Команды Формулы 1 – организации, в которых работают по несколько сотен человек. Грамотный менеджмент – один из главных залогов успеха в этом спорте, а роль тим-менеджеров, пусть и не знакомых широкой публике, на самом деле очень важна. Занимающий эту должность в Toro Rosso Стив Нильсен рассказал F1News.Ru о своей работе и о том, как изменилась Формула 1 за последние 15 лет.
Вопрос: Стив, немногие люди понимают, чем в Формуле 1 на самом деле занимаются тим-менеджеры…
Стив Нильсен: Порой я этого тоже не понимаю (смеётся).
Вопрос: Тем не менее. За что вы отвечаете в команде?
Стив Нильсен: У тим-менеджера множество обязанностей. Я отвечаю за то, чтобы все члены команды добрались до трассы, чтобы у нас было всё оборудование. Это лишь одна из ролей. Логистика персонала, общение со стюардами, консультация команды по поводу спортивного регламента. По сути вообще все, что не имеет отношения к технике, входит в сферу моих обязанностей. Сегодня я могу работать над трансфером для персонала из Спа в Монцу, а завтра общаться со стюардами. Мы стараемся сделать так, чтобы те, кто отвечают за технику и результаты на трассе, вообще не думали ни о чем другом. Если у них возникают проблемы, моя задача – эти проблемы решить.
Вопрос: Что самое главное в вашей работе?
Стив Нильсен: Важно все. В зависимости от обстоятельств по ходу гоночного уик-энда характер работы меняется. В среду самое главное – логистика, затем – соблюдение спортивного регламента. То, что важно в воскресенье, уже не заботит меня в понедельник и вторник. Все зависит от того, что происходит с командой: переезжаем ли мы с трассы на трассу, работаем ли мы на базе или на тестах.
Вопрос: Вы практически всю карьеру работали в Энстоуне, в команде, которая сейчас называется Lotus. В чем причина?
Стив Нильсен: Я провел в команде 12 лет. Когда я пришел туда, она называлась Benetton, потом Renault. Когда в Renault решили покинуть чемпионат, они продали компанию. Это был верный шаг, потому что команда продолжила существование. Но я почувствовал, что хочу что-то изменить. После двенадцати лет в Энстоуне, за которые команда трижды сменила название, я подумал, что хочу заняться чем-то еще.
Вопрос: Что заставило вас покинуть Caterham, в который вы перешли после Lotus?
Стив Нильсен: Что ж… Надо тщательно подбирать слова, чтобы ответить на этот вопрос. Когда я вел переговоры о переходе в компанию, мне казалось, что планы и цели команды мне подходили. Но когда я присоединился к коллективу, я не увидел того, на что рассчитывал. Скажем так, я не получил там того, чем в моем представлении должен был заниматься в автоспорте. Так что достаточно рано я понял, что не задержусь в команде надолго.
Вопрос: В Lotus после вашего ухода изменили структуру команды, и теперь на встречах тим-менеджеров по четвергам присутствует Алан Пермейн, который менеджером не является.
Стив Нильсен: Да, когда я ушел из команды, они решили распределить обязанности между персоналом несколько иначе. В мои времена Алан был главным гоночным инженером, а затем стал операционным директором, в сферу обязанностей входили и обязанности спортивного директора. Поэтому он ходит на брифинги FIA. В McLaren используется схожая схема.
Вопрос: Тим-менеджеры команды – это в основном люди, которые работают на одном месте очень долгое время. Почему?
Стив Нильсен: Если вы проследите за карьерами этих людей, то увидите, что они часто начинали карьеру механиками. В моем случае всё началось с должности водителя грузовика.
В основном это люди, которые выстроили карьеру внутри одной компании, поэтому отлично знают её структуру. Для тим-менеджера важно быть знакомым со спецификой работы каждого сотрудника. Я не являюсь экспертом ни в чем, но я примерно представляю себе, что делают инженеры, механики, водители грузовиков, парни, которые работают с композитными материалами или с коробками передач. Я имею представление о том, что они делают, потому что я начинал с "маленькой" должности, а затем сменил несколько департаментов.
Для тим-менеджера очень важно знать специфику работы различных отделов компании. Именно поэтому это чаще всего люди с опытом работы на нескольких разных должностях.
Вопрос: Насколько изменилась роль тим-менеджера за последние годы? С ростом числа персонала, с увеличением бюджетов и так далее…
Стив Нильсен: С одной стороны, все осталось так, как было. С другой – работа стала совершенно иной. Если вы посмотрите на командные фотографии 1986 года, на некоторых из них помимо пилотов присутствуют всего четыре человека. С тех пор в спорте стало намного больше денег. С их появлением росло и число сотрудников, и количество операций. Спорт стал более профессиональным. Изменилось все. От моторхоумов, в которых мы с вами проводим большую часть времени сейчас, до обстановки в боксах.
Вопрос: Ваше расписание стало намного плотнее, чем 10 лет назад?
Стив Нильсен: Я бы не сказал. Потому что в старые добрые времена мы переезжали с трассы, на которой проводилась гонка, на трассу, где должны были состояться тесты. Гонки и тесты постоянно сменяли друг друга. Сейчас, даже при том, что у нас стало под 20 гонок, мы переезжаем не так часто. Логистика – хотя, наверное, не все со мной согласятся – стала проще по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад.
Вопрос: Toro Rosso базируется в Фаэнце, тогда как большинство команд – в Англии. Как это сказывается на вашей работе?
Стив Нильсен: Есть плюсы и минусы. Один из главных плюсов в том, что базируясь в Европе, нам проще добираться до других европейских автодромов, чем из Англии. Расстояния намного ближе. Наши грузовики уезжают с базы позже, чем грузовики с баз команд в Великобритании, и возвращаются раньше.
Один из минусов – перелеты. Если вы базируетесь в Англии, рядом есть аэропорт Хитроу – большой международный портал, откуда вы можете улететь напрямую почти в любую точку планеты. Ближайший аэропорт к Фаэнце находится в Болонье. Одна из главных трудностей – нам приходится постоянно летать с пересадками. Мы должны добираться сначала до Франкфурта или Парижа, чтобы пересесть на другой самолет. Это может показаться не столь серьезной проблемой, но когда у вас и без того как минимум 50 перелетов в год, каждый дополнительный полет добавляет усталости.
Вопрос: Вы перебрались в Фаэнцу вместе с семьей?
Стив Нильсен: Да, в моей работе очень важно жить рядом с базой команды. Я перевез семью. Мы живем рядом с Равенной, что неподалеку от Фаэнцы, на побережье. Нам там очень нравится.
Вопрос: Меня всегда интересовал этот вопрос. Возможно, у вас есть объяснение этому явлению. В последние годы вас буквально преследуют российские пилоты. Вы работали в Lotus – там был Виталий Петров. Перешли в Caterham – он проследовал за вами. Теперь оказались в Toro Rosso, и команда подписала контракт с Даниилом Квятом…
Стив Нильсен: Да, это правда. Не знаю, почему так происходит, у меня нет ответа. Но меня это не сильно беспокоит. Мне всегда нравилось работать с Петровым, Даниил в этом году проводит просто отличный сезон. У него хорошие перспективы на будущее.