Участники: Джеймс Ки (Toro Rosso), Пол Хембри (Pirelli), Айо Комацу (Haas), Джон Маккилиам (Manor), Беат Цендер (Sauber), Отмар Сафнауэр (Force India).
Вопрос: Джеймс, зимой в Toro Rosso добились прогресса, но в прошедших гонках команда не в полной мере использовала свой потенциал. По этой причине к вам присоединился Джон Бут? Какой помощи вы от него ждете?
Джеймс Ки: Разделим ответ на две части. В силу разных причин в этом году мы выступаем недостаточно результативно, но нельзя сказать, что есть какое-то одно слабое звено. В Австралии у нас были проблемы, с которыми впредь не хочется сталкиваться, в Бахрейне в Карлоса врезался соперник. В Китае дела шли лучше, но нам и некоторым участникам помешал выезд автомобиля безопасности, пришлось прорываться через пелотон. Обстоятельства разные, но мы уверены, что должны были заработать больше очков, а теперь пора отыгрываться.
Но это не та причина, по которой к нам пришел Джон. Он выступает в роли консультанта, ему предстоит посетить ближайшие гонки и помочь команде всем, что в его силах. У нас большая организация, мы развивались довольно быстро, здесь множество людей выполняет сложную работу – Джон призван взглянуть на это со стороны и помочь нам понять, можно ли собрать всё воедино. Его опыт и энтузиазм будут весьма кстати, он только усилит нашу команду.
Вопрос: Джон известен умением растить таланты. Ваши гонщики проводят второй сезон в Формуле 1 – вы уже ждете результатов, а не просто надеетесь на успех?
Джеймс Ки: Да, второй сезон… В прошлом году Карлос и Макс выступили здорово, но мы их обо всем предупредили, и они поняли, что второй сезон сложнее – не только потому, что ожидания выше.
Речь не о том, чтобы повторить результат – нужно добиться большего, и мы активно работали зимой для обеспечения прогресса. Контролировать состояние шин, действовать осмотрительно, оценивать ситуацию в гонке, а не просто вести машину по трассе, как новички в дебютный год – эти задачи мы поставили перед Карлосом и Максом, и уже в Бахрейне каждый из них выступил убедительно. Но и ожидания, определенно, присутствуют, прессинг не уменьшился.
Вопрос: Айо, зимой вы вслед за Грожаном сменили команду. Насколько сложен переход для гоночного инженера? За короткое время работы в Haas вам уже удалось внедрить желаемые процедуры?
Айо Комацу: Процесс не такой уж и сложный, но это своеобразный вызов. Команда устроена иначе, штат меньше, но задача интересная. Приятно участвовать в становлении нового коллектива, а что касается процедур – поле для прогресса весьма обширное. Каждый день мы обнаруживаем что-то, что требует улучшения – нужно лишь расставить приоритеты, ведь ресурсы ограничены. Тому, что имеет высший приоритет, внимание уделяется незамедлительно – мы действуем постепенно, но основная задача сводится к финишу двумя машинами. Впервые удалось это сделать в Китае, нужно попытаться повторить здесь, в Сочи, с более высоким результатом.
Вопрос: После двух результативных гонок, этап в Китае выдался трудным, пусть даже команде удалось привести к финишу обе машины. В последние дни Роман очень лестно отзывался о реакции сотрудников на базе команды – в чем она заключалась, и чему научила вас гонка в Шанхае?
Айо Комацу: Многому, хотя у меня сложилось впечатление, что вопросов было больше, чем ответов. В Китае нам не удалось заставить шины работать, были трудности с балансом, а подходы, принятые во время уик-энда, после детального анализа не выглядели верными. Коллектив набирается опыта, и главное, что все работают над решением одной задачи.
Да, у нас не так много сотрудников, но у каждого верное отношение к делу. Анализ ещё не завершен, я не возьмусь утверждать, что мы разобрались в причинах, но, по крайней мере, команда начала выявлять проблемы и искать пути решения, а путь предстоит долгий.
Вопрос: Пол, во время вчерашней пресс-конференции Дженсон Баттон предположил, что из-за того, что гонка в Сочи проводится в иное время года, мы, возможно, увидим более высокую температуру трассы и иную тактику – скажем, два пит-стопа...
Пол Хембри: Судя по сегодняшним результатам, вряд ли. Скорее всего, в гонке будет единственный пит-стоп, если к воскресенью не случится что-то непредвиденное.
Вопрос: Перед вступлением в силу новых правил вам позволили провести больше тестовых дней. Каков план, и какие команды будут участвовать в этих тестах? Что обещает будущее?
