в том, что в мире гонок я оказался по случайному стечению обстоятельств. Это еще одна история, которая слишком уж длинна, чтобы пересказывать её. Но должен сказать, что поначалу нам было очень сложно. Маленькая компания, небольшие машины, постоянная нехватка денег… Зато следующие десять лет, которые мы провели вместе с Mercedes, были замечательными. Да, по-прежнему приходилось очень много работать, но это был славный период.
Вопрос: Вы открыли для Формулы 1 множество талантливых гонщиков. Кого могли бы назвать лучшим из всех, кто когда-либо выступал за Sauber?
Петер Заубер: Даже если можно было бы выбрать кого-то одного – я никогда не стал бы делать этого, так как есть все остальные.
Вопрос: А с кем вам было сложнее всего работать?
Петер Заубер: О, у нас было несколько таких! Конечно же, я не стану называть имен, но поверьте – если бы вы их узнали, то были бы немало удивлены (улыбается).
Вопрос: Однажды вы покинули Формулу 1 на несколько лет, но затем вернулись, чтобы спасти свою команду, оказавшуюся в очень сложной ситуации. Уверены ли вы, что такая ситуация не повторится в будущем, и вам, после ухода с командного мостика в конце этого сезона, не придётся возвращаться вновь из-за схожих обстоятельств?
Петер Заубер: Нет. Прежде всего, я никогда не покидал Формулу 1, так как даже в тот период, когда владельцем Sauber была компания BMW, у меня оставалось 20% акций. Признаюсь, в то время у меня даже мыслей не было о полноценном возвращении – но это лишь доказывает, что от подобных ситуаций никто не застрахован. Они происходили в прошлом – и могут произойти в будущем. После того, что случилось [когда компания BMW решила покинуть Ф1], я еще больше уверен в этом. В нашем бизнесе нет никаких гарантий.
Вопрос: Сейчас у Sauber нет технического директора. Не делает ли это ситуацию более сложной для команды?
Петер Заубер: Все видят, что машина быстра, и нам удается регулярно совершенствовать её. Сейчас за машину отвечают три человека – они занимаются конструированием, аэродинамической эффективностью и модернизацией соответственно. Они работали по этим же направлениям и прежде, потому изменения [после ухода Джеймса Ки несколько месяцев назад], на самом деле, не столь существенные.
Вопрос: Что вы думаете о шинах Pirelli, не слишком ли агрессивен их подход к Ф1?
Петер Заубер: Я доволен и шинами Pirelli, и политикой компании.
Вопрос: В современной Формуле 1 есть группа команд-середняков, куда входит и Sauber. Как по-вашему, что для них важнее всего?
Петер Заубер: Мне кажется, что самое важное – как можно быстрее дорабатывать машину. При этом самое досадное, что даже если вы все сделали наилучшим образом и смогли опередить непосредственных конкурентов, то в самом лучшем случае можете рассчитывать на шестое место в Кубке конструкторов.