Руководитель Renault F1 Фредерик Вассёр доволен работой Сергея Сироткина на первой пятничной тренировке в Сочи и не скупится на похвалы в адрес российского гонщика, однако при этом предлагает не делать далеко идущих выводов.
Вопрос: Сергей произвёл на нас неплохое впечатление, а что вы скажете?
Фредерик Вассёр: Могу себе представить! (смеётся) Но по-настоящему оценить результаты гонщика по его работе на первой тренировке в пятницу всегда сложно. Во-первых, надо иметь в виду, что в баках наших машин может быть разное количество топлива, или они могут быть по-разному настроены, а кроме того нужно делать поправку на степень риска, на который шёл тот или иной гонщик во время сессии.
Но, если честно, для начала он очень хорошо справился с задачей по изучению всех рабочих процедур. Вы же знаете, что сейчас в Формуле 1 всё несколько усложнилось, и мы не имеем права помогать гонщику в ходе сессии. Он должен заранее запомнить весь необходимый объём информации. Это непросто, даже если ты проводишь полный сезон, поэтому Сергею было сложновато, поскольку на симуляторе ему не удалось поработать, но, тем не менее, он со всем прекрасно справился.
Это первое, на что я обратил внимание, потому что гонщик должен уметь не только быстро ездить, но и правильно управлять машиной - и он всё сделал на отлично. Второй момент - это стабильность. Если гонщик не умеет работать с шинами, он не сможет показывать стабильные результаты при прохождении кругов. Но Сергей с его опытом, накопленным в GP2, все делал идеально и с точки зрения стабильности.
Он не допустил ни единой ошибки. Перед началом тренировки я ему сказал, что промахов необходимо избежать, поскольку Кевин должен сесть за руль во второй сессии. Сергей и тут не подкачал. Заключительный момент - это его темп. Даже если перед ним не стояла задача удивить своей скоростью, а надо было полностью сконцентрироваться на работе с настройками, выглядел он очень уверенно. Темп был на хорошем уровне.
Вопрос: Ему было не очень комфортно в кокпите из-за неудобного сиденья - как вы считаете, это могло как-то повлиять на его работу?
Фредерик Вассёр: Нет, он в состоянии управлять машиной, даже если ему не вполне комфортно. Но по ходу сессии он должен был очень многое освоить, и главная сложность связана с рулевым управлением, потому что в машинах GP2 нет усилителя руля, и когда ты садишься за руль машины Формулы 1, ощущения довольно странные. По-моему, адаптироваться к этому - намного более сложная задача, чем привыкнуть к неудобному сиденью.
Вопрос: Что ещё запланировано для Сергея в этом году?
Фредерик Вассёр: В этом сезоне он проведёт ещё одну пятничную тренировку, но мы ещё должны решить, когда именно. Кроме того, возможно его участие в тестах.
Вопрос: Только одну тренировку, или как минимум одну?
Фредерик Вассёр: Только одну. Для команды это правильный подход, ведь она должна заниматься поиском хороших гонщиков, и мы присматриваемся ко многим. Это не имеет никакого отношения к пилотам, которые выступают за Renault сейчас - они неплохо работают. Но мы должны внимательно изучить возможности других гонщиков, хотя сажать их за руль на утренних пятничных тренировках не так-то просто.
Вопрос: Но вы неплохо знаете Сергея ещё по GP2, и сейчас он там выступает в вашей команде ART - можно ли провести какое-то сравнение между ним и гонщиками основного состава Renault?
Фредерик Вассёр: Нет-нет, нельзя судить о гонщике по единственной тренировке продолжительностью в 90 минут. Я действительно знаю Сергея, знаю, что он в состоянии выдерживать прессинг, что он быстр на трассе, но этого ещё недостаточно. Впрочем, пока у него всё получается.
Вопрос: Если говорить о том, как выступает Renault в этом сезоне, то, наверное, в первых трёх гонках не всё шло по плану?
