Сергей Сироткин, выступающий при поддержке программы SMP Racing, начинает этот сезон в новой для себя роли – он не будет участвовать в гонках, сосредоточившись на своих обязанностях третьего пилота Renault F1. Перед началом чемпионата мы встретились с российским гонщиком и поговорили о том, что ждёт его и его команду в 2017 году.
Вопрос: Сергей, этот сезон вы начинаете в необычном качестве – вы будете работать третьим пилотом команды Renault, но при этом не сможете выходить на старт. Насколько комфортна для вас эта ситуация?
Сергей Сироткин: Да, ситуация такова, но столь плотная работа в команде принесёт немало пользы всем сторонам – мне, Renault и SMP Racing. К тому же, это не единственное моё занятие в этом году.
Конечно, проект с Renault имеет приоритет, но также мы работаем над проектом российской машины BR1 категории LMP1 компаний BR Engineering и Dallara, и в этом году планируем вывести её на трассу. Для развития этого проекта я также буду принимать участие и в тестах машины LMP2, работать на симуляторе Dallara и так далее. Всё это, конечно, не полностью компенсирует отсутствие гоночного опыта, но даёт дополнительное время за рулём, причём за рулём техники высокого уровня.
Вопрос: Есть какое-то оговоренное число пятничных тренировок, в которых вы примете участие в этом году?
Сергей Сироткин: Есть, но я не могу его разглашать. Так скажем, определён некий минимум, вместе с руководством SMP Racing мы продолжаем переговоры в этом направлении.
Вопрос: Когда будет готов прототип LMP1?
Сергей Сироткин: Ожидается, что к осени уже начнутся тесты машины на трассе.
Вопрос: Если говорить о Renault F1, насколько в этом году изменился набор ваших обязательств по сравнению с прошлым годом, когда вы были только тест-пилотом?
Сергей Сироткин: Изменился, но не слишком сильно. Работа с инженерами осталась примерно такой же, как и прежде – добавились некоторые новые функции и обязанности, и можно сказать, что в большой степени моя работа «переехала» с базы на трек. В остальном всё по-прежнему: ключевые люди в команде остались на своих местах, за исключением Фредерика Вассёра, но с ним я технических дискуссий не вёл, а с остальными я общаюсь, как и раньше.
Вопрос: Сколько этапов вы планируете посетить, и как часто мы увидим вас за рулём на пятничной тренировке?
Сергей Сироткин: Я буду приезжать на все этапы. На большинстве европейских этапов, где я не принимаю участие в пятничных тренировках, меня ждёт довольно напряжённый график: я буду приезжать на трассу, участвовать с командой в различных процедурах, затем в четверг вечером улетать на базу, в пятницу отрабатывать пятничные сессии на симуляторе и вечером лететь обратно на трассу, чтобы быть готовым, при необходимости, использовать свой шанс.
Вопрос: Насколько, на ваш взгляд, этот шанс реален?
Сергей Сироткин: Мы все хотим, чтобы он реализовался, но это может случиться как завтра, так и никогда. Так что нужно просто быть готовым его использовать на 100%, если он предоставится. Я считаю, что готов, но буду продолжать делать всё, чтобы подготовиться ещё лучше.
Вопрос: Обычно шанс третьему пилоту выпадает, только если кто-то из основных гонщиков получает травму – как было в случае Стоффеля Вандорна год назад. Но бывает, что команда сразу держит в уме, что этот пилот может сесть за руль по ходу чемпионата, если один из гонщиков не справится или не выполнит свои обязательства.
Сергей Сироткин: Не думаю, что моя команда держит в уме что-то подобное. Но если возникнет такая ситуация, как вы описали, и кто-то из пилотов не сможет выполнить свои контрактные обязательства, я, безусловно, тоже буду готов его заменить.
Вопрос: Когда мы впервые увидим вас за рулём Renault на пятничной тренировке?
Сергей Сироткин: Не могу раскрывать подробности, но очень скоро! (смеётся)
Вопрос: В прошлом году вы рассказывали, что вам очень тяжело совмещать выступления в гонках с учёбой в институте, но планировали всё же завершить своё обучение в этом году. То, что вы не выступаете в гонках, как-то вам в этом смысле поможет?
Сергей Сироткин: Нет, к сожалению, нет. В этом году я буду появляться в Москве ещё реже, чем раньше, так что будет даже тяжелее. Однако нужно постараться и защитить диплом. Сейчас я этим уже занимаюсь.
Вопрос: Вы знаете ситуацию в Renault F1 лучше, чем кто-либо у нас в стране. Ваши ощущения, насколько результаты тестов соответствуют ожиданиям команды?
Сергей Сироткин: Тут многое зависит именно от ожиданий. Могу сказать, что большая часть целей команды на этих тестах достигнута, а кое-где она даже превзошла эти ожидания. Главной проблемой стала нехватка надёжности. Когда тесты только начались, команда выглядела на удивление конкурентоспособно: мы были на шаг впереди Force India и Haas. Но, к сожалению, из-за недостатка надёжности не смогли это преимущество развить. Машина сразу себя очень хорошо показала, но дальше нужно было работать над балансом, над настройками, а нам пришлось разбираться с надёжностью. Мы поняли, что должны сделать, но не успели это реализовать, так как провели на трассе не так много времени.
