В Монце в McLaren подтвердили, что Стоффель Вандорн будет выступать за команду в 2017-м. В интервью французскому AutoHebdo гонщик рассказал о переменах в своей жизни и ожиданиях от следующего сезона...
Вопрос: Стоффель, в марте следующего года вы выйдете на старт в качестве официального пилота Формулы 1…
Стоффель Вандорн: Я почувствовал облегчение, подписав контракт, хотя мне пришлось ущипнуть себя, чтобы в это поверить. В Формуле 1 даже если вы не сомневаетесь, что получите место в команде, ни в чем нельзя быть уверенным, пока контракт не подписан. Последние месяцы были непростыми. Неопределенность, одни и те же вопросы по поводу будущего… Теперь всё официально – словно гора с плеч.
Вопрос: Дженсон Баттон останется в McLaren и будет готов при необходимости сесть за руль. Некоторые считают, что оставив его в запасе, команда продемонстрировала неуверенность в ваших способностях. Это создаёт дополнительный прессинг?
Стоффель Вандорн: Нет. Я считаю, что это разумное решение. Дженсон – один из самых опытных гонщиков в пелотоне. Он отлично знает команду, активно участвует в подготовке новой машины. Было бы глупо от этого отказываться. Команде пригодится его опыт. Я тоже смогу многому у него научиться.
Вопрос: Вы будете участвовать в тренировках в этом году?
Стоффель Вандорн: Не думаю. Планируется, что я должен завершить сезон в японской серии Super Formula. Мой приоритет – подготовка к следующему году. Кроме того, я буду проводить больше времени на базе McLaren в Уокинге.
Вопрос: Если бы в McLaren не подтвердили контракт, у вас были запасные варианты?
Стоффель Вандорн: Да, но я никогда не скрывал, что мой приоритет – McLaren. Я очень хотел оказаться в этой команде. Сейчас она переживает сложный период, но остаётся топ-командой. У неё большие технические ресурсы, талантливые инженеры. Формула 1 – технический спорт, здесь никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Но если объективно смотреть на ситуацию, то у McLaren есть всё необходимое, чтобы вернуться в лидеры. Кроме того, я уже три года работаю в этой команде. Я всех знаю, и меня все знают.
Вопрос: В апреле вы заменили Фернандо Алонсо на Гран При Бахрейна и заработали первые очки для команды в этом году. Ваше выступление сыграло роль в принятии решения?
Стоффель Вандорн: Думаю, это не навредило.
Вопрос: Рон Деннис и Мартин Брандл вас хвалили. Для вас это стало подтверждением, что вы готовы к Формуле 1?
Стоффель Вандорн: Я никогда не сомневался в своей готовности. До сих пор я добивался успеха во всех сериях, где выступал – я выигрывал гонки или завоевывал титул. За рулем McLaren я сразу же почувствовал себя комфортно. Я знаю, на что способен, и ничто не говорило о том, что это не сработает. Но после Бахрейна ко мне стали относиться иначе.
Вопрос: Как же?
Стоффель Вандорн: Все словно узнали, кто я. Всё благодаря тому, что я участвовал в Гран При. Однако я уже несколько лет выступаю в гонках и добиваюсь успеха. После этапа в Бахрейне у меня стали чаще брать интервью, хотя до этого за мной следили не так много журналистов. Но так бывает. Скажем, что это магия Формулы 1. Надеюсь, что благодаря этому автоспорт станет более популярен в Бельгии. В телекомпании RTBF мне сказали, что на Гран При Бахрейна рейтинг Формулы 1 в Бельгии вырос – он был выше, чем у велогонки Tour des Flandres, проходившей в тот же день.
Вопрос: Многие иностранные коллеги нам говорят, что Стоффель – расслабленный парень. Вы были совершенно спокойны в Бахрейне или в Монце…
Стоффель Вандорн: Я действительно не очень эмоционален.
Вопрос: В Бахрейне ставки были высоки, и всё могло пройти неудачно. Как готовиться к подобному гоночному уик-энду?
Стоффель Вандорн: Нужно подходить с хорошим настроем и не думать, что всё получится само собой. Гонщик должен относиться к этому профессионально и почти научно. Вы понимаете, какое время на круге может показать машина, и стараетесь найти оптимальный способ работы с резиной. Опираясь на результаты на круге, работу шин и стратегию соперников, можно с большей или меньшей вероятностью определить позицию на финише. Достаточно совершить обгон в нужный момент и не потерять слишком много времени за более медленными соперниками. Кроме того, нельзя допускать операционные ошибки.
