В обстоятельном интервью газете Stuttgarter Zeitung руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф говорил о перспективах своей команды, особенностях поиска напарника для Льюиса Хэмилтона и будущем Формулы 1 без Берни Экклстоуна.
Вопрос: Тото, на этот раз подготовка к сезону прошла без проблем?
Тото Вольфф: Вовсе нет. Но это хороший знак для Льюиса Хэмилтона, ведь каждый раз, когда я получаю травму, ему это в некоторой степени идет на пользу.
Вопрос: Что с вами произошло?
Тото Вольфф: Я пошёл на теннис с моей 12-летней дочерью. У неё была тренировка, а я сидел на скамейке и читал электронную почту. Для одного из упражнений тренер разложил 6 теннисных мячей по разным углам корта, а посередине положил ракетку. Надо было по очереди собрать все мячи, и когда тренер сказал, что это надо сделать за 22 секунды, я подумал: «Здорово, мы снова говорим о скорости».
Вопрос: Вы в этом участвовали?
Тото Вольфф: В начале упражнения я подумал: «Надо же, у меня все получается, я даже быстрее». Но когда я повернулся за пятым мячом, что-то хрустнуло. В итоге выяснилось, что у меня проблема с межпозвоночными дисками.
Вопрос: Надо же…
Тото Вольфф: Да, представляете, какую глупость я сделал! Дело было так: мне казалось, что всё в порядке, но тело уже не слушалось. Что теперь делать, если я даже не могу собрать теннисные мячи?
Вопрос: На тестах в Барселоне вы наблюдали за происходящим на трассе со стороны. В 2017 году доминирование Mercedes подойдет к концу?
Тото Вольфф: Тесты показали, что теперь между Red Bull Racing, Ferrari и Mercedes идет более плотная борьба. Но у нас троих есть преимущество над остальными командами. В то же время все говорят, что результаты тестов обманчивы. Количество топлива на быстром круге может варьироваться от 6 до 30 кг, поэтому разница во времени может достигать секунды. То же самое относится и к длинным сериям кругов. Но всё это только предположения, они не имеют особого значения.
Вопрос: Тогда что важно?
Тото Вольфф: У нас было много проблем на тестах. Машина вела себя не так, как мы ожидали – в основном речь о второй неделе. Теперь нужно всё сделать правильно, чтобы в начале сезона в Мельбурне у нас была лучшая машина. В квалификации в субботу всё станет ясно.
Вопрос: Главе Mercedes-Benz Дитеру Цетше нравятся только победные дубли, но разве для зрителей не лучше, если за титул поборются две или три команды?
Тото Вольфф: Я в очень сложной ситуации: на моей кепке нарисована трехлучевая звезда – эмблема Mercedes. И господин Цетше требует от меня побед – то же самое я жду от себя и от команды. Мы хотим добиться, чтобы Mercedes десять лет оставалась ориентиром для остальных. Нас это мотивирует.
Однако мой внутренний голос болельщика говорит, что острое соперничество на трассе доставляет больше удовольствия. Речь идет не только о зрителях, которые смотрят гонку – в глубине души я как поклонник гонок люблю борьбу. Одержать победу, за которую пришлось побороться с другими командами, вдвойне приятно. Я не могу прийти к согласию с самим собой. Но в итоге побеждает кепка с эмблемой Mercedes.
Вопрос: После трёх лет доминирования в чемпионате сложно ли добиться от команды необходимого боевого настроя?
Тото Вольфф: Проще мотивировать слабую команду – тут можно создать образ врага, которого нужно победить. Гораздо сложнее, если команда сама является серьёзной величиной, и вы постоянно находитесь под прицелом. Мы посвятили много времени поиску правильных целей, и именно поэтому перемены в правилах и переход на более широкие шины произошли в самый подходящий момент. И теперь у нас нет того преимущества, которым мы пользовались, пока регламент оставался стабильным.
Вопрос: Значит, вас ждет сложный сезон?
Тото Вольфф: Раньше ни одной команде не удавалось остаться успешной после серьезных перемен в правилах. В большинстве случаев успеха добивалась другая команда. Но это нас мотивирует.
Вопрос: Ваш чемпион, который был очень важным членом команды Mercedes AMG, ушёл из спорта. Вы сердитесь на Нико Росберга?
