Насчет иностранных журналистов не знаю, но российским сделать это довольно трудно. Чтобы я смогла поговорить с техническим директором Скудерии Жаном Тодтом, за меня хлопотал генеральный спонсор Ferrari концерн Marlboro. Согласие на встречу и интервью было получено в Москве всего за день до отъезда. И оказалось, что к назначенному времени успеть довольно сложно: нужно было быстро добраться из Брюсселя в Спа, то есть проехать практически через всю Бельгию! Однако упускать такую уникальную возможность было нельзя.
Конечно, опоздай я на свидание к мсье Тодту, ничего смертельного не произошло бы. Но простить себе такую оплошность было бы сложно. Видимо, точно так же к сложившейся ситуации относились и в Ferrari. Ответственный за контакты с прессой менеджер Александр Бахр сопровождал меня - по телефону - практически на всем пути от аэропорта Брюсселя до трассы. За час до предполагаемой встречи раздался звонок мобильника: "Здравствуйте, это Александр. Где вы находитесь?" Говорю: "На железнодорожной станции Спа. Беру такси". Таксист, кстати, мне попался потрясающий! Отвечая на всевозможные звонки (ох уж эти мобильные телефоны!), он умудрялся не только довольно быстро приближаться к Франкоршам, но и рассказывать о том, что каждый день смотрел репортажи и слушал новости о российской подводной лодке.
За полчаса до назначенного срока вновь звонок из Ferrari: "Вы где?" - "В аккредитационном центре". - "Когда приедете?" - "Да кто ж его знает! - думаю я, но отвечаю: - В срок!"
Спроектированный совершенно иначе, чем другие автодромы, трек в Спа становится загадкой для человека, впервые на него попавшего. Найти вход в паддоки без проводника - геройство. Однако справилась. Оказалось, правда, что до того места, где нас ждал месье Тодт, было еще метров 200 - так тут все устроено. Александр ждет: "Прибыли минута в минуту. И как только успели!" Не отдышавшись как следует, оказываюсь в расположении Ferrari. Поднимаемся на второй этаж автобуса. Приятная прохлада (на улице - знатоки говорят, что это редкость - жаркая летняя погода без малейшего намека на дождь). Жан Тодт сидит один и пьет чай. Перед ним лежат два телефона.
Лина Холина: Несколько лет назад вы были в Москве, - начинаю разговор. - Сохранились какие-нибудь воспоминания?
Жан Тодт: Послушайте, - мой собеседник удивленно выпучивает глаза, - как вы об этом узнали?!
Лина Холина: Уже не помню. Кажется, прочитала где-то, - не ожидая такой бурной реакции, я несколько растерялась.
Жан Тодт: Простите. Да, я был в Москве. Работал с Citroen, а команда принимала участие в ралли-рейде Париж - Москва - Пекин. По-моему, это было в 1991-1992 годах. Жил в отеле "Метрополь". Он еще существует?
Лина Холина: Да, разумеется.
Жан Тодт: Я слышал, что Москва очень изменилась с тех пор. Спускался в метро. Это сооружение действительно прекрасно (удивительно: российская столица по-прежнему запоминается своим метро! - Л.Х.). А вот что меня поразило и даже расстроило, так это торговля на улицах - даже в центре все что-то продавали (я не стала говорить мсье Тодту, что для своего визита он выбрал не слишком удачные годы. - Л.Х.). Кстати, я был не только в столице, но и облетел довольно много районов России на вертолете.
Лина Холина: Интересно получается. Дэймон Хилл был в Москве, Мика Хаккинен - тоже, и оба после визита стали чемпионами мира. Не думаете ли вы привезти к нам своих пилотов?
Жан Тодт: Если бы эта примета на самом деле действовала, я бы организовал в Москву спецрейс! Но судьба чемпионского титула решается не так просто. Хорошая команда, хороший мотор, хорошее шасси, хорошая аэродинамика, хорошая электроника, хороший гонщик... Все должно сойтись. Ну и удача. Она очень важна.
Лина Холина: По вашему мнению, Ferrari - команда мечты?
Жан Тодт: Во всяком случае, это очень хорошая команда. Уже 4 года мы находимся на самом верху турнирной таблицы, постоянно боремся за первенство и в чемпионате пилотов, и в Кубке конструкторов. В прошлом году мы завоевали Кубок. Теперь рассчитываем на большее.
Лина Холина: На ваш взгляд, сочетание Михаэль Шумахер - Рубенс Баррикелло оптимально для Ferrari?
Жан Тодт: Гонщиками я доволен. Они оба талантливы. Это несомненно.
Лина Холина: Поделитесь своим мнением о Рубенсе Баррикелло. Как созрело решение взять его в команду?
Жан Тодт: Мы прекрасно видели, что Рубенс - гонщик с большим потенциалом, понимали, что он один из тех, кто подойдет нашей команде. Я много говорил о нем с менеджерами, с президентом Ferrari синьором де Монтеземоло. И в итоге мы остановились на его кандидатуре.
Лина Холина: Уже почти год, как бразилец с вами. Вы по-прежнему считаете, что он подходит Ferrari?
Жан Тодт: Да. Он очень быстрый гонщик. Молодой, умный. У Рубенса хорошие отношения с Михаэлем. Вообще в Ferrari очень сплоченный коллектив.
Лина Холина: Почти у каждой команды Формулы 1 есть свой имидж. Каков он у вас?
