Гоночный директор FIA Чарли Уайтинг ответил на вопросы пресс-службы федерации об управляемых задних крыльях и связанных с ними правилах…
Вопрос: Заметное нововведение в предстоящем сезоне – это управляемое заднее крыло и связанные с ним правила. Если мы правильно понимаем, система работает следующим образом: плоскость заднего крыла приводится в движение актюатором, который включается гонщиком по сигналу руководства гонки. Как руководитель гонки управляет этой процедурой?
Чарли Уайтинг: В заднем крыле каждой машины есть актюатор, который постоянно находится под контролем гонщика, однако им можно пользоваться только тогда, когда бортовая электроника (стандартный электронным блок управления, омологированный FIA) подаст разрешающий сигнал.
Интервал до впереди идущей машины будет определен до начала прямой, на которой можно будет активизировать систему. Если преследующая машина окажется менее чем в одной секунде (это будет определяться при помощи приборов хронометража, установленных на трассе), гонщик получит уведомление о том, что система готова к работе, однако он сможет воспользоваться ей только тогда, когда достигнет заранее определенной точки на прямой.
Эта точка находится примерно в 600 м от точки торможения перед последующим поворотом, хотя всё это может уточняться на основе данных, полученных во время тестов и тренировок.
Вопрос: Чем руководствовалась FIA, когда вводила эти новые правила?
Чарли Уайтинг: Такое предложение поступило в FIA от команд, и цель тут одна – улучшить возможности для обгонов, но при этом не облегчать гонщикам задачу. FIA всегда прислушивается к предложениям, направленным на повышение зрелищности гонок, и мы нашли решение, которое устраивает и команды, и зрителей.
Вопрос: Вы не беспокоитесь, что зрителей оно может только запутать?
Чарли Уайтинг: Нет причин предполагать, что зрители будут сбиты с толку. Принцип работы крыла прост, а на трассе будут нанесены метки, показывающие отрезок, на котором был зафиксирован необходимый интервал, а также линия в той точке, где гонщик сможет воспользоваться системой. Более того, на экране телевизоров будет появляться сигнал, свидетельствующий о том, что система активирована, и зрителям все будет наглядно демонстрироваться.
Вопрос: Вы не обращаете внимания на комментарии о том, что исход Гран При теперь будет решать руководство гонки?
Чарли Уайтинг: Как я уже объяснял, руководство гонки не влияет на исход Гран При; просто когда интервал до соперника сократится до секунды, система будет автоматически активирована, а гонщик сможет ей воспользоваться в заранее оговоренной точке. Никакого вмешательства со стороны руководства гонки тут нет.
Вопрос: Но гонщики могут висеть на хвосте у лидера до последнего круга, и потом обойти его на финальной прямой: как вы собираетесь с этим бороться?
Чарли Уайтинг: Если некая машина оказалась в секундном интервале позади лидера перед последним поворотом последнего круга, маловероятно, что этот гонщик сможет совершить обгон до линии финиша. Если машина оказалась в пределах одной секунды позади другой машины, то гонщик получает возможность воспользоваться управляемым крылом вне зависимости от позиции, которую он занимает в ходе гонки.
Однако надо помнить, что дистанция, в пределах которой можно будет применять эту систему, может быть изменена, чтобы помочь гонщику, преследующему соперника, но не гарантировать ему совершение обгона.
Вопрос: Как эта система повлияет на скорость машины? Это правда, что скорость может подняться на 6-7 км/час или больше?
Чарли Уайтинг: Пока с помощью компьютерного моделирования мы установили, что разница в скорости между машиной с такой системой и машиной без неё может достигать в конце прямой 10-12 км/час.
Вопрос: Вы рассматривали проблему возможных отказов? В конце концов, все электронные системы иногда выходят из строя...
Чарли Уайтинг: Мы написали специальную программу, позволяющую гонщику управлять системой вручную, если по какой-то причине выйдет из строя датчик, определяющий интервал между машинами. Но пользоваться этим разрешено только после получения от директора гонки особой инструкции, а за несанкционированное использование будет наложен серьёзный штраф.
Вопрос: Когда вы окончательно определитесь с регулировками новой системы?
Чарли Уайтинг: На последних тестах мы собрали всю необходимую информацию, и в ближайшие дни команды будут обо всем проинформированы.
Вопрос: Будет ли FIA проводить отдельную тестовую сессию, чтобы оценить работу новой системы?
Чарли Уайтинг: Это уже обсуждалось, однако решение не было принято. Возможность занять для этого какую-то часть тренировок мы обсудим с командами в Мельбурне перед началом первой сессии в пятницу.
Вопрос: Как повлияет управляемое крыло на систему KERS?
Чарли Уайтинг: Управляемое крыло никак не повлияет на KERS, поскольку последняя может использоваться гонщиками в любое время, и гонщик, ведущий преследование, может использовать обе системы сразу, они работают независимо друг от друга.
Вопрос: Как вы полагаете, эти новшества не повлияют на управляемость машины, и не отразится ли их работа на состоянии шин, ведь Pirelli проводит в Формуле 1 только свой первый сезон?
Чарли Уайтинг: Мы полагаем, что это практически не скажется на шинах, поскольку прижимная сила должна остаться на нормальном уровне, и шины будут загружены. Впрочем, точные данные появятся только после некоторого периода активного использования системы.
Вопрос: Какие еще изменения правил вводятся в 2011-м?
Чарли Уатинг: – Запрет двойных диффузоров
– Запрет аэродинамических воздуховодов
– Более жесткие нагрузочные тесты передних крыльев и передней части днища машины
– Еще один дополнительный шнур, предотвращающий отрыв колеса
– Защитные панели, установленные в монококе, предохраняющие ноги гонщика
– Дополнительный нагрузочный тест в точке, расположенной позади сиденья гонщика
– Коробки передач должны выдерживать не четыре гонки, как раньше, а пять
– Правило «107 процентов» в квалификации.