По итогам прошлого сезона Williams заняла 3-е место в Кубке конструкторов, хотя 2013 год оказался для неё просто провальным. Ключевая роль в возрождении команды принадлежит руководителю технического департамента Пэту Симондсу. В интервью официальному сайту чемпионата британский инженер рассказал о том, что позволило добиться успеха.
Вопрос: Ещё недавно вы не оказывали никакого влияния на Формулу 1, потому что вас просто не было в паддоке, а теперь вновь стали одной из самых авторитетных фигур…
Пэт Симондс: Так и есть. И теперь я наслаждаюсь работой в Williams. Это отличная команда. Конечно, приятно быть востребованным, но честно говоря, я занимаюсь тем, чем хочу. Я люблю работать в команде, мне нравятся эти люди и то, к чему они стремятся. Здесь я просто счастлив.
Вопрос: Каков ваш секрет возрождения Williams? Клэр Уильямс часто говорила, что львиная доля успеха команды – это ваша заслуга.
Пэт Симондс: Оказавшись в Williams, я увидел, что там отличные специалисты, но команде не хватало организованности, поэтому много усилий тратилось впустую. Я считаю, что сделал следующее: я не говорил коллективу, как проектировать машину, но наметил в общих чертах, как надо работать. Увидев, что люди работают слаженно, я задумался об эффективности. Теперь, возможно, в работе команды чуть больше дисциплины, все действуют чуть более продуктивно. Я не добился никаких чудес – всё дело в том, что у меня были действительно хорошие специалисты, когда я пришел в команду и начал правильно использовать их потенциал. Именно это сыграло свою роль.
Вопрос: Williams около 10 лет боролась со спадом результатов, но теперь всего за один год она стала, пожалуй, главным соперником Mercedes в 2015 году. Назовите три изменения, сыгравшие решающую роль?
Пэт Симондс: Прежде всего, это коммуникация, вертикальные и горизонтальные связи внутри коллектива. Также я сделал акцент на продуктивности работы команды, эффективности машины, а не на результатах исследований в аэродинамической трубе и тому подобных вещах. И третье – дал людям возможность самостоятельно, без оглядки, принимать решения. Это три самых важных аспекта возвращения былой формы Williams.
Вопрос: Когда вы присоединились к команде, вас удивило то, насколько плохи дела? Столько лет она была ориентиром, а по итогам 2013-го занимала девятую строчку в Кубке конструкторов…
Пэт Симондс: Да. В середине 90-х, когда я работал в Benetton, моим главным соперником была Williams. Я был немного удивлен, когда приехал в Гроув и обнаружил, что несколько аспектов с тех пор не изменились вообще. Речь идет не столько о технической области, сколько об отношении к делу. Оно осталось прежним. Это меня удивило. Мне пришлось взять на себя гораздо больше работы, чем я ожидал.
Вопрос: Сейчас основную роль играют исследования в аэродинамической трубе и виртуальное проектирование машины. Вы стараетесь снова перенести работу с машиной на трассу – в реальный мир?
Пэт Симондс: Да, это именно то, что я имею в виду. Порой люди слишком сосредоточены на симуляторе и аэродинамической трубе и не думают о том, как это влияет на поведение машины на трассе. Мне кажется, я добавил целостности нашей работе, заставив сосредоточиться на эффективности реальной машины. Ничего страшного, если показатели исследований в аэродинамической трубе чуть хуже, но они должны быть стабильными. Мы возвращаемся из виртуального мира в реальный, ведь виртуальный мир – это часть инженерного мышления. Однако мы сосредоточены на реальной картине, которую видим на трассе.
Вопрос: Вы никогда не теряли связи с Формулой 1, но пока вы были отстранены от гонок, прогресс продолжался. Как вы всё наверстали, ведь многим, кто никогда не расставался с Формулой 1, не удаётся повысить скорость своих машин?
Пэт Симондс: Да, вновь браться за дело непросто. Я полтора года ничего не делал или очень мало работал с тем, что связано с Формулой 1. За это время произошли серьезные перемены в правилах. Но со стороны вы, вероятно, видите вещи, на которые не обращали внимания прежде, но которые стали очень заметными. Конечно, если отойти от дел на какой-то период, то вернуться очень сложно, но я всегда внимательно за всем слежу и стараюсь не отставать, так что возвращение не стало для меня проблемой.
Вопрос: Прошлогодние машины не могли бы участвовать в конкурсе красоты. В этом году они выглядят привлекательнее. Есть ли возможность соединить высокотехнологичные решения с дизайном?
Пэт Симондс: Согласен, прошлогодние машины выглядели не лучшим образом – честно говоря, Williams была одной из самых привлекательных в этом плане. В этом году они стали лучше, но самой красивой будет та, которая побеждает! (смеется)
Вопрос: Гонщики мечтают о двигателях мощностью 1000 л.с. Вы разделяете эту мечту?
Пэт Симондс: Выйти на такой уровень мощности вполне возможно, в этом нет ничего особенно сложного. Я бы не сказал, что мечтаю о таких машинах, в этом случае я не мечтатель, а реалист. Что нам нужно на данный момент – это найти достойное бизнес-решение и не потерять команды из-за того, что оно окажется слишком дорогим.