Жан Тодт: Ferrari - это не только команда "Больших призов". Это одна из лучших автомобильных компаний мира. Ее знают везде. Если пройтись вокруг бельгийской трассы, то повсюду можно увидеть красные флаги, красные майки, кепки. То есть Ferrari - это легенда. И очень серьезная, профессиональная, стабильная команда.
Лина Холина: Михаэль Шумахер - неотъемлемая часть этого имиджа. А что случится, если он покинет команду?
Жан Тодт: Он ее не покидает!
Лина Холина: Но когда-нибудь это случится.
Жан Тодт: Ferrari очень сильна. Она в автоспорте уже десятки лет, на ее счету множество самых громких побед. Так что Ferrari жила до Шумахера, живет с Шумахером и будет жить после него.
Лина Холина: Давайте вернемся к событиям двухнедельной давности на Гран При Венгрии. Михаэль, показалось, был вполне удовлетворен своим вторым местом, даже несмотря на то, что расстался с лидерством в чемпионате. Во всяком случае, гонщик не выглядел расстроенным. Сложилось впечатление, что из всей команды переживали только вы.
Жан Тодт: Возможно. Я был не в своей тарелке, потому что чувствовал: мы могли выиграть гонку в Венгрии. А теперь команда, уверенно лидировавшая с самого начала сезона, отступила на второе место и в чемпионате, и в Кубке конструкторов. Признаюсь, еще месяц назад мне казалось, что все под контролем, а теперь оказывается, что ничего не ясно. И сезон превратился в чемпионат из 5 этапов!
Лина Холина: Венгерская гонка может повториться в Бельгии?
Жан Тодт: Надеюсь, что в воскресенье ошибутся другие.
Лина Холина: Гонка в Спа для Михаэля Шумахера особенная...
Жан Тодт: (Перебивает) Да! А главная особенность Спа в том, что это - единственный автодром чемпионата, где используются естественные дороги. Трасса представляет собой совершенно уникальную комбинацию поворотов. Поэтому, на мой взгляд, Гран При Бельгии является особенной гонкой для каждого спортсмена. Все хотят выиграть в Спа, не только Михаэль Шумахер. Но победитель - один.
Лина Холина: Ferrari готовилась к Бельгии очень серьезно. Шумахер проехал на тестах в Муджело много километров и только в первый день 8 раз отрабатывал старт. Получается, в этом компоненте он чувствует себя неуверенно?
Жан Тодт: Здесь нет ничего необычного - он постоянно тренирует старт, никакой специальной подготовки к Спа не было.
Лина Холина: Но в этой гонке может решиться судьба чемпионата.
Жан Тодт: Если Гран При Бельгии не даст кому-то большого преимущества, то решающей гонкой станет следующая. Когда борешься за победу, каждый старт - решающий. Поэтому поражение не может не расстраивать.
Лина Холина: В этом сезоне, похоже, "Большие призы" вышли на пик непредсказуемости, лишь дважды гонку выиграл тот, кто стартовал с поула...
Жан Тодт: Потому Формула 1 так интересна. Никогда нельзя спрогнозировать, что случится в тот или иной момент.
Лина Холина: Когда 7 лет назад вы пришли в Ferrari, наверняка ставили задачу как можно быстрее выиграть и чемпионат, и Кубок. Предполагали, что этого придется ждать так долго?
Жан Тодт: Да. Потому что ситуация в команде была не из лучших. Тем не менее, повторяю, мы уже 4 года боремся за высшие титулы. Хороший показатель, вы не находите?
Лина Холина: Что пришлось сделать с командой, чтобы снова научить ее побеждать?
Жан Тодт: Многое. Когда у вас в руках плохо работающий механизм, только разобрав все до винтика и снова собрав, можно заставить его функционировать нормально. Надо было найти не только хороших людей, но и хороших работников. Именно это я и пытался сделать. Кстати, не менее важно уметь удерживать команду в хорошей форме.
Лина Холина: Это, наверное, самое сложное?
Жан Тодт: В нашем деле вообще мелочей не бывает. Ключевой момент - успехи команды. Если есть хороший результат, легко сохранить высокую мотивацию, если нет, все становится сложнее.
Лина Холина: Сейчас получается, что Ferrari добилась результата, а Михаэль - нет. Он никак не может завоевать еще один чемпионский титул. Что, ему сложно сохранить мотивацию?
Жан Тодт: Не думаю. Он очень силен. Команда ему нравится, машина тоже. Михаэль одержал с Ferrari 21 победу. Это очень много. Так что с мотивацией у него все в порядке.
Лина Холина: Ваша работа в Формуле 1 - это только бизнес или стиль жизни?
Жан Тодт: Скорее вызов. Возможность достичь в своей жизни большего. И этот процесс, по сути, бесконечен.
Лина Холина: Но ведь это и тяжелая работа. Одни переезды чего стоят...
Жан Тодт: А я много не езжу. Четыре дня каждые две недели. В остальное же время работаю в офисе.
Лина Холина: Четыре дня каждые две недели на протяжении всего сезона... График впечатляющий! И откуда только у вас силы берутся?
Жан Тодт: Все зависит от того, чего каждый хочет достичь. Мне повезло, у нас прекрасная команда, которую, признаюсь вам, не заботит то, что происходит там (кивает головой в сторону паддока, где собрались журналисты). Нас заботит то, что происходит вот здесь (бросает взгляд в сторону боксов и пит-лейн).