В Сингапуре руководитель McLaren Мартин Уитмарш говорил с журналистами о недостаточной работе команд и руководства чемпионата по популяризации Формулы 1…
Вопрос: В этом году в McLaren обходится без трений и скандалов: может ли комфортная обстановка помочь команде в борьбе за титул?
Мартин Уитмарш: Надеюсь, что так. К счастью, у нас в команде два гонщика, которые мечтают одолеть друг друга, и действительно отличная атмосфера. В двух прошлых Гран При каждый из них столкнулся с неудачей – две гонки назад Льюис одержал победу, а Дженсон выбыл из борьбы, потом проблемы возникли у Льюиса, но они уважают и учатся друг у друга. У нас настоящий дух конкуренции, ведь гонщики должны мечтать о победе.
Думаю, многим стали скучны события в паддоке. В чемпионате выступают 24 смелых пилота, которые управляют лучшими машинами в мире, и именно об этом нужно говорить. Подобной интриги не было много лет, телевизионная аудитория выросла, не только в Великобритании, но и во всём мире – рост около 7%, хотя в других спортивных событиях часто наблюдается обратная тенденция.
После 14-ти Гран При пятерых пилотов разделяет меньше очков, чем начисляется за победу, и сейчас никто не сможет сказать, как будет развиваться ситуация. Команда, которая добьётся большего, гонщик, который допустит меньше ошибок – эти факторы и станут ключевыми в борьбе за победу.
Между командами сейчас очень позитивные отношения, хотя добиться этого было непросто, ведь у всех свои интересы. Ferrari и McLaren сражаются уже тридцать лет, Red Bull Racing – новые участники этой борьбы, но они тоже очень сильны. Пять гонщиков, из них двое – из нашей команды, сражаются за титул – это удивительно.
Вопрос: Как вам удалось добиться столь гармоничных отношений между пилотами – двумя чемпионами мира?
Мартин Уитмарш: Наш подход – приглашать в команду двух лучших гонщиков, – из числа тех, что нам доступны . В прошлом году я очень серьёзно работал над тем, чтобы снова заполучить Кими Райкконена – я очень его уважаю и сожалею, что сейчас он не выступает в Формуле 1.
Потом у нас появился шанс пригласить Дженсона, который доказал свою зрелость – в конце прошлого сезона у соперников из Red Bull была более быстрая машина, но он соединил прагматичность с агрессивностью и смог выиграть титул. Мы думали о том, чтобы пригласить его в команду, но я почти не знал Баттона. Начало его карьеры было связано с McLaren, но тогда я не имел к этому отношения.
Хочу сказать, что Баттон способствовал повышению командного духа, он – чемпион мира, который твёрдо стоит на земле, он – один из тех, у кого учится Льюис. У Хэмилтона настоящая, природная агрессивность, вероятно, он – один из лучших мастеров обгона, тогда как у Дженсона богатый опыт, и он тоже очень быстр. И их борьба в Турции ещё раз продемонстрировала, насколько серьёзно они хотят выиграть друг у друга.
Вопрос: По субботам гонщики Red Bull Racing вне конкуренции – они завоевали 12 поулов из 14-ти, но в гонках у них шесть побед против пяти у вас. Вы добиваетесь цели, умело используя недостатки соперников?
Мартин Уитмарш: Думаю, здесь несколько факторов. В начале сезона у Red Bull было действительно серьёзное преимущество в квалификации, в гонках мы тоже им уступали, хотя и не так много, но максимально использовали потенциал машины и ошибки соперников.
По ходу сезона, используя большую гибкость антикрыльев, они иногда отрывались очень серьёзно, но в Спа, где мы должны были стартовать с первого ряда, гонщики Ferrari оказались очень быстры. Это очень хорошо для нашего спорта. Мы привезли в Сингапур доработанную машину, наши соперники тоже проделали очень серьёзную работу, и сейчас я не смогу предсказать вам результат квалификации.
Вопрос: Кого из ваших гонщиков вы хотели бы видеть чемпионом мира? Ходят слухи, что вы готовы поставить на Льюиса, ведь он выиграл три гонки против двух побед у Баттона…
Мартин Уитмарш: Скажу абсолютно искренне, у меня нет никаких предпочтений. Я восхищаюсь смелостью Дженсона, который решился подписать контракт с McLaren. Я буду рад, если он станет чемпионом мира.
Я знал Льюиса, когда ему было 11 лет, и нет ничего удивительного в том, что многие говорят о теплоте наших отношений. Я думаю, что у Хэмилтона впереди большая карьера, что он выиграет ещё множество титулов, и я надеюсь – в нашей команде. В этом сезоне я был бы рад победе McLaren, не важно, кому из наших гонщиков она достанется.
Вопрос: Недавно вы назвали этот сезон эпохальным, но и с сожалением говорили о том, что предпринимается недостаточно усилий для продвижения нашего спорта. Нет ли противоречия в этих утверждениях?
Мартин Уитмарш: Команды и гонщики провели фантастический чемпионат. Все Гран При были непредсказуемыми, и победы доставались разным гонщикам. Но, если вы понимаете, насколько уникальны эти пилоты, то должны признать – мы сделали недостаточно для популяризации нашего спорта.
Думаю, мы слишком любим говорить о технических нюансах, о днище машины, о её эффективности, о проблемах спорта, и не выглядим при этом сплоченным коллективом. Часть этой проблемы – в нашем тридцатилетнем противостоянии с Ferrari. Я по-прежнему хочу их обыграть, они ставят такую же цель, но сегодня все мы понимаем, что должны сотрудничать.
Если мы сможем добиться сотрудничества команд, руководства и владельца коммерческих прав, то должны предпринять серьёзные усилия для вхождения на новые рынки. В Европе все знают Формулу 1, но в Китае, Индии и Корее с чемпионатом почти не знакомы, мы должны приехать туда и гоняться, по-настоящему взволновать болельщиков, но этого не происходит. Мы приехали в Китай, на отличную трассу, но скоро первый интерес спал, и стало очевидно, что нам нужно добиваться большего.
Я никого не обвиняю, все мы должны разделить эту вину – мы недостаточно работаем для того, чтобы добиться популяризации этого фантастического спорта.
Вопрос: Формула 1 всегда была спортом настоящих героев, но где сегодня эти герои? Разве чемпион мира не должен быть первым пропагандистом, послом этого спорта?
Мартин Уитмарш: Если вы вспомните чемпионов за последние двадцать или тридцать лет, то, возможно, некоторые из них были слишком большими интровертами для роли посла и слишком безжалостно стремились к цели.
Любопытно, но два последних чемпиона мира выступают в нашей команде. Они молоды, девчонки считают их привлекательными – хотя мне сложно об этом судить – , но это действительно обаятельные и открытые парни, к тому же, они оба британцы. Вероятно, нам стоит этим воспользоваться, но опять же, Формула 1 так и не научилась, никто из нас не научился по-настоящему эффективно продвигать наш спорт. Мне бы хотелось, чтобы мы это умели.
Вопрос: Если один из ваших гонщиков завоюет титул, вы готовы сделать его символом этого спорта?
Мартин Уитмарш: Чемпион мира недолго носит этот статус, начинается новый сезон, и все начинают думать о новом победителе. Период слишком короткий, возможно дело как раз в этом – мы недостаточно акцентируем внимание на том, каким героем является чемпион, а ведь это настоящие герои!