Есть гораздо более важные заботы. Машины мощностью 1000 л.с. – это здорово! Но является ли это правильным решением для Формулы 1 на данный момент? Сомневаюсь. Мне кажется, в 2014 году всё было сделано правильно, если говорить о силовых установках, но, вероятно, мы не смогли этим полноценно воспользоваться. Машины мощностью 1000 л.с. – это не сиюминутное решение. У прототипа Toyota в Ле-Мане тоже 1000 л.с., и эта машина не производит более яркое впечатление, чем техника современной Формулы 1. В прошлом году у нас был отличный сезон, так что давайте сосредоточимся на гонках и не будем предаваться мечтаниям.
Вопрос: Если ситуация осложнится, продолжит ли Mercedes поставлять вам такие же двигатели, что использует сама? Может быть, ваши партнёры решат в первую очередь позаботиться о самих себе, а уже потом об остальных?
Пэт Симондс: Да, это логично, но мы знаем, что получаем такую же силовую установку. Правила требуют, что все силовые установки должны быть одинаковыми. Все комплектующие абсолютно идентичные. Как использовать двигатель, решаем мы сами. Таким образом, это зависит от наших инженерных способностей и оценке риска. Я очень доволен двигателем и деловыми отношениями с Mercedes.
Вопрос: Вы говорили, что для дальнейшего прогресса Williams нужны средства. Где вы их ищете и как оцениваете разницу между крупными командами и Williams?
Пэт Симондс: Точнее, я сказал, что если Williams возьмёт курс на стабильные победы, то ей потребуется больше денег. Мы все равно можем прогрессировать, ведь я считаю, что это вполне реально в рамках нашего бюджета. Мне кажется, было бы неправильно говорить, что нельзя добиться большего, имея скромный бюджет. В прошлом году мы опередили Ferrari, хотя имеем вдвое меньше средств. В общем, подобных результатов можно достичь – надо только работать чуть более разумно. Есть вещи, которые вы хотели бы сделать, но не можете, если у вас недостаточно ресурсов.
Но давайте внесём ясность: бюджет Williams маленьким не назовёшь – у нас вполне нормальное положение. У некоторых соперников бюджеты очень большие, но когда всё решает внимание к деталям, надо использовать свои ресурсы разумнее, чем остальные. К сожалению, результаты нельзя купить за деньги.
Вопрос: Вы работали с Айртоном Сенной, Михаэлем Шумахером и Фернандо Алонсо. Теперь – с Валттери Боттасом и Фелипе Массой. Что вы думаете об этой паре пилотов, и какие качества вы считаете чемпионскими?
Пэт Симондс: Сложно давать гонщикам точные оценки. Первым топ-пилотом, с которым я работал, был Айртон Сенна в 80-е, затем в 90-е – Михаэль Шумахер, а в середине 2000-х – Фернандо Алонсо. Между каждым из них было около 10 лет. Уже прошло больше десяти лет с первой победы с Фернандо Алонсо, и у нас есть Валттери Боттас – парень, которого многие считают очень способным. Не забывайте, что 10 лет – это целая жизнь в Формуле 1, так что нынешние требования к гонщику серьезно изменились.
В сущности, чемпионских качеств несколько: речь идет не только о желании побеждать – оно есть у всех, но у некоторых это жгучее желание, абсолютная уверенность, что они на это способны. Мне кажется, сейчас есть гонщики, которые считаются быстрыми, но иногда они в себе сомневаются – а как только спортсмен начинает сомневаться в себе, он проиграл. То, что я видел в великих пилотах, с которыми работал, я вижу и в Валттери. Он фактически считает своим правом стать чемпионом мира. Так называемый ген победителя включает и другие качества, в частности, внимание к деталям и отношение к работе. В Валттери я вижу всё то, что видел в остальных за последние 30 с лишним лет. Таким образом, у меня есть надежда, что он станет чемпионом.
Гораздо интереснее оценивать Фелипе. Многие знают, что он был способен выиграть титул и едва не сделал этого в 2008-м. Но после той аварии в Венгрии многие подумали: «Эх, Фелипе, какая жалость!» Но в Williams выяснилось, что он вновь воспрял, и вполне возможно, если мы создадим конкурентоспособную машину, то Масса тоже начнет побеждать. Он стал открытием второй половины прошлого сезона. Такого Фелипе мы не видели уже несколько лет.
Вопрос: Вы сказали, что вы реалист, но что заставило бы вас фантазировать?
Пэт Симондс: Нет ничего, о чем можно было бы мечтать, кроме как о победе в чемпионате. Я действительно хочу увидеть, что мы сохраним прежний уровень выступлений и добьемся дальнейшего прогресса. Прошлый сезон был отличным, и мы завершили его на третьей строчке. Немного обидно, что Williams так и не выиграла ни одной гонки, поэтому хорошо было бы добиться этого в 2015-м. Мне кажется, у нас есть потенциал снова закончить сезон в первой тройке. Моя цель в этом году – добиться прогресса по сравнению с прошлым годом.
Вопрос: Это то, что касается 2015-го. Но хотите ли вы однажды выиграть титул вместе с Williams?
Пэт Симондс: Конечно. У меня хватит сил ещё на один сезон, прежде чем я соберусь на пенсию!