Фредерик Вассёр: Концерн Renault приобрёл команду только 19 декабря, и мы прекрасно представляли, что нас ждёт очень сложный сезон. В прошлом году в Lotus не занимались модернизацией машины, которая была изначально рассчитана на двигатели Mercedes, поэтому ситуация была вполне понятная. Кроме того, мы отлично знаем, что сейчас возвращение в Формулу 1 связано с огромными трудностями, однако наш проект долгосрочный.
Сейчас мы должны сконцентрироваться на среднесрочной программе и настраивать на максимально эффективную работу не только команду, которая базируется в Энстоуне, но и наших мотористов из Вири, и всё это состоит из множества отдельных и очень сложных задач. Но такова жизнь. Так что не могу сказать, что результаты нас сильно расстраивают.
Вопрос: Но вы не собираетесь сразу поставить крест на этом сезоне и переключиться на подготовку к 2017 году?
Фредерик Вассёр: Такой соблазн может появиться, и, разумеется, в какой-то момент мы начнём уделять больше внимания следующему сезону и возьмём курс на будущее, но пока не хочется сдаваться. С другой стороны, иногда гоночной команде приходится принимать такие решения, это нормально.
Вопрос: Похоже, что картина с техническим регламентом на следующий год постепенно проясняется, по крайней мере, основные решения уже приняты - могут ли в этой ситуации появиться возможности сделать рывок и уже в 2017-м вступить в спор с лидерами чемпионата?
Фредерик Вассёр: Нет, в следующем году это вряд ли возможно, поскольку дело не только в регламенте, но ещё и в структуре команды. Когда вы создаёте команду Формулы 1, вы сразу должны оперировать категориями среднесрочной перспективы, ведь если вы хотите заполучить специалистов из других команд, вы должны учитывать, что сначала такой человек уйдёт в академический отпуск, и в реальности вы получите его самое раннее через 18 месяцев. Соответственно, этот специалист сможет подключиться к работе над машиной, которая выйдет на трассу только в 2019 году.
К тому же, топ-команды, у которых намного больше ресурсов, как правило, лучше подготовлены к любым изменениям правил, чем мы.
Вопрос: Если говорить о работе по реструктуризации команды, удалось ли уже добиться каких-то позитивных перемен по сравнению с прошлым декабрём?
Фредерик Вассёр: Ситуация не слишком заметно изменилась. Прежде всего, нужно получить точное представление о том, что нужно делать, и всем этим плотно занимается Боб Белл. Надо понять, каких специалистов мы можем нанять на работу, какие потребуются инвестиции, и так далее. Эта работа уже идёт в течение четырёх месяцев, но у нас долгосрочный проект. Поэтому в ближайшее время от Renault F1 не стоит ждать каких-то ярких достижений на трассе.
Вопрос: Президент Renault Sport F1 Жером Столл говорил, что участие в Формуле 1 - прежде всего маркетинговая программа, основной акцент в которой делается на продвижение бренда Renault на рынках развивающихся стран, например, в Китае. Значит ли это, что руководителей концерна мало интересует такая тема, как возможное возвращение Гран При Франции в календарь чемпионата?
Фредерик Вассёр: Если мы уделяем внимание новым рынкам, это ещё не значит, что мы не занимаемся Францией, которая остаётся самым крупным нашим рынком. Мы занимаемся и французским направлением, продвигая в Европе молодёжные серии и т.д., но Гран При Франции - это совсем другая история.
Вопрос: Как вы полагаете, Renault нужен готовый чемпион мира, или вы планируете сами вырастить будущего чемпиона?
Фредерик Вассёр: Если честно, лучше всего уже сейчас найти гонщика, который станет чемпионом мира примерно в 2020-м или 2021-м году, и начать с ним сотрудничать! (смеётся) В прошлом в основе таких проектов всегда был контракт с перспективным гонщиком - в Benetton так было с Михаэлем Шумахером, в Renault - с Алонсо, в Red Bull - с Себастьяном Феттелем и так далее.
Но чтобы через несколько лет добиться успеха, такое сотрудничество надо начинать уже сейчас.