Ещё совсем недавно Сергей Сироткин лидировал в серии GP2, но два неудачных этапа в Бельгии и Италии не только лишили его преимущества в чемпионате, но и сделали шансы на титул весьма призрачными. Тем не менее, Сироткин продолжает сражение не только за победы в серии, но и за место в Формуле 1 – в первую очередь в Renault F1, где россиянин сейчас выполняет роль тест-пилота. В эксклюзивном интервью F1News.Ru Сергей рассказал о том, как идёт эта борьба.
Вопрос: Сергей, мы разговаривали во время летнего перерыва. Тогда вы лидировали в чемпионате и оценивали свои шансы в Спа и Монце весьма оптимистично. Но в итоге в четырёх гонках заработали всего два очка. Что произошло?
Сергей Сироткин: Да, лучше бы ничего не говорил! (смеётся) Но это была правда – я действительно всегда с большим нетерпением жду гонок на этих трассах. Однако впервые за сезон мы действительно уступали соперникам с точки зрения скорости. До этого моя машина постоянно оказывалась в числе трёх самых быстрых, наряду с Prema, причём я завоевал больше поулов, чем они, и с точки зрения чистой скорости их опережал – проблемы возникали, но были связаны с другими факторами. Однако в Спа и Монце мы не входили в число самых быстрых, и мы пока не знаем, почему. У нас есть версии, но пока сказать точно, почему это произошло, мы не можем.
Вопрос: Однако если вы верно определили причины нехватки скорости, то это можно поправить?
Сергей Сироткин: Это не так легко. Поведение резины не соответствует тому, чего мы от неё ждём. С этим трудно разобраться, нужно найти способ заставить её работать, и пока мы не знаем, как. На это наложились и другие проблемы – например, в Монце мне пришлось выступать на моторе, доезжавшем последние километры своего ресурса. Поменять мы его не могли по условиям регламента, и какую-то часть мощности я, конечно, потерял.
В обеих гонках в Италии возникали сбои в коробке передач из-за неисправности датчиков – сход во второй гонке связан именно с этим. Однако даже когда всё было в порядке, темпа не хватало. И непонятно, почему это произошло – те же составы резины мы использовали в Хоккенхайме, было так же жарко, и мы демонстрировали великолепный темп. Тут же – всё наоборот. Конечно, по телеметрии мы видели, что что-то идёт не так, и у нас есть версии, почему, но до конца понять, что произошло, пока трудно. Выяснить, правы ли мы, удастся только на следующем этапе в Малайзии, на свободных заездах. Конечно, мы на всякий случай перебрали всю машину – порой подобное происходит, если какое-то соединение разболталось, – но вроде бы с этим всё было нормально.
Вопрос: Кроме того, в Малайзии вы будете использовать новый мотор?
Сергей Сироткин: Да, я получу новый мотор. И так как предыдущий не отличался выдающимися характеристиками, уверен, новый окажется лучше. Это, конечно, тоже может немного помочь.
Вопрос: На ваш взгляд, проблема на двух последних этапах заключалась только в потере скорости ART? Или, помимо этого, в Prema смогли прибавить?
Сергей Сироткин: Нет, машины Prema выступали так же, как и на предыдущих этапах. Просто обычно у них был сильный соперник – мы. А на этих этапах мы не смогли составить им конкуренцию, потому они доминировали.
Вопрос: Скорость Prema в этом сезоне удивительна. Всё же это их первый год в GP2, но они настолько здорово выглядят, причём оба пилота команды, что это даже несколько странно. Вам так не кажется?
Сергей Сироткин: Честно говоря, в паддоке ходит столько слухов по поводу того, кто что делает, что я стараюсь даже не обращать на это внимания. Да, сейчас говорят, что с Prema что-то не так, но в прошлом году точно так же говорили про ART. В этом году я выступаю в ART и точно знаю, что команда всегда работает честно. Так что вряд ли эти подозрения как-то оправданы. Тем более, что хотя Prema – команда новая, все люди, которые в ней работают, в GP2 уже давно. У них очень сильный инженерный состав, в плане персонала они ничем не уступают ART.
Вопрос: Тем более, что у них работает бывший главный инженер ART?
Сергей Сироткин: Да, честно говоря, я не хотел про это говорить, но когда упоминал сильный инженерный состав, имел в виду именно его. Не то, чтобы он совершил чудо, но, конечно, ещё до начала сезона было ясно, что эта команда будет одним из лидеров.
Вопрос: На ваш взгляд, у вас ещё есть шансы на титул в этом сезоне?
Сергей Сироткин: Математические – да. Что касается реальных… Не знаю. В этом году столько всего произошло… Может случиться всё, что угодно. Но я об этом сейчас не думаю. Терять мне особенно нечего, единственное, что я могу сделать – это провести два ярких, хороших этапа и постараться что-то отыграть. Так что в моральном плане ситуация достаточно простая. Пусть даже это не позволит выиграть чемпионат, но моя цель – показать всем, что я этого титула достоин. И надеяться, что нужные люди это увидят.