Тото Вольфф: Вовсе нет. Я сразу же попытался увидеть в этой ситуации новые открывающиеся возможности. С одной стороны, Нико отличный гонщик, он мотивировал всех максимально выкладываться. С другой, соперничество между Нико и Льюисом настолько обострилось, что отрицательно влияло на команду. Нам приходилось постоянно комментировать то, что писала об этом соперничестве пресса, вместо того, чтобы заниматься вопросами скорости. Плохо, что в какой-то степени всё это отнимало силы.
Вопрос: Вы считаете, что Нико должен был остаться, чтобы защищать свой титул?
Тото Вольфф: Человек сам решает, что его мотивирует. Но это тоже может меняться. Я понимаю его ситуацию: у Нико нет финансовых проблем, он счастливо женат и достиг своей цели, завоевав титул. Кроме того, у него был очень сложный период: он должен был выдержать огромный прессинг, сражаясь с Льюисом Хэмилтоном – и эти факторы нужно также учитывать. Я готов поверить, что на последних кругах финальной гонки он в какой-то момент сказал себе, что с него довольно. Я уважаю тех, кто решает расстаться со всей этой суетой.
Вопрос: Между Хэмилтоном и преемником Росберга Валттери Боттасом сейчас всё в порядке?
Тото Вольфф: Сейчас у нас отличная атмосфера в команде. Посмотрим, сколько времени она продержится.
Вопрос: Боттас – легкий в общении человек, так что, вероятно, для команды наступят более спокойные времена...
Тото Вольфф: Я ожидаю, что сначала всё будет несколько спокойнее, но если Валттери действительно окажется сильным соперником и начнёт бороться с Льюисом за победы, или время от времени между напарниками будут происходить столкновения, то станет сложнее – в этом плане я не питаю иллюзий. Боттас и сам знает, что у него не так много времени, чтобы проявить себя.
Вопрос: Насколько быстро вы поняли, что Валттери вам подходит? При выборе вы учитывали характер гонщика?
Тото Вольфф: Мы не можем позволить себе посадить за руль недостаточно быстрого гонщика, который не сможет мотивировать Льюиса. Это первое. Кроме того, характер гонщика сыграл свою роль, когда выбор пал на Боттаса. Валттери очень спокойный человек, он вне политики и не манипулирует окружающими – так что мы приняли правильное решение.
Вопрос: Вариант Льюис Хэмилтон и Паскаль Верляйн не сработал бы?
Тото Вольфф: Я прекрасно отношусь к Паскалю, знаю его с 14 лет и несу ответственность за его карьеру. Лично мне он очень нравится. Это отличный гонщик, но у него такой же взрывной характер, как и у Льюиса. Это отлично подходит для пилотирования машины, но нужно учитывать эту особенность в их совместной работе с Льюисом.
Вопрос: Значит, вы не хотите, чтобы между напарниками вновь началась война?
Тото Вольфф: Мы не выбрали Паскаля в основном потому, что не хотели испортить ему карьеру. Мы разработали для него трехлетнюю программу тренировок, чтобы подготовить его к выступлениям в Mercedes. Если за это время Верляйн покажет, что в состоянии добиваться результатов, что он меняется и готов взять на себя роль лидера команды, то он может получить такой шанс. Сделай мы его напарником Хэмилтона в 2017 году, и это обернулось бы неудачей, то я бы глубоко сожалел об этом. Каждый молодой гонщик должен набраться опыта в Формуле 1, прежде чем перестанет допускать ошибки. И Паскаль тоже должен через это пройти.
Вопрос: Льюис участвовал в выборе напарника?
Тото Вольфф: С Льюисом подписан контракт гонщика, это юридическая основа наших отношений. Следовательно, у него нет влияния на решения о составе команды. Но он важный её член, поэтому я с ним советовался. Мы провели несколько часов на кухне в моём доме в Оксфорде, обсуждая возможные варианты и главных кандидатов. По поводу каких-то вариантов Льюис говорил: «Если вы думаете, что между нами с Нико была острая борьба, то в этом случае ожидайте настоящего взрыва». Когда речь зашла о Валттери, он сказал, что хорошо к нему относится, уважает его и ценит.
