Накануне уик-энда в Спа технический директор Toyota по работе с шасси Паскаль Васселон дал интервью официальному сайту чемпионата...
Вопрос: Было бы верно назвать вас преданным поклонником трассы в Спа?
Паскаль Васселон: Я живу неподалеку от автодрома, фактически это мой домашний Гран При. Я люблю это место!
Вопрос: И каждый день вы добираетесь от Спа до Кельна?
Паскаль Васселон: Да, но сотня километров - пустяк для моей Toyota! Включаю круиз-контроль и могу расслабиться. Я выезжаю из дома утром, в 6:20, возвращаюсь в половине десятого вечера. Таков рабочий день в Формуле 1, а расстояние - не проблема.
Вопрос: Почему француз живет в Бельгии?
Паскаль Васселон: Прежде всего, это хорошо для моей семьи - франкофонская область Бельгии, другой уклад жизни. Когда-то я жил в местечке Клермон-Ферран, во Франции, и понадобилось три года, чтобы познакомиться с соседями. В Бельгии мы уже через несколько месяцев участвовали в общественной жизни и обзавелись друзьями. Здесь у людей мягкий характер, мне нравится такой образ жизни и смешение культур - проедете двадцать километров на восток, и услышите немецкую речь, двадцать на север - голландскую, в окрестностях Льежа говорят на французском.
Вопрос: Вы считаете трассу в Спа уникальной?
Паскаль Васселон: Конечно, и не только я. Это одно из тех мест, где вы чувствуете энтузиазм гонщиков, понимаете, насколько быстры машины в О'Руж. Жаль, что сейчас они не на пределе атакуют в этой связке. Гонщики, инженеры, сотрудники команд - все любят Спа, даже когда льёт дождь. А уж, когда светит солнце - это фантастика!
Вопрос: Когда гонщики атакуют на пределе в О'Руж, в квалификации или гонке?
Паскаль Васселон: С моторами V8 здесь нет особых проблем, если не идет дождь, а с V10 нужно было рисковать в квалификации. Ситуация с V8 зависит от количества топлива и износа шин, особенность "Красной воды" в перегрузках, близких к пределу, из-за прижимной силы и высокой скорости. Мы учитываем эту нагрузку при разработке подвески, но О'Руж в Спа - это невероятная связка, точка отсчета, когда речь идет о нагрузке на подвеску, да и шинам приходится нелегко.
Вопрос: Опишите технический вызов при прохождении круга в Спа...
Паскаль Васселон: У Спа особенная, уникальная конфигурация. Обычно, в скоростных поворотах нужна высокая прижимная сила, но здесь важна скорость на длинных прямых, и мы не можем сильно прижать машину. Уникальность в том, что мы используем средний/низкий уровень прижимной силы, и все элементы машины подвергаются серьезным нагрузкам. Единственное, что "отдыхает" в Спа - тормозная система, здесь немного серьезных торможений и хорошее охлаждение тормозов.
Вопрос: Что вы скажете по поводу стабильности и безопасности шин?
Паскаль Васселон: В Спа можно говорить о наличии двух главных факторов деградации резины - она серьезно гранулируется в скоростных поворотах, и пузырится из-за высокой средней скорости на круге. Команды будут использовать в этот уик-энд два самых твердых состава из ассортимента Bridgestone, хотя мы бы предпочли более мягкие шины - когда у соперников возникают проблемы с резиной, у нас их обычно не бывает.
Вопрос: Что вы делаете, чтобы подготовиться к непредсказуемой погоде?
Паскаль Васселон: В последние годы гонки в Спа обходятся без дождя, но у этой трассы репутация "дождевой". Дело ведь не только в непредсказуемой погоде - характеристики трассы серьёзно меняются, когда идет дождь. В 1995-м можно было показать хорошее время на сликах уже через три круга после того, как дождь закончился - асфальт быстро высох, но в 2005-м ситуация оказалась противоположной. Тогда было не так солнечно, но нужно понять, что происходило в дни, предшествующие Гран При, шли ли дожди, пропиталась ли водой земля? Проанализировав эту информацию, можно судить о том, как быстро высохнет трасса. Очень сложно точно предсказать, что произойдет в Спа.
Вопрос: Вы готовите какие-либо новинки к этой гонке?
Паскаль Васселон: Только те, что предусмотрены плановой программой доработки машины. На прошлой неделе мы провели тесты в Монце, но они были посвящены подготовке к Гран При Италии, ведь в Монце мы будем использовать уникальную аэродинамическую конфигурацию.