Главный конструктор Ferrari Николас Томбасис ответил на вопросы пресс-службы команды, рассказав о технических задачах, которые решают инженеры Скудерии в этом сезоне…
Вопрос: С начала сезона машина Ferrari F2012 заметно прибавила в скорости. В чем секрет этого прогресса?
Николас Томбасис: Главный секрет – напряженный труд многих людей, начиная с департамента аэродинамики, конструкторского отдела, заканчивая производственным участком. Фактически, мы почти полностью переделали машину, поскольку были решительно настроены искоренить все недостатки, которые обнаружились у F2012 на первых предсезонных тестах.
Вопрос: Большая работа была проведена с выхлопной системой, и в Монреале мы увидели версию, напоминавшую ту, что испытывалась на зимних тестах. Значит, сама идея была не так уж плоха?
Николас Томбасис: Да, я бы сказал, что монреальская конфигурация в чем-то родственна той, что мы опробовали в феврале в Хересе. На тестах слишком сложная система страдала от множества проблем, работала нестабильно, и оказалось, что она мало что дает в плане повышения скорости, хотя какие-то позитивные моменты, все же, были. Например, машина с такой системой лучше вела себя в поворотах.
С конца февраля до начала мая мы сосредоточились на ликвидации других слабых мест, которых было множество. К Гран При Испании подготовили первый серьезный комплекс обновлений. Была пересмотрена едва ли не вся конструкция машины: переднее крыло, диффузор, заднее крыло, выхлопная система. Параллельно мы продолжали работать над новой версией выхлопной системы, стараясь ее упростить и сделать более надежной, и результаты этой работы были представлены в Монреале.
Вопрос: Что можно сказать о следующем этапе модернизации машины?
Николас Томбасис: Если вспомнить, с чего мы начинали, то сейчас команда, в целом, довольна машиной. Но нельзя сказать, что мы абсолютно счастливы, поскольку пока не выигрываем гонки. Кроме того, наши соперники сильны и продолжают интенсивно дорабатывать свою технику. Работа по модернизации с прежней интенсивностью продолжится до конца сезона, и Ferrari будет регулярно представлять технические новинки, начиная с Валенсии. Сейчас идет работа над обновленным передним крылом, задним крылом, днищем машины, очередной версией выхлопной системы, и так будет до последнего этапа чемпионата.
Вопрос: Одно из слабых мест, о котором говорили гонщики – недостаточно высокая максимальная скорость F2012. Что вы делали в последнее время, чтобы решить эту проблему?
Николас Томбасис: Подход к максимальной скорости в последние годы усложнился по сравнению с прежними временами. С появлением систем DRS изменился уровень лобового сопротивления, так что уже нельзя повысить скорость, просто немного пожертвовав прижимной силой или снизив коэффициент лобового сопротивления.
Разумеется, мы работали с задним крылом, вносили изменения в систему DRS, но также снижали лобовое сопротивление корпуса машины. В итоге нам удалось добиться улучшений, хотя нельзя сказать, что мы уже догнали соперников.
Вопрос: В начале года было много разговоров о системе DRS, разработанной Mercedes. Вы думали о том, чтобы внедрить что-то подобное?
Николас Томбасис: Да. Мы проанализировали работу такой системы, но сначала были сомнения в ее легальности. Я не хочу сказать, что разработка Mercedes не соответствует Техническому регламенту, но здесь мы имеем дело с одной из «серых» зон правил. Мы изучили несколько вариантов, обнаружив определенные минусы, связанные с ее интеграцией в конструкцию машины. Но идея интересная, и следует продолжать ее изучение. Однако в настоящий момент она не относится к разряду приоритетных.
Вопрос: Как лично вы провели последние несколько месяцев?
Николас Томбасис: Начало года было совсем не таким, как мы рассчитывали, можно сказать, что мы с моими коллегами испытали настоящий шок, поэтому позади очень тяжелый период. Мы пытались понять, в чем проблемы, сохраняя при этом относительное спокойствие. Во многом нам удалось взять ситуацию под контроль, и результаты нескольких последних гонок это подтверждают. Команда получила дополнительный импульс, воспрянула духом, и теперь гонки приносят нам гораздо больше удовлетворения.
Вопрос: Как главный конструктор вы отвечаете не только за текущую ситуацию, но также должны думать на перспективу. Как вы готовитесь к следующему году?
Николас Томбасис: Ситуация специфическая, поскольку мы одновременно занимаемся тремя проектами. Как я уже говорил, мы намерены вести модернизацию машины до последней гонки сезона. Параллельно приступили к разработке шасси 2013-го года, которое будет эволюцией F2012: несколько специалистов уже занимаются некоторыми ее узлами, которые, все-таки, будут отличаться от тех, что установлены на машине этого сезона.
И, конечно, думаем о 2014-м годе, когда правила Формулы 1 изменятся весьма серьезно. Понятно, что двигатель будет во всех отношениях новый, но и шасси получит значительные изменения, как в механической части, так и в аэродинамической. Небольшая группа сотрудников инженерного департамента уже занимается анализом задач, которые команде предстоит решать в ближайшем будущем.