Вопрос: Нужные люди – это руководитель Renault F1 Фредерик Вассёр?
Сергей Сироткин: Не только он – хотя, конечно, и он тоже. Вообще, люди, которые принимают решения, которые могут повлиять на моё будущее. Если же говорить о Вассёре, то я очень рад, что он имеет непосредственное отношение к ART и знает, как обстоят дела в команде.
Вопрос: Теперь вы рассматриваете каждую гонку в отдельности, без учёта общей ситуации в чемпионате?
Сергей Сироткин: Честно говоря, мы так делали весь сезон. Потому что на протяжении всего сезона ситуация была точно такой же – мы отставали, отыгрывались, снова скатывались вниз, снова отыгрывались и так далее. В этом нет для меня ничего нового – мы будем использовать тот же подход. Но мне нечего терять, а тем, кто впереди – есть, так что посмотрим.
Вопрос: Ваш напарник, Нобухару Мацусита, говорит о машине примерно то же, что и вы?
Сергей Сироткин: У нас с ним немного разный стиль пилотирования, так что комментарии отличаются. Но постепенно стили сближаются. Конечно, у него такие же проблемы с машиной, как и у меня – его результаты тоже упали.
Вопрос: Не секрет, что вы ставили перед собой цель выиграть этот чемпионат. Сейчас вероятность такого исхода невелика. Вас это сильно расстраивает?
Сергей Сироткин: Очень сильно. Вы даже не представляете себе, насколько. Конечно, по прошествии времени отношение к этому меняется. Но, честно говоря, я только недавно начал нормально спать по ночам. Это действительно был сильный удар. Однако с другой стороны, это ещё одна возможность показать, на что я способен. Потому что многие пилоты способны демонстрировать сильные результаты, когда у них всё хорошо. А вот справиться с трудностями, выбраться из столь сложной ситуации, могут далеко не все. И у меня есть возможность это сделать.
Наконец, должен сказать, что я действительно люблю то, что делаю, действительно получаю от этого удовольствие. Речь не только о пилотировании – это нравится многим. Но я наслаждаюсь всеми гранями своей работы, от и до, и вкладываю не только все свои силы, но и все эмоции. Из-за этого удары, которые я переживаю, становятся ещё более болезненными. Однако всё, что нас не убивает, делает сильнее, так что для меня это возможность стать ещё лучше.
Вопрос: Ваше участие в программе SMP Racing – это ведь не просто выступление в гонках GP2. В чём ещё оно выражается?
Сергей Сироткин: Цель проекта SMP Racing заключается в развитии автоспорта в России, и Формула 1, по сути – единственная, хотя и наивысшая ступень этого развития, в которой SMP пока не присутствует. На всех остальных ступенях кто-то есть: я выступаю в GP2, Матевос Исаакян – в GP3, и так далее. Надеюсь, что Формула 1 станет следующим логичным шагом. В целом же мы, гонщики, общаемся внутри программы, и я стараюсь делиться своим опытом, даю советы. Время от времени я приезжаю на соревнования по картингу, участвую в награждениях, что-то объясняю, провожу мастер-классы. Мне это тоже очень нравится.
Вопрос: Бывает так, что по ходу этапа, например, Матевос Исаакян подходит к вам и спрашивает, как работать с резиной на этой трассе, или как проходить тот или иной поворот?
Сергей Сироткин: Конечно, бывает, но не так часто, как мне хотелось бы. Инициатива, разумеется, должна исходить от молодых гонщиков, но я сам только рад был бы что-то объяснить или как-то помочь. Если бы у меня в юности была такая возможность, я бы старался пользоваться ей как можно чаще.
Вопрос: Помимо трасс, на которых пройдут этапы GP2, какие гонки Формулы 1 вы планируете посетить? У вас же ещё запланировано одно участие в пятничной сессии свободных заездов…
Сергей Сироткин: Да, всё в силе. Моя программа с Renault только начинается. Сейчас меня ждут достаточно продолжительные тесты в Валенсии, на старой машине. Затем, как вы и сказали, запланировано участие в пятничной тренировке. Я пока не могу назвать трассу, но это будет один из последних этапов – хотя, разумеется, не Абу-Даби.
Вопрос: В Renault F1 сложилась любопытная ситуация – Эстебан Окон, резервный пилот команды, получил место основного пилота в Manor. Это повышает ваши шансы на место в Renault в следующем году?
Сергей Сироткин: Честное слово, я не думаю об этом. Я знаю, что у нас есть шансы, и Борис Ротенберг лично занимается этим вопросом. Есть возможность оказаться в Renault F1, есть предложения и от других команд, но они пока на втором плане. Приоритетом остаётся Renault. Но я повлиять на ситуацию всё равно не могу, я могу лишь постараться как можно лучше выступить в GP2 – этим я сейчас и занят. Поверьте, я действительно очень немного сейчас думаю о Формуле 1.
Вопрос: Но вы работаете на симуляторе Формулы 1?
