Бывший технический директор Williams Пэт Симондс в интервью официальному сайту чемпионата рассказал об особенностях японской трассы…
Вопрос: Трассу в Сузуке любят гонщики и болельщики, но любят ли её инженеры?
Пэт Симондс: Это моя любимая трасса. Она похожа на Сильверстоун – успеха добиваются самые эффективные машины. Только представьте себе этот круг: к первому повороту вы приближаетесь на скорости выше 300 км/ч, а потом от второго до восьмого поворота вас ждёт очень динамичная быстрая связка. Чтобы проехать её хорошо, нужна по-настоящему сбалансированная машина, если вы потеряете темп хотя бы в одном повороте, это скажется на всём отрезке.
В конце этой связки находится девятый поворот – Degner, действительно сложный, где непросто всё сделать верно – мы видели там немало аварий. В повороте Spoon машина находится так долго, что он тоже серьёзно влияет на время на круге. Поворот 130R был непростым, но сейчас не представляет прежнего вызова, хотя остаётся интересным. Единственное, что мне не нравится в конфигурации – слишком узкая последняя шикана.
Возможно, Сузука осталась последней трассой в календаре, где опыт гонщика имеет значение. Она очень сложна для новичков. Много раз в прошлом мы видели, как парни, до этого выступавшие в японских сериях, преподносили сюрпризы в Сузуке, хорошо зная особенности трассы.
Вопрос: В прошлом поворот 130R часто сравнивали с знаменитым Eau Rouge в Спа…
Пэт Симондс: Отличительная особенность Eau Rouge – переменный рельеф, придающий этому повороту особый колорит. Даже просто стоя внизу вы понимаете, что к нему нужно относиться с уважением. Поворот 130R – довольно интересный, но плоский и совсем другой.
Вопрос: В Сузуке всегда было непросто обгонять, теперь станет ещё сложнее?
Пэт Симондс: Обгонять в Сузуке непросто, но вспомните, как в 2005-м Кими Райкконен выиграл эту гонку, стартовав 17-м, а Фернандо финишировал третьим после старта с 16 места. Нельзя сказать, что обгонять здесь невозможно. Да, это непросто, а в этом году станет ещё сложнее.
Есть два реальных места для обгона – шикана и шпилька, но в шикане соперник должен допустить ошибку, чтобы вы смогли выйти вперёд. Обгонять в шпильке станет сложнее – перед ней есть небольшой поворот, даже не имеющий собственного номера – там машина сильно «загружается» перед началом торможения при входе в шпильку, что может осложнить преследование соперника.
Вопрос: Какого компромисса нужно добиться на этой трассе при настройке машины?
Пэт Симондс: На этой трассе машина должна быть эффективна во всём. Люди часто говорят, что Сузука требовательна к мощности двигателя, поскольку большая часть дистанции проходится с полностью нажатой педалью газа, но не менее важна аэродинамическая эффективность – на этом и нужно сделать акцент при настройке.
Но ещё важнее стабильность и хорошая управляемость на отрезке от 3 до 8 поворота – там вы должны действительно доверять машине. Баланс должен быть нейтральным. Если появится избыточная поворачиваемость, машина потеряет стабильность, если возникнет недостаточная, вы не сможете точно пройти все повороты.
Вопрос: Прежде Япония принимала или последний этап сезона, или один из финальной тройки, а сейчас впереди ещё пять Гран При. К японскому этапу усталость уже начинает влиять на работу команд?
Пэт Симондс: Это действительно так. Сейчас у команд есть летний перерыв в августе, позволяющий немного передохнуть перед сдвоенными этапами в Спа и Монце, но спросите любого, кто работает в командах – они скажут вам, что впереди три месяца невероятно напряженной работы.
Завершив один этап вы сразу отправляетесь на другой. Биоритмы нарушаются, усталость накапливается. Парни в командах больше не наслаждаются концовкой сезона. После Сингапура в чемпионате очень сложный отрезок, а после Малайзии вы чувствуете себя вымотанным. Когда вы напряженно трудитесь, физически и морально, несколько дней подряд по ходу уик-энда, сложно ещё через несколько дней настроиться на столь же напряженную работу.