Вопрос: Какой вариант был чреват взрывными последствиями?
Тото Вольфф: Уже был случай, когда между напарниками произошёл настоящий взрыв. Та история, в которой участвовал наш испанский друг Фернандо Алонсо, отразилась и на Mercedes.
Вопрос: Период выступлений с Нико Росбергом разве не был сложным для самого Хэмилтона?
Тото Вольфф: Конечно, был, ведь всё складывалось не совсем так, как должно было. Я говорю не только о борьбе на трассе, они противостояли друг другу и психологически. Это тоже отнимало силы Льюиса. Но сейчас он вернулся к работе в отличной форме – я давно не видел его таким: он интенсивно тренировался, но весит гораздо меньше, чем мы ожидали, а это важное преимущество, ведь у нас тяжелая машина. Он во всём хорошо разбирается и проводит много времени на базе. Мы больше общаемся, чем прежде – это именно то, к чему мы стремились.
Вопрос: У Боттаса однолетний контракт, а Хэмилтон останется в команде до 2018 года. Вы уже ищете варианты на будущее?
Тото Вольфф: Открываются очень интересные варианты на 2018-й, но сейчас мы на это не отвлекаемся и прежде всего заняты тем, чтобы помочь Боттасу быстро обрести скорость.
Вопрос: Что вы думаете о Себастьяне Феттеле?
Тото Вольфф: Лично я хорошо отношусь к Феттелю, и он подошёл бы команде. Но Себастьян полностью предан Ferrari. После ухода Нико он был одним из главных претендентов на работу у нас. Но он только сказал: «Надо же, я удивлён». Он сосредоточен на работе в Ferrari. Посмотрим, что ждет нас в будущем, но было бы неразумно исключать Себастьяна из этого списка.
Вопрос: Феттель и Mercedes – это потрясающая комбинация...
Тото Вольфф: Звучит неплохо. Но сейчас это не имеет значения. Буду рад, если у нас всё получится с Валттери и Льюисом.
Вопрос: Что вы ждете от этого сезона с новыми правилами?
Тото Вольфф: Новые машины – настоящие монстры. Скорость в поворотах выросла на 40 км/ч по сравнению с прошлым годом. Нагрузка на мышцы шеи заметно увеличилась. Из-за увеличившихся перегрузок нам даже пришлось переделать сидения: гонщики получают ушибы – прежде такого никогда не было. Но обгонять стало на 50% сложнее, поскольку за машинами возникает поток турбулентного воздуха, который вдвое сильнее того, что был за предыдущим поколением машин.
Вопрос: Какая мощность у машин?
Тото Вольфф: Этого не говорят, но мощность не превышает 1000 л.с.
Вопрос: Вы считаете, что Берни Экклстоун ушёл вовремя?
Тото Вольфф: Мне кажется, в крупных компаниях не так много исполнительных директоров 86-летнего возраста. Берни по-прежнему в хорошей форме, но сейчас начинается новая эпоха. Изменилось поведение потребителя масс-медиа и развлекательной сферы. Это настоящая революция, и она должна отвечать запросам трех поколений потребителей. Одни используют традиционные средства массовой информации, другие – цифровые, а молодежь хочет активно участвовать в Формуле 1. Они могут одновременно играть в игру, слушать комментатора и общаться по Скайпу с друзьями. Для меня и в 45 лет это совершенно непостижимо, а как это может понять 86-летний человек?
Вопрос: Вы уже встречались с новыми руководителями Формулы 1?
Тото Вольфф: У нас была встреча, на которой новые люди предложили своё видение будущего Формулы 1. Презентация была выполнена на высшем уровне. Большая часть предложений были интересными. Очевидно, что основное внимание уделяется развлекательному аспекту: само событие должно стать более ярким.
Самое важное – это собственно борьба на трассе, но шоу в целом должно носить развлекательный характер. Я говорю о плотной борьбе, сильных характерах гонщиков, ведь они – герои. Вместе с тем надо больше давать тому зрителю, который смотрит гонки с трибун автодрома. Я имею в виду, например, занятия для детей, более дешёвые билеты, организацию питания, концерты. Во всём этом американцы разбираются лучше всех. В Остине в прошлом году всё прошло превосходно.