Пол Хембри: Изменения очень серьезные, они касаются не только размеров шин, но и их характеристик. В первой фазе мы приблизительно до конца июля будем с машинами, оснащенными восьмицилиндровыми моторами и шинами текущего размера, работать над структурой шин и новыми составами смеси, а затем перейдем на гибридные шасси – предположительно, в конце июля. Программа будет весьма интенсивной.
Вопрос: Программа рассчитана только на этот год? Что будет происходить зимой?
Пол Хембри: В этом году традиционных тестов по итогам сезона не будет. Первоначально мы планировали уже в ноябре представить командам новые шины, но, судя по всему, первая проверка состоится только в следующем году, когда станет понятен график зимних тестов. Сейчас активно обсуждается вопрос, когда и где это произойдет.
Вопрос: Отмар, шесть очков после трех гонок, а год назад их было одиннадцать. Разница невелика, но у вас наверняка, как в случае с Джеймсом, есть ощущение упущенных возможностей. Какие усилия должны предпринять гонщики и команда, чтобы изменить ситуацию?
Отмар Сафнауэр: Появление красных флагов предсказать в принципе невозможно, а что касается гонщиков, во второй гонке у них обоих были инциденты уже на первом круге. Когда стартуешь с тех позиций, с которых стартуем мы, риск аварии очень высок, а если вы впереди, действовать проще.
От гонщиков требуется делать то, что они умеют – чисто проехать первые два круга, а затем уверенно провести гонку и реализовать выбранную стратегию. Ну а если говорить на перспективу… Знаете, нет такой вещи, как везение. Каждый сам кузнец своего счастья, и если вы напряженно работаете, результат непременно придет. У нас достаточно быстрая машина, и если коллектив будет по-прежнему выкладываться по максимуму, мы начнем зарабатывать хорошие очки.
Вопрос: В прошлом году команде помог дебют спецификации «B» в середине сезона. Каковы планы по доработке нынешней машины, и хватит ли имеющихся ресурсов для столь плотной борьбы в середине пелотона?
Отмар Сафнауэр: Да, конкуренция очень острая. У нас есть план по доработке нынешней машины, соотнесенный с задачами на следующий год – в 2015-м всё, что мы делали, можно было применить в следующем сезоне, тогда как в этот раз аналогичной возможности не будет, придется действовать по ситуации. У нас запланирован серьезный пакет доработок на Гран При Испании, после чего будет еще несколько обновлений.
Вопрос: Джон, вы давно в Manor, прошли через многое – как вы охарактеризуете ситуацию в команде? В прошлом году многое изменилось – этот процесс завершен?
Джон Маккилиам: Не вполне, но команда намного сильнее, чем была год назад. Коллектив стал больше, к нам пришли опытные сотрудники, повысившие общий уровень компетенций – мы развиваемся, и атмосфера в команде весьма позитивная. У нас выступают два новичка, старающихся выжать из машины максимум, и если получится постепенно прогрессировать, мы сможем бороться с ближайшими соперниками.
Вопрос: Каковы планы на ближайшее будущее? Отмар говорил о доработке машины Force India – как обстоят дела у вас?
Джон Маккилиам: Планы схожие – на этап в Барселоне у нас запланировано серьезное обновление, а потом по ходу сезона ожидаются дополнительные доработки.
Вопрос: Беат, использовал ли сегодня Фелипе Наср новое шасси? Если да, каковы отзывы? Гонщику стало комфортнее?
Беат Цендер: Да, мы использовали новое шасси, но у Фелипе остались проблемы с эффективностью тормозов, он не в полной мере доволен ситуацией. По итогам дня Фелипе оказался быстрее Маркуса, но последний сегодня выступил не лучшим образом и был крайне недоволен настройками. В Сочи очень скользкий асфальт, на котором у Маркуса возникли сложности.
Вопрос: Для гонщиков и команды старт сезона выдался непростым, о финансовых проблемах Sauber ходят разные слухи. Каково реальное положение дел?
Беат Цендер: В данный момент ситуация несколько лучше. Да, есть финансовые сложности, это не секрет, но главное – мы по-прежнему участвуем в гонках. В команде активно работают над решением имеющихся проблем, но это непростой процесс. На нынешний сезон нужен солидный бюджет, и сформировать его исключительно за счет спонсорских средств и выплат от Берни крайне трудно.