Вопрос: Что вы имеете в виду?
Стоффель Вандорн: Особенности управления машиной. Чтобы участвовать в Гран При, нужно быть хорошо подготовленным технически. Машина Формулы 1 – сложный механизм, у неё весьма толстая инструкция по эксплуатации. Кстати, я изучал её всё время по пути в Бахрейн.
Вопрос: Вы будете выступать с Фернандо Алонсо, а он – непростой напарник. Вы хотели бы выступать с менее именитым гонщиком?
Стоффель Вандорн: Нет. Если я хочу попасть в Формулу 1, то только для того, чтобы завоевать титул. А для этого надо бросить вызов лучшим. Все знают, что Фернандо может служить ориентиром. Многие считают его лучшим гонщиком в пелотоне. Для меня это уникальный шанс показать, на что я способен. Если мне удастся опередить Алонсо, это пойдет на пользу моей репутации, а если я не смогу выступать на одном уровне с ним, значит, занял не своё место в Формуле 1.
Кроме того, иметь гонщика с такой репутацией и опытом – это хорошо для команды, следовательно, и для меня. Работая с двумя дебютантами, команда получила бы гораздо меньше ориентиров. Кроме того, сторонним наблюдателям было бы сложнее оценивать мои выступления.
Вопрос: Вы считаете Алонсо ориентиром. Тогда будет логично, если в начале сезона вы окажетесь медленнее…
Стоффель Вандорн: Я этого не говорил.
Вопрос: Вернемся немного назад. Когда вы поняли, что есть шанс попасть в Формулу 1?
Стоффель Вандорн: Завоевав титул в Формуле Renault 2.0, я понял, что могу многого добиться. Наверное, даже немного раньше – когда дебютировал в формулах, будучи участником программы поддержки. Я сразу же почувствовал себя комфортно. Я никогда не забуду это ощущение.
Вопрос: У вашей семьи гонки в крови?
Стоффель Вандорн: Не вполне. Возможно, отцу нравились красивые машины, но на этом всё заканчивалось, а моя мать боится гоночных машин. Если всё проходит хорошо, она может позже посмотреть запись гонки.
Мой отец никогда не подталкивал меня к гоночной карьере, думаю, ему было бы намного проще, если бы я рано решил уйти из гонок. Я начал с картинга, но гонялся только ради удовольствия на закрытом картинге Joost Boxoen, где работал отец. Затем его знакомые помогли мне собрать необходимый бюджет, чтобы я мог выступать на открытом картодроме. Они помогли мне показать, на что я способен.
Вопрос: Следующий важный этап – участие в команде Королевского автомобильного клуба Бельгии…
Стоффель Вандорн: Мой отец записал меня на конкурс, ничего мне не сказав. Моя мечта воплощалась в жизнь. Я, наконец, получил возможность пилотировать настоящую формулу. Но я не представлял себе, что это получит продолжение.
Выиграть? Я не думал об этом. Остальные финалисты, в частности Бэйлли и Пикарьелло, уже пилотировали формульные машины. Я знал, что у меня не было ни единого шанса. Сев в машину, я сразу же почувствовал себя комфортно, а когда выехал на трассу, дал понять, на что способен. К моему большому удивлению, я показал лучшее время. После этого события развивались очень быстро.
Вопрос: В чём ваша главная сила?
Стоффель Вандорн: Стабильность. Не только в гонке, но и по ходу целого сезона. Я могу быть быстр и избегать ошибок. Некоторые гонщики могут выиграть ту или иную гонку, но затем выступают не столь ярко. Я считаю, что моя сила в том, что я могу финишировать в пятерке, даже когда машина не позволяет это сделать.
Вопрос: В этом году трибуны в Спа были заполнены голландскими болельщиками. В следующем году будет больше бельгийских флагов?
Стоффель Вандорн: Надеюсь на это. Мой контракт – это отличная новость для Гран При Бельгии. Это может дать новый толчок развитию автоспорта у нас.
Вопрос: Вы понимаете, что ваша жизнь изменится? Вы не сможете больше ходить инкогнито в ресторан, к вам будут подходить в аэропорту, вам придется переехать в Монако…
Стоффель Вандорн (смеется): Всё это – проблемы богатых. Посмотрим, как пройдут следующие несколько месяцев. Сейчас я сосредоточился на подготовке к 2017 году.