Экс-президент FIA Жан Тодт подвёл итоги 12 лет руководства федерацией и прокомментировал слухи о его возможном возвращении в Ferrari в качестве советника.
Вопрос: Что вы чувствуете, покинув пост президента FIA, который занимали 12 лет?
Жан Тодт: Жизнь состоит из этапов, а я почти всегда руководствовался стремлением к переменам. Это мой принцип жизни. Я 15 лет был штурманом, выступая в ралли, 12 лет работал в Peugeot, 16 лет – в Ferrari, 12 лет возглавлял FIA и уже 6 лет сотрудничаю с ООН. По-моему, всё это хорошие циклы, но в какой-то момент тот или иной этап подходит к концу. Мне повезло в том плане, что я всегда отличался неплохим здоровьем. Учитывая, в какое непростое время мы живём, надо быть чрезвычайно осторожным. Мы всегда думаем, что нас это не коснётся, но во время пандемии всё равно надо быть предельно внимательным.
Тем не менее, я привязался к своей команде, с которой работал в федерации, поэтому мне немного жаль оставлять этих людей. Кроме того, у нас сложились очень крепкие связи с некоторыми членами FIA. Впрочем, они останутся, ведь мы будем так или иначе встречаться. Наконец, привыкаешь к некоторой рутине: я готов посетовать, что мне больше не надо каждый день по три часа читать разные документы. Возможно, поначалу будет этого не хватать, но я найду новое занятие.
Вопрос: Вы завершили все проекты, которые хотели сделать на этом посту?
Жан Тодт: У меня не было списка дел, где можно было ставить галочки, но можно точно сказать: нам удалось многое. Однако надо учитывать, что мы столкнулись с пандемией, чего никто не ожидал. Могли ли мы сделать больше? Конечно. Как я часто говорю, только посредственные личности могут считать, что добились максимума.
Вопрос: О вас часто говорят в контексте повышения безопасности и в автоспорте, и на дорогах всего мира в целом. Это два самых крупных ваших проекта?
Жан Тодт: Нет. Возможно, безопасность – самое важное, но наша работа этим не ограничилась. Мы заново выстроили иерархию молодёжных серий, создали чемпионат по гонкам на электромобилях – Формулу Е, реорганизовали WEC, учредив в гонках на выносливость новый класс Hypercars, организовали чемпионат мира по ралли-рейдам, который начнётся в следующем году в Дакаре – в общем, мы многое сделали в области спорта.
Кроме того, мы приложили немало усилий для создания равных возможностей и разнообразия в автоспорте. На прошлой неделе мы представили отчет о правах человека – 10 лет назад об этом мы не могли бы говорить. Мы привлекаем внимание к окружающей среде, к дорожной безопасности. Всё это – часть наших достижений, но можно ли что-то сделать лучше или больше? Конечно. Всегда.
Вопрос: Что вы пожелаете FIA в будущем?
Жан Тодт: Я желаю, чтобы созданная команда получила бы лучшие условия для продолжения эффективной работы. Кроме того, я желаю ей всего наилучшего в развитии автоспорта и в мобильности для всех участников дорожного движения.
Вопрос: Что можно вам пожелать?
Жан Тодт: В жизни мне всегда хотелось узнать что-то новое, двигаться вперед, так что чем бы я ни занялся, это будет что-то новое.
Вопрос: Это не подразумевает возвращение в Ferrari, о чём ходят многочисленные слухи?
Жан Тодт: Слухов всегда хватало, но сейчас в этом плане всё стало гораздо хуже. Достаточно одного слова, чтобы из него делали некие выводы, в большинстве случаев не соответствующие действительности. Предпочитаю быть предельно осторожным в комментариях, чтобы не раздувать слухи, которые могут появиться после моих слов.