Сергей Сироткин: Да, хотя, может быть, и не так часто, как хотелось бы. Однако это серьёзная работа. Перед этапом в Сильверстоуне, например, работая только над одной задачей, я проехал две гоночные дистанции, больше 700 километров.
Вопрос: Эта работа больше нужна вам или команде?
Сергей Сироткин: Если ты раньше не был на этой трассе – то для тебя, как гонщика, это полезно. Так получилось с Сильверстоуном – я там не так много ездил, тем более на машине Формулы 1. С другой стороны, когда ты проезжаешь 1000 километров, то понятно, что это больше нужно команде, чем тебе. Но мне это тоже интересно – у тебя есть право слова, ты можешь предложить поработать в том или ином направлении, что-то попробовать. И я считаю, что умение чувствовать и понимать машину – одна из моих сильных сторон. Так что всегда приятно, если после твоего совета время на круге улучшается – как я уже говорил, мне нравятся все стороны работы в автоспорте.
Вопрос: В Малайзии вы тоже раньше не выступали. Команда даст вам возможность поработать на симуляторе c этой трассой?
Сергей Сироткин: Да, я буду работать на симуляторе ART в ближайшие выходные.
Вопрос: Но ведь разница между симуляторами Renault F1 и ART достаточно велика.
Сергей Сироткин: Да, это так. Но я буду работать с машиной GP2 и своими инженерами – для меня сейчас это будет полезнее, чем с машиной и инженерами Формулы 1. И потом, насколько я помню, в симуляторе Renault F1 пока просто нет малайзийской трассы.
Вопрос: Вы выступаете в GP2, работаете на симуляторе, сотрудничаете с Renault F1 как тест-пилот, участвуете в мероприятиях SMP Racing и так далее. В то же время продолжаете учиться в МАДИ, и, конечно, ваша занятость сказывается на учёбе. Ваши родители – очень образованные люди, ваш отец – доктор наук. Они не говорят вам что-то вроде: «Серёжа, гонки – это, конечно, хорошо, но нужно получить и нормальную профессию»?
Сергей Сироткин: Конечно, причём, регулярно! Выиграл гонку или проиграл, но молодец я, только если получил пятёрку (смеётся) Но вообще-то я учусь на кафедре эксплуатации автотранспорта, так что мне и самому интересно то, что я изучаю. Может быть, не всё, но технологии, работа водителя с машиной, не обязательно гоночной – безусловно. И для пилота я разбираюсь в настройках очень хорошо.
Вопрос: На каком вы сейчас курсе?
Сергей Сироткин: На четвёртом. Только что вышел из академического отпуска.
Вопрос: Но если у вас всё удачно сложится в Формуле 1, то времени на учёбу не будет совсем.
Сергей Сироткин: Да, это правда. Его и сейчас почти нет, честно говоря. Но с другой стороны, было бы глупо потратить на учёбу столько времени и нервов, чтобы в итоге не завершить её. Получить диплом нужно обязательно. Будем думать, что делать.
Вопрос: Впереди вас ждут два очень жарких этапа, в первую очередь Малайзия. Обычно вы в лучшей физической форме, по сравнению с остальными пилотами GP2, но к жаре некоторые из них, возможно, привыкли лучше. Не опасаетесь ли вы, что они получат там преимущество?
Сергей Сироткин: Трудно судить, честно говоря, так как я ни разу там не выступал. Однако… В этом году в Будапеште очень жарко. Да, ощущения были странными. После финиша я чувствовал, что устал, но когда увидел других ребят на подиуме, понял, что я-то как раз, по сравнению с ними, в отличном состоянии. Так что вряд ли кто-то из них будет иметь на жарких этапах особое преимущество.
Вопрос: Трассу в Абу-Даби вы уже знаете. Возможно, именно на ней решится судьба титула – и кто знает, быть может, вы тоже будете за него бороться. Насколько эта трасса вам подходит?
Сергей Сироткин: Честно говоря, не хотел бы об этом говорить! (смеётся) Нет, на самом деле, зная особенности машины ART, можно ожидать, что мы там будем быстры. Но учитывая то, как складывался этот сезон, что-то предсказать невозможно. Конечно, Яс-Марина – не самая любимая мной трасса, однако круг, на котором ты завоевал поул, всегда интересен!
Вопрос: Вы говорите о том, что вашей машине должна подойти та или иная трасса. Но ведь GP2 – моносерия, и машины у всех одинаковы. Откуда берётся эта разница?
Сергей Сироткин: Разница между машинами может быть достаточно велика – например, команды используют различные точки крепления подвески, что влияет на её геометрию, и как следствие, на поведение шасси в поворотах. У всех команд разная философия, так что у кого-то машина лучше выглядит в квалификации, у кого-то – в гонке, какие-то сильны на торможении, другие – на разгоне, третьи в середине поворота, и так далее. Да, формально машины одинаковые, но это выражается лишь в том, что ты всегда садишься в один и тот же кокпит.