Вопросы с мест
Вопрос: (Алан Болдуин) Отмар, в последние две недели имя Виджея Мальи часто упоминалось в прессе. Его паспорт аннулирован, индийские власти требуют экстрадиции. Как это сказывается на команде? Ее владелец не имеет возможности посещать ни один этап, кроме гонки в Сильверстоуне…
Отмар Сафнауэр: Мы привыкли видеть Виджея в паддоке, но у него много других интересов, и на базе команды он, как правило, появлялся лишь на Рождество и во время этапа в Сильверстоуне, так что в этом плане его отсутствие никак не влияет. Знаю, Виджей активно работает над решением имеющихся проблем, и, хочется верить, совсем скоро вернется в паддок.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос для Отмара, Джеймса, Джона и, вероятно, Пола, если он пожелает высказаться. Пусть правила на следующий год согласованы буквально сегодня, они обсуждались в течение довольно длительного периода, но достаточно ли у вас времени на разработку новой машины?
Джеймс Ки: Времени всегда не хватает, всегда хочется иметь больший запас – тем более в случае смены правил. Тем не менее, мы пока что в графике. Как вы заметили, регламент обсуждался в течение длительного периода, и базовые принципы были зафиксированы давно – да, были доработки, корректировки, но в целом подход был понятен заранее, и в соответствии с ним команды выстраивали свою деятельность. Кое-какие расчеты делались еще раньше, участники пытались оценить эффект от увеличения размеров шин – в общем, времени вполне достаточно. Да, темп будет напряженным, придется идти на компромисс в части работы над нынешней машиной – особенно если у вас небольшая команда – но времени на процесс хватает.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Джон, что значат все эти корректировки для команд вроде Manor? Вы едва встали на ноги, как вокруг снова всё меняется…
Джон Маккилиам: Это станет серьезным вызовом, мы бы предпочли, чтобы регламент изменился годом позже. Ситуация такова, что мы не сможем применять имеющиеся детали – нужно построить абсолютно новую машину и снабдить ее достаточным количеством запчастей уже к первой гонке следующего сезона. Для небольшой команды переделать каждую деталь – серьезная задача, притом нам приходится чередовать работу, возможности вести параллельный проект попросту нет.
Впрочем, если вернуться к вашему изначальному вопросу – времени вполне достаточно. Как заметил Джеймс, мы понимали, каким будет новый регламент, оставались лишь сомнения насчет того, подтвердятся ли достигнутые ранее договоренности. Мы уже проводили кое-какие проверки средствами вычислительной гидродинамики и в аэродинамической трубе, у нас сформирована базовая программа подготовки к следующему сезону, далее – вопрос баланса: сколько ресурсов мы направим на текущий проект, сколько – на перспективный.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Отмар, в какой момент команда переключится на перспективный проект?
Отмар Сафнауэр: Вопрос на миллион долларов! Это зависит от многих факторов, в том числе от того, в какой степени вы готовы пожертвовать текущими результатами – ну а это, в свою очередь, определяется количеством заработанных очков. Как сказал Джеймс, мы уже начали оценивать возможный эффект от новых правил – сперва средствами симуляции, вскоре перейдем на проверку реальных прототипов в аэродинамической трубе. Вопрос в том, когда команда полностью переключит свое внимание на новый проект, а это решение еще не принято. Мы по-прежнему работаем над нынешним шасси, у нас на счету всего шесть очков, и прежде, чем перейти к перспективным идеям, мы должны удостовериться в том, что цели, поставленные на этот год, будут достигнуты.
Беат Цендер: Как заметил Джон, финансовые затраты весьма существенны, и для небольших команд вроде Sauber ситуация крайне сложная. Не только детали шасси не найдут применения в новом сезоне – многие ранее произведенные инвестиции окажутся бесполезными, как, скажем, затраты на прогревающие чехлы для шин. Речь идет о миллионах долларов, и для небольшого коллектива это очень непростая задача.
Вопрос: (Борис Губкин) Пол, сколько стоит ваша самая дешевая шина?
Пол Хембри: Дешевая? Мы производим только дорогие, качество стоит определенных средств. На самом деле, я не представляю, как ответить на ваш вопрос, поскольку мы не рассчитываем стоимость шин для Формулы 1. Да, можно прикинуть цену материалов, но если добавить к ней расходы на разработку, то сумма составит многие тысячи долларов.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Отмар, Джеймс, Джон, за повышение мощностных характеристик моторов придется расплачиваться увеличенным расходом топлива. Как это отразится на подходах к разработке силовых установок и шасси?