Если же говорить о команде в целом, то шаг вперёд, на мой взгляд, совершенно очевиден. Появились новые специалисты, которые приносят свежие идеи, иной взгляд на что-то. При этом основы команды не затронуты, так как люди на ключевых постах сохранили свои места, а это позволит нам опираться на прошлогодний опыт. Новая машина выглядит более качественно сделанной, видно, что каждому элементу уделялось большое внимание, они гораздо лучше проработаны. И первые результаты на трассе подтвердили, что это принесло свои плоды. Так что мы сделали шаг в правильном направлении.
Вопрос: Насколько машина, которую мы увидим в Мельбурне, похожа на ту, что участвовала в тестах?
Сергей Сироткин: В целом это будет та же машина, но мы постараемся её оптимизировать, выбрать наилучшие варианты, настройки, правильно всё использовать. Каких-то грандиозных изменений вы не увидите – появятся лишь некоторые мелочи, цель которых – оптимизировать то, что уже есть.
Вопрос: Планируется ли масштабное обновление к какому-то Гран При?
Сергей Сироткин: Ещё один плюс стратегии команды в этом году заключается в том, что у нас не будет какого-то единого масштабного обновления к какому-то конкретному Гран При. Обновления будут появляться регулярно, на протяжении всего сезона, перед каждой гонкой. Команда работает 24 часа в сутки, в несколько смен, ищет новые решения, изготавливает новые элементы, и этот процесс идёт постоянно.
Вопрос: На тестах возникли проблемы с надёжностью моторов – причём, у всех клиентов Renault. С чем они связаны?
Сергей Сироткин: Проблемы возникли даже не с мотором, а с ERS. Она изменилась, стала легче и мощнее, чем в прошлом году, но, к сожалению, пока не хватает надёжности. Разумеется, в команде ищут решение, которое позволит избавиться от проблем уже в Мельбурне. Но в целом новая силовая установка определённо эффективнее предыдущей. И всегда лучше сделать шаг вперёд, а затем работать над надёжностью, чем добиться надёжности, но остаться на месте.
Вопрос: У вас есть ощущение, что команда становится сильнее с организационной точки зрения?
Сергей Сироткин: Да, безусловно. Это то, на что первое обращаешь внимание. И в дальнейшем это влияет на работу команды и в конечном счёте – скорость машины. Тут всё движется очень позитивно.
Вопрос: Вы пока не пилотировали новую машину на трассе, но работали на симуляторе, общались с пилотами. Насколько ожидания от машин, созданных по новому регламенту, оправдались?
Сергей Сироткин: Если говорить именно о машинах, то более чем. Не оправдались ожидания относительно шин – все думали, что новые шины будут обеспечивать более высокий уровень сцепления с трассой, однако из-за гораздо более жёстких составов резины, которые теперь используются, это не так – порой ощущение, что сцепление даже ухудшилось. И если бы мы знали об этом заранее, то, конечно, это повлияло бы и на конструкцию машин. Впрочем, тут все в одинаковом положении. Однако надо понимать, что та скорость, что демонстрируют новые машины, достигается только за счёт улучшения аэродинамики – если бы резина была эффективнее, то скорости оказались бы ещё выше.
Вопрос: С другой стороны, на тестах в Барселоне погодные условия были совсем не такими, какие будут на Гран При. И к тому же, возможно, команды ещё научатся использовать эти шины более эффективно.
Сергей Сироткин: Да, вы правы. В Барселоне было холодно, трасса не до конца прорезинилась, и команды ещё не оптимизировали аэродинамику машин. Так что в других условиях резина будет работать гораздо эффективнее, и скорость ещё вырастет.
Вопрос: Что вы можете сказать о работе нового пилота команды, Нико Хюлкенберга?
Сергей Сироткин: В Формуле 1 практически все пилоты обладают высшей квалификацией, разницы в обратной связи почти нет. В младших сериях часто можно видеть разницу, когда один пилот очень хорошо работает с инженерами, а другой вообще не понимает, что происходит с машиной. Но те, кто пробился в Формулу 1, это профессионалы очень высокого уровня, они все прекрасно разбираются в поведении машины. И в этом плане Нико ничем не отличается от Джолиона.
Вопрос: Машины этого года предъявляют гораздо более жёсткие требования к физической подготовке пилотов. Значит ли это, что задача третьего пилота усложняется, потому что ему нужно быть готовым сесть за руль этой машины?
Сергей Сироткин: Не совсем. С точки зрения физической формы в целом, я готов потягаться с любым из основных пилотов команды и вполне уверен в том, чем это противостояние закончится. Другое дело, когда ты долго не ездишь за рулём гоночной машины, ты всё равно что-то теряешь – даже в GP2 после первых предсезонных тестов, как правило, побаливает шея, хотя в конце предыдущего сезона казалось, что нагрузки нет вообще.
К сожалению, без работы за рулём эту нагрузку полностью имитировать невозможно, какие бы современные тренажёры ты не использовал. Но я всё же буду проводить за рулём достаточно много времени. Плюс, мы, вместе с SMP Racing, ищем возможности принять участие в тестах GP2, испытаниях шин, в прототипах, и так далее. Впрочем, в целом нужно сказать, что хотя нагрузки и возросли, ничего экстраординарного не произошло, так что я не думаю, что столкнусь с какими-то серьёзными проблемами в этом плане.
Вопрос: Серия GP2, где вы выступали предыдущие два года, недавно в одночасье превратилась в Формулу 2. Что вы об этом думаете?
Сергей Сироткин: Думаю, на самом деле ничего не поменяется. Руководство серии то же, машины те же, трассы те же, так что всё будет по-прежнему. Совершенно не важно, как при этом серия называется.