Накануне Гран При Сингапура Дженсон Баттон говорил с журналистами о предстоящем Гран При, интриге сезона и борьбе за титул…
Вопрос: Дженсон, сразу несколько гонщиков претендуют на титул. Что вы сделаете, чтобы отстоять это звание?
Дженсон Баттон: Мое мнение не будет оригинальным – нужно заработать больше очков, чем соперники.
Вопрос: Чем уникальна ситуация, в которой сразу пять гонщиков ведут борьбу за титул?
Дженсон Баттон: Я рад, что я вхожу в эту группу. Пять гонщиков трёх разных команд – это действительно исключительный сезон, кажется, в прошлый раз такое было в конце 80-х. Среди претендентов только один гонщик набрал очки в двух прошлых Гран При – Марк Уэббер, и сейчас он лидирует в чемпионате. Это ещё раз говорит о том, насколько важна стабильность, и в этом компоненте мы должны прибавить в финале чемпионата. Разумеется, мы хотим выиграть титул, и в итоге он достанется только одному, но остальные четверо заслуживают уважения, этот сезон действительно войдёт в историю.
Вопрос: Для вас ситуация складывается иначе, чем год назад, когда на этой стадии вам было достаточно заработать лишь несколько очков для итоговой победы. Сейчас нужно выигрывать у соперников – как вы готовились к предстоящей гонке?
Дженсон Баттон: Знаете, в этом году ситуация более комфортна. Прошлый сезон складывался замечательно, но осенью мне пришлось работать в условиях очень серьёзного прессинга. Я знал, что машина уступает соперникам в скорости, и думал о том, сколько очков можно заработать в той или иной гонке. В такой ситуации нужно соблюдать осторожность, но порой я был слишком осторожен, ведь любая авария могла лишить преимущества.
Сейчас гораздо легче. Да, я должен бороться, должен быть агрессивнее, но это доставляет удовольствие. Кроме того, у меня конкурентоспособная машина. Я добился максимума в Монце, как и в Спа – до того, как сошел с дистанции. Хотелось бы надеяться, что и в Сингапуре смогу выступить успешно. Я получаю удовольствие от работы, атакую на трассе – посмотрим, чем всё закончится.
Вопрос: Гонщики часто говорят, что рассматривают каждую гонку в отдельности, но разве можно не думать о титуле, если у вас есть шанс на победу?
Дженсон Баттон: Я думаю об этом после гонки, когда анализирую ситуацию в чемпионате, но прежде всего сейчас важно справляться со своей работой лучше соперников. Да, я думаю о титуле, но задача – добиться максимума в каждый гоночный уик-энд. Нельзя позволить себе ошибку или аварию, но нужна контролируемая агрессивность – между осторожностью и риском очень тонкий баланс, это всегда весьма интересно.
Вопрос: Вы и Льюис уже выигрывали чемпионат, Марк и Себастьян – ещё нет. Это можно считать преимуществом?
Дженсон Баттон: Чтобы заработать титул, нужно много и серьёзно работать. Марк давно выступает в чемпионате, прошел через множество непростых ситуаций, с одной стороны это хорошо, с другой – может стать источником дополнительного прессинга, если вы скажете себе, что этот шанс может быть последним. Есть определенная вероятность, что это последняя машина, на которой Уэббер может бороться за победу. У меня в прошлом году был похожий опыт.
Вопрос: Что вам нравится в Сингапуре?
Дженсон Баттон: Здесь замечательная атмосфера, в дни Гран При этот город живёт Формулой 1 – во время двух прошлых гонок трибуны были заполнены до отказа. Да, и для гонщиков ситуация уникальна – вы проезжаете круг и замечаете, как по трибунам катится волна вспышек от фотоаппаратов. Трасса весьма интересная, асфальт не везде ровный, поэтому идеальный круг проехать непросто, но можно получить серьёзное преимущество, если вы всё сделали верно.
Вопрос: Трасса в Сингапуре требует большой прижимной силой, а значит, мы снова сможем судить о расстановке сил в чемпионате…
Дженсон Баттон: Да, здесь мы используем большую прижимную силу, чем на двух прошлых трассах. До сих пор в подобной конфигурации машины Red Bull и Ferrari были быстрее, поэтому эта гонка так важна для McLaren – следующие трассы тоже потребуют высокой прижимной силы, и мы поймём, что сможем противопоставить соперникам. Я думаю, что гонщики Red Bull Racing будут очень быстры в этот уик-энд, но, надеюсь, что мы сможем бороться и с ними, и с Ferrari.
Изменился регламент проверки гибкости элементов днища и переднего антикрыла – одним это помешает, другим поможет. Скоро узнаем, каким будет эффект. В любом случае, сейчас у нас более конкурентоспособная машина, чем в Венгрии. В финальной стадии сезона многие сильнейшие команды добились прогресса, Ferrari серьёзно прибавила – они продемонстрировали отличную скорость в Монце, даже если отчасти она объяснялась уникальным аэродинамическим обвесом, подготовленным для домашней трассы. Нас ждёт очень интересный уик-энд.
В прошлые годы асфальт в Сингапуре был неровным, и мы серьёзно поработали над улучшением поведения машины на таких неровностях, над более эффективной атакой поребриков. Удалось добиться прогресса и в аэродинамике – улучшений множество, команда проделала невероятную работу, наши инженеры реализовали всё своё мастерство. Эта работа будет продолжена, и это вселяет оптимизм. Я, Льюис, Гэри Паффет много трудились на симуляторе – пока всё выглядит позитивно, и мы надеемся на хороший результат в этот уик-энд.
Вопрос: Многие считают, что трасса в Сингапуре похожа на Монако и Венгрию, что не подходит вашим машинам…
Дженсон Баттон: Сингапур совсем не похож на Венгрию, хотя обе трассы требуют настройки аэродинамики на высокую прижимную силу. В Венгрии множество среднескоростных поворотов, а здесь есть и медленные, в которых нужно атаковать поребрик, здесь очень важна стабильность и динамика разгона. Да, в Венгрии машины Red Bull были вне конкуренции, но не думаю, что нас ждёт повторение той ситуации. Кроме того, предстоит понять, как на расстановку сил повлияло ужесточение регламента на конструкцию днища и переднего антикрыла.
Вопрос: Достаточно ли качеств вашей машины для победы в чемпионате, или понадобятся другие факторы?
Дженсон Баттон: Победы достанется гонщику, у которого лучшая машина и оптимальная стратегия. Скорость очень важна, и мы надеемся, что в Сингапуре будем так же быстры, как Red Bull и Ferrari. Такова цель на уик-энд.
Вопрос: В McLaren говорят о равноправии гонщиков, значит ли это, что Фелипе Масса может стать источником проблем, отнимая у вас очки в