Джон Маккилиам: Определенный эффект будет. Насколько я понял, объем топливного бака либо останется прежним, либо позволит вмещать на пять килограммов больше топлива. На конструкции шасси это практически не отразится, но в целом инерция возрастет, гонщики получат возможность активнее работать педалью газа – всё это может привести к необходимости экономить топливо из тактических соображений. Но, повторюсь, на расположении узлов и агрегатов изменения вряд ли скажутся.
Отмар Сафнауэр: Появление гибридных силовых установок преследовало цель снизить общий расход топлива за гонку, и даже если машины станут чуть тяжелее, сохранение ранее утвержденных лимитов будет эквивалентно снижению расхода топлива. Думаю, необходимо и дальше придерживаться такого подхода и постепенно снижать суммарное потребление топлива, чтобы соответствовать принципам, на которые мы опирались, когда переходили на гибридные моторы.
Джеймс Ки: Соглашусь с Отмаром. В долгосрочной перспективе абсолютно правильно ставить целью повышение эффективности силовых установок. Они весьма эффективны уже сейчас, а далее идет вопрос совместимости – собственно, нынешние моторы разрабатывались под определенные шасси, аэродинамику и шины, теперь правила изменились, и нужно убедиться, что силовая установка удовлетворяет новой концепции. Если необходимо пойти на определенные уступки, чтобы гонки не превратились в соревнование по экономии топлива – это, вероятно, оправданный шаг, но в долгосрочной перспективе мы должны придерживаться курса на эффективность.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Технический регламент становится всё более изощренным. Осложняет ли это вашу работу, и каковы ваши ожидания от следующего сезона? Они скорее позитивные, или негативные?
Беат Цендер: Не думаю, что регламент становится всё сложнее. Он сам по себе сложный уже давно, и одна из причин – необходимость учесть все возможные лазейки, потому страниц в нем становится все больше и больше. Повысят ли новые правила зрелищность? Я на это надеюсь. У меня есть определенные сомнения, но, хочется верить, я ошибаюсь.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Джеймс, вне зависимости от степени сложности изменения в правилах всегда оставляли командам возможность сделать что-то необычное. В этом плане новый регламент – возможность или препятствие?
Джеймс Ки: Конечно, возможность – можно выбрать любое направление, но есть риск ошибки, потому приходится действовать осмотрительно. Опять же, чем больше вы работаете на перспективу, тем меньше времени уделяется нынешнему проекту – по сути, вы жертвуете краткосрочными интересами в пользу долгосрочных, но за последними – будущее, и базовый вариант – то, с чего всё начинается. Вопрос лишь в правильном балансе.
Соглашусь с Беатом, правила сами по себе очень сложные. С современными силовыми установками машины стали весьма изощренными, плюс мы добавили операционные факторы вроде трех составов смеси на уик-энд. Ориентироваться стало труднее, но, опять же, во многих случаях мы руководствовались справедливыми и правильными соображениями. В следующем году уровень сложности снова немного повысится, но вряд ли это станет проблемой – инженеры команд с радостью примут такой вызов.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Айо, с позиции гоночного инженера более сложные правила – это еще одна проблема, с которой приходится иметь дело по ходу уик-энда?
Айо Комацу: Позади всего три гонки, сейчас я думаю о нынешнем сезоне, а не о следующем. У нас есть соответствующие конструкторские отделы, это их задача, а я сосредоточусь на операционных вопросах – это и вызов, и возможность одновременно.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Отмар, вы просто примете утвержденные правила и начнете работать по ним?
Отмар Сафнауэр: Вопрос в том, повысится ли зрелищность? Такую цель преследуют новые правила, и я надеюсь, что итог оправдает ожидания. Если нет, мы буквально недавно видели пример, когда изменения не имели должного эффекта, и чемпионат оперативно возвращался к проверенному варианту. Сложность в том, что с новыми правилами мы должны будем потратить некоторое время на изменения, которые не приведут к мгновенному повышению зрелищности – хочется верить, что мы изначально поступаем верно.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Пол, переход на схему с тремя составами на уик-энд оказался оправданным – в данном случае усложнение не повредило спортивной составляющей…
Пол Хембри: В первых гонках схема сработала – посмотрим, как будут развиваться события по ходу сезона. Вместе с FIA и командами мы активно работали над этими правилами, и, насколько мне известно, они останутся и на следующий год.
Командам нравятся технические вызовы. Участники могут бороться между собой в попытках направить регламент в определенное русло, но в целом они превосходные инженеры и обожают подобные задачи. Пусть сейчас они чешут затылок, ими по-прежнему движет стремление получить преимущество над соперниками.
Что касается Pirelli, стратегическая группа просила нас повысить скорость машин – то есть, позволить им быстрее проходить повороты, а также увеличить вероятность обгона – здесь мы сделали шины менее чувствительными к температуре трассы. Теперь задача специалистов по аэродинамике понять, снизят ли предлагаемые изменения негативное влияние возмущенного потока воздуха от впереди идущей машины. У разных людей разное мнение на этот счет, но базовая цель проста: сделать спорт более интересным, машины – более сложными в управлении, и дать возможность зрителям наблюдать больше обгонов.
Джон Маккилиам: Технически правила не стали сложнее, они просто иные, и пока трудно судить, как всё это скажется на нашей команде. Опять же, есть мнение, что крупные команды выигрывают от смены регламента, поскольку у них есть возможность исследовать различные варианты и проверять идеи, тогда как малым командам приходится довольно рано определяться с концепцией и постепенно развивать ее, надеясь, что изначально не была допущена ошибка. В 2014 году, когда была предыдущая корректировка регламента, в Manor сработали очень неплохо и не откатились назад относительно конкурентов – уверен, мы и в этот раз сохраним, а то и укрепим позиции. Да, это затратное мероприятие, но притом очень интересный вызов.
Вопрос: (Алан Болдуин) Беат, прошу прощения, что поднимаю не вполне приятную тему, но скажите, насколько управляемы те финансовые трудности, с которыми столкнулась Sauber? До конца сезона еще восемнадцать гонок – не ставят ли проблемы под угрозу само участие команды в чемпионате? Насколько эти сложности обусловлены тем, что база команды находится в Швейцарии – возможно, это увеличивает расходы?
Беат Цендер: Этот вопрос следует задать Монише Кальтенборн, так как у меня нет полного понимания ситуации. Простая математика: в 2007 году за 1 доллар США давали 1,5 швейцарских франка, тогда как теперь курс практически один к одному. Следовательно, всё, что мы получаем в долларах, теперь стоит заметно меньше. Кроме того, в Формуле 1 ресурс ключевых специалистов находится в Великобритании, и с этой точки зрения Швейцария – не лучший вариант размещения базы, хотя места там невероятно красивые.
Вопрос: (Грэм Харрис) Отмар, насколько я помню, именно вы изначально предлагали идею предоставлять командам большой выбор составов на уик-энд. Ваше предложение в итоге было реализовано, пусть и в менее радикальной форме. Что вы можете сказать о том, как были учтены ваши комментарии, и есть ли еще какие-либо идеи, которыми вам хотелось бы поделиться?
Отмар Сафнауэр: С позиции эгоиста было бы замечательно, если бы правила реализовали в формате первоначального предложения, но в Формуле 1 мы совместно обсуждаем технический и спортивный регламент, потому был принят измененный вариант. Как заметил Пол, схема работает, непредсказуемости стало больше – так было в трех прошедших гонках, надеюсь, будет и до конца сезона. Для болельщиков лучше, когда итог этапа не предопределен заранее.
Честно говоря, я не думал о каких-то новых идеях, но мы обязательно еще соберемся вместе и порассуждаем, что можно изменить на будущее.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Пол, в прошлом году в Сочи держатель коммерческих прав объявил Pirelli победителем в тендере на право поставлять шины Формуле 1 в течение ближайших трех лет. Но, насколько мне известно, контракт не подписан до сих пор, и совсем недавно вы говорили, что компания может покинуть чемпионат, если не будет решен вопрос с регламентом на тесты. Скажите, контракт подписан? И второй вопрос: став победителем тендера, вы, полагаю, остались весьма довольны доставшимся вам рекламным пакетом – логотип Pirelli размещается на мостах, на сигнальных табличках. Если бы компания не несла те расходы на маркетинг, что имеет сейчас, как изменился бы подход Pirelli к созданию шин?
Пол Хембри: Вопросы контракта определенным образом связаны с недавними изменениями, касающимися шинных тестов, но в целом базовые пункты давно согласованы. Сейчас мы находимся в стадии подписания финальной версии документа – думаю, это дело нескольких дней. По сравнению с предыдущими сезонами контракт подписывается относительно рано – бывало, мы уже выполняли обязательства в рамках первого года действия соглашения, а бумаги еще находились в работе. Сейчас в этом направлении при активном участии всех заинтересованных сторон достигнут заметный прогресс.
Что касается второго вопроса – был бы наш подход иным, если бы мы не инвестировали столько средств в маркетинг… Нет, для нас это разные аспекты участия в Формуле 1. Есть техническое партнерство, есть – коммерческое, и они никак не влияют друг на друга.
Перевод: Валерий Карташев