Вопрос: Паскаль, вы перешли в Toyota из Michelin, имея за плечами опыт работы с подвеской в Renault. Что больше пригодилось в новой работе?
Паскаль Васселон: Я пришел в Формулу 1 в 1985-м, в отделение по работе с шасси Renault. Тогда я занимался моделированием, строил динамические модели, а потом присоединился к тестовой команде, изучая работу машины на практике.
Вопрос: Значит вы не из дизайнеров, а из отдела динамики?
Паскаль Васселон: Да, если коротко. Однажды я понял, что в изучении динамики машины не уделяется должного внимания работе резины и воспользовался предложением Michelin, чтобы взглянуть на эту проблему с другой стороны. В результате я провел несколько лет, разрываясь между механикой и дизайном резины.
Вопрос: В конце сезона 2005 года Toyota представила новую машину - TF105B с интересными новинками в передней подвеске. Вы участвовали в ее разработке?
Паскаль Васселон: Я один из участников этого проекта. Разработка современной машины Формулы 1 настолько сложна, что работа конкретного индивидуума почти ничего не значит, так что я - один из многих. TF105B в названии изменила лишь индекс - "В", но это была действительно новая машина. Мы хотели улучшить характеристики машины, изменив схему передней подвески, потом занялись задней подвеской, в результате получилась TF106.
Вопрос: Вы больше других инженеров знаете о взаимодействии подвески с резиной, опыт работы в Michelin помог при работе с TF105B?
Паскаль Васселон: Конечно. При разработке шасси есть два решающих фактора - аэродинамика и эффективная работа с резиной.
Вопрос: Чем вы сейчас занимаетесь в Toyota?
Паскаль Васселон: Руковожу отделом исследования и развития.
Вопрос: А подробнее?
Паскаль Васселон: Занимаюсь анализом, выясняю, как сделать машину быстрее и составляю рекомендации для конструкторов.
Вопрос: После ухода из Michelin вы получили несколько предложений, почему выбор пал на Toyota?
Паскаль Васселон: Я видел, как эта команда прогрессирует, развивается, а это действительно важно.
Вопрос: В сезоне 2006 года Toyota будет использовать резину Bridgestone, вы готовы помочь японским шинникам?
Паскаль Васселон: У меня достаточно работы с шасси, хотя я могу дать совет, наблюдая за работой резины.
Вопрос: До 2004-го вам наверняка хотелось заполучить для исследований резину Bridgestone?
Паскаль Васселон: Мне хотелось сравнить работу резины разных производителей на одной машине.
Вопрос: Но ваше плотное знакомство с резиной Michelin поможет в работе? Представьте, если бы во времена работы с Michelin вы получили для исследований одну из шин Bridgestone?
Паскаль Васселон: Это было бы интересно, хотя многое можно понять простым осмотром - тип смеси, ее эффективность на трассе. Конечно интересно разрезать и посмотреть, что внутри, но и осмотра достаточно для оценки работы резины на конкретном шасси.
Вопрос: Новая машина уже вовсю тестируется, вы довольны результатами?
Паскаль Васселон: Придется вернуться к тому, что я уже сказал. Мы доработали переднюю часть TF105 и получилась TF105B, потом улучшили заднюю часть и результаты нашей работы воплотились в TF106. Эффект был заметен уже на первых тестах, теперь нужно поработать с деталями, разобраться с настройками, уточнить геометрию подвески. Мы проезжаем большую дистанцию, чтобы понять, насколько эффективно используется резина.
Вопрос: Майк Гаскойн жаловался, что после первой фазы грануляции задние шины выходят из температурного режима, что отрицательно сказывается на эффективности. Как вы намерены с этим бороться?
Паскаль Васселон: Анализируя эффективность резины на большой дистанции мы знали о проблемах с температурой задних шин, но регламент изменился и сейчас мы работаем в другом направлении. На зимних тестах это сложно проверить из-за прохладной погоды, но этот вопрос находится на контроле.
Вопрос: Эта проблема могла быть характерна только для V10, ведь он сильней нагружает задние шины, чем V8?
