Расставшись с Red Bull в конце 2014 года, Жан-Эрик Вернь покинул Формулу 1 и сейчас проводит третий сезон в Формуле E. На днях он ответил на вопросы болельщиков о карьере в гонках, отношениях с Red Bull, поведении на дорогах и планах на будущее...
Вопрос: Жан-Эрик, вы начали карьеру в картинге?
Жан-Эрик Вернь: Да. С четырех лет я гонялся на картодроме родителей в окрестностях Парижа и с тех пор выступаю в гонках.
Вопрос: Что посоветуете начинающим гонщикам, как справиться с волнением?
Жан-Эрик Вернь: Я посоветовал бы насладиться этим волнением, ведь именно его вы будете испытывать по ходу всей карьеры перед стартом каждой гонки в любом чемпионате. Вы должны принять любой опыт первой гонки и насладиться им.
Вопрос: Как начиналась ваша карьера в плане финансирования? Вас поддерживала семья, у вас были спонсоры?
Жан-Эрик Вернь: Нет, это всегда было очень сложно. К счастью, моей семье не пришлось тратить много денег, но я всё равно знал, что переход из картинга в Формулу Renault 2.0 обойдется, по меньшей мере, в 500 тысяч евро – столько стоят выступления в сильной команде. Можно потратить и меньше, но тогда вы не сможете бороться за титул, а я всегда нацеливался на победы.
Я решил переходить не в Формулу Renault 2.0, а в Формулу Campus – теперь это французская Формула 4. Я получил поддержку национальной федерации, завоевал титул. Сезон прошёл успешно, было много побед – в итоге я получил шанс принять участие в тестах Red Bull – вместе с ещё двадцатью гонщиками. Мы с Даниэлем Риккардо стали лучшими, с тех пор меня постоянно поддерживала Red Bull, так что мне почти не пришлось искать спонсоров. Мне очень повезло с этой компанией – они занимались моей карьерой, всегда направляли меня в хороший чемпионат, в сильную команду.
Вопрос: Владение несколькими языками помогло в карьере?
Жан-Эрик Вернь: Важно было выучить английский, но владеть итальянским тоже неплохо, особенно в работе с Ferrari. Но по-настоящему важен только английский. Все инженеры и журналисты говорят на английском, и неважно, где вы гоняетесь – во Франции, в Японии, в Штатах – чтобы работать в автоспорте, везде нужен английский.
Вопрос: Чем отличается пилотаж хорошего гонщика и дебютанта?
Жан-Эрик Вернь: Разница такая же, как между пилотом со стажем и тем, кто недавно сел за штурвал. Он не может ни взлететь, ни удержать самолет в воздухе, ни совершить посадку. Он разобьется!
Вопрос: Когда вы тестируете новую машину перед началом сезона, с каким аспектом вы работаете больше всего? Подвеска, дифференциал, тормоза? С чем вы прежде всего должны разобраться, чтобы почувствовать себя комфортно?
Жан-Эрик Вернь: В Формуле E не так много можно изменить, но в Формуле 1 важную роль играют настройки тормозов, расположение переключателей на руле, поскольку на высокой скорости управлять ими бывает непросто. Пожалуй, это главные отличия в Формуле 1.
Вопрос: Сейчас вы выступаете в Формуле E. Важная часть этого чемпионата – взаимодействие с болельщиками, стремление приблизить их к спорту и гонщикам. Как вы общаетесь с болельщиками? Вы сами ведете аккаунты в социальных сетях?
Жан-Эрик Вернь: Это важно, ведь чемпионат взаимодействует с болельщиками, и то же самое должны делать гонщики. Я хочу этим заниматься, дать моим болельщикам больше, чем другие гонщики, чтобы они больше узнали о моей жизни. Мне кажется, именно этого хотят болельщики.
Вопрос: С какими препятствиями вы сталкивались, как вы с ними справились?
Жан- Эрик Вернь: Главным препятствием стала Red Bull – когда я ушёл из Формулы 1 у меня не было менеджера. Когда всё с Red Bull идет хорошо – это здорово, но когда возникают проблемы, вам некуда идти. Но мне повезло, я сам нашёл выход из ситуации. Red Bull помогла мне попасть в Формулу 1, но потом лишила меня возможности выступать в этом чемпионате.
Вопрос: Как вы готовитесь физически и психологически к сезону?
Жан-Эрик Вернь: Поездки, смены часовых поясов, психологический дискомфорт… Единственный способ справиться с этим – быть в хорошей физической форме, отлично подготовиться к гонкам и много отдыхать.