Паскаль Васселон: Это одно из очевидных различий между моторами, V8 потеряли около 200 сил, соответственно упала нагрузка на задние шины. Это учитывалось при работе над TF106.
Вопрос: Перед гонкой в Бахрейне на TF106 появится еще множество новинок, какого прогресса вы от них ждете?
Паскаль Васселон: Об этом лучше спросить у Майка Гаскойна, ведь большинство новинок связаны с аэродинамикой. Фактически мы получим новую аэродинамику, а пока продолжаем работу над шасси, подвеской и оптимальным использованием резины. Подвеска - это посредник между шасси и резиной, от ее настройки многое зависит и сейчас мы работаем над тем, чтобы оптимально сочетать резину Bridgestone с нашей машиной. Ну а новая аэродинамика сделает машину быстрее, это естественно, даже малейший прогресс в этой области позволяет прибавить.
Вопрос: Наверное вы мечтаете о резине, эффективной в большом диапазоне температур...
Паскаль Васселон: Конечно, хотя это было бы слишком просто! Но если мы найдем геометрию подвески, которая эффективна зимой, нужно понять этот эффект и воспроизвести его летом. Окончательного ответа на такие вопросы не существует, мы постоянно над этим работаем.
Вопрос: Какие цели ставит перед собой команда в этом сезоне?
Паскаль Васселон: Достаточно реальные - победу в нескольких Гран При.
Вопрос: У Ральфа Шумахера и Ярно Трулли разный стиль управления машиной, это было особенно заметно в конце прошедшего сезона, когда вы выставили на трассу TF105B. Что вы делаете для того, чтобы удовлетворить пожелания обоих гонщиков?
Паскаль Васселон: Эта разница помогает нам понять недостатки машины. Она не так велика, но действительно существует. У TF105B мы изменили переднюю подвеску, Ральфу удалось полнее раскрыть ее потенциал, а у Ярно возникли проблемы. Комментарии гонщиков помогли нам лучше понять работу машины.
Вопрос: С кем из них легче работать инженерам?
Паскаль Васселон: У Ярно было чуть больше проблем с TF105B, чем у Ральфа, но мы смогли их решить. В начале сезона напротив, проблемы были у Ральфа, так что тут у нас паритет - нельзя сказать, что с одним гонщиком работать легче, чем с другим.
Вопрос: Чего вы ждете от нового регламента?
Паскаль Васселон: Чемпионат обещает быть интересным! В прошлом году мы использовали очень твердую резину, которую сложно вывести на рабочий режим, хотя с другой стороны не было проблем с пузырением и гранулированием. В настройках и выборе стратегии у команд почти не было вариантов, все работали по похожему сценарию. В этом сезоне резина рассчитана на ограниченную дистанцию и будет гораздо эффективнее, мы снова вспомним о пузырях и гранулах, а поймать оптимальные настройки будет гораздо труднее. У команд снова появится свобода в выборе стратегии.
Вопрос: Все считают, что разрешение на замену резины по ходу гонки поможет Bridgestone, ведь в 2004-м японская резина была очень конкурентоспособна. С другой стороны в 2006-м трудно ориентироваться на 2004-й...
Паскаль Васселон: Обе компании с тех пор здорово ушли вперед и ориентироваться на 2004-й не стоит. Новая резина похожа на прошлогоднюю, но она ближе к пределу. В 2005-м шинники заботились о том, чтобы резина выдержала всю дистанцию гонки, сейчас такой необходимости нет.
Вопрос: Кого вы считаете фаворитом предстоящего чемпионата?
Паскаль Васселон: Я не люблю такие вопросы, эффективность машин Формулы 1 зависит от множества факторов и учесть их в прогнозе невозможно. Никто не знает, каких успехов добьется та или иная команда, история развивается по спирали и часто те, от кого мы ждали быструю машину, серьезно отстают на трассе. Лучше уж ничего не отвечать, чем гарантированно допустить ошибку.
Вопрос: Но год назад все считали, что чемпионом станет Михаэль Шумахер...
Паскаль Васселон: Точно! Если почитать прогнозы на рубеже 2004 и 2005 года, то в большинстве они не сбылись. Некоторые журналисты считали, что Toyota не добьется успеха и тоже ошиблись.