Вопрос: Как вы относитесь к возвращению Гран При Франции в Поль-Рикар? Вам хотелось бы, чтобы гонка прошла на другой трассе?
Жан-Эрик Вернь: Здорово, что в Поль-Рикар пройдет гонка. У Франции богатая история в автоспорте, для нас важно возвращение национального Гран При. Неважно, на какой трассе он состоится – в Поль-Рикар или Маньи-Кур, но, пожалуй, в Ле-Кастеле всё-таки лучше. Это красивое место, трасса недалеко от города, у неё интересная конфигурация. Уверен, болельщикам понравится туда приезжать.
Вопрос: Опыт профессионального гонщика помогает безопаснее вести себя на дорогах, или вы привыкли к адреналину?
Жан-Эрик Вернь: У меня хватает ума сдерживаться на дороге. На обычных дорогах вы не можете контролировать абсолютно всё. Надо постоянно следить за происходящим вокруг. Мне не важно, если на светофоре рядом стоит мощная машина и мне пытаются бросить вызов – я знаю, что на трассе я быстрее. Это единственное, что имеет значение. Это то же самое, как с боксёрами – они не дерутся на улице или за пределами ринга – они демонстрируют своё эго только в поединках.
Вопрос: Как вы пилотируете на обычных дорогах? Что вы посоветовали бы человеку, который увлечен гонками, но не имеет возможности практиковаться?
Жан-Эрик Вернь: У меня пять разных водительских прав, и я всегда стараюсь держаться подальше от полиции… Шутка! Я не стал бы гонять по улицам. Когда я только начинал водить машину, в молодости, я ездил быстрее, но сейчас стараюсь не рисковать.
Если бы я не был гонщиком, то, возможно, участвовал бы в трэк-днях. Можно на собственной машине погонять по трассе, никому не мешая. На обычной дороге вы никогда не бываете в одиночестве. Дорогу может переходить какое-нибудь животное, может внезапно появиться какая-нибудь машина, или какой-нибудь пьяный – всё это вы не можете контролировать…
Вопрос: Что вы делаете, чтобы полностью раскрыть потенциал машины в квалификации?
Жан-Эрик Вернь: Мне нравится тренироваться и работать с машиной на свободных заездах, чтобы к квалификации абсолютно всё настроить верно. До сих пор этот подход отлично работал.
Вопрос: В следующем году вы планируете участвовать в каком-нибудь чемпионате, помимо Формулы E и работы резервного гонщика Ferrari?
Жан Эрик Вернь: Не знаю. Сейчас я полностью сосредоточен на Формуле E. Я выступаю в команде, которая, по-моему, со временем станет лучше и сильнее. Я считаю, что мне повезло, я рад быть её частью. Я не знаю, как буду работать с Ferrari в следующем году.
Кроме того, я хотел бы выступить в гонках на выносливость. В январе я выйду на старт «24-х часов Дубая», чтобы понять, как работать в таком формате. Начнём с этого.
Вопрос: Какие аспекты вашей работы вам нравятся больше, а какие – утомляют? Если бы вы могли вернуться в прошлое, вы всё равно выбрали такую карьеру?
Жан-Эрик Вернь: Я всё равно решил бы стать гонщиком. Занимаясь картингом в детстве, вы думаете только об автоспорте и не мечтаете стать пожарным, строителем или полицейским – вы стремитесь стать гонщиком, и мне повезло добиться этой цели. Конечно, у этой профессии есть минусы, но плюсов гораздо больше. Возможно, если когда-нибудь недостатков станет больше, чем плюсов, я завершу карьеру.
Вопрос: Если бы вы могли вернуться в прошлое, какой совет вы бы дали молодому себе, основываясь на своем опыте?
Жан-Эрик Вернь: Хороший вопрос. Пожалуй, я знаю, какие ошибки допустил. Сложно всё это… Кое-что я сделал бы по-другому, изменил бы некоторые решения. Но вернуться в прошлое нельзя. Хотелось бы дольше выступать в Формуле 1, но мне повезло, что я провёл более 50 Гран При.
Вопрос: Если бы вы могли собрать идеальную команду, кто бы стал вашим напарником, руководителем команды, в каком чемпионате вы бы участвовали и почему?
Жан-Эрик Вернь: Сложный вопрос! Впрочем, у меня есть некоторые соображения… Что касается хорошего напарника, мне хотелось бы, чтобы в Формуле E в моей команде выступал Фелипе Масса – хороший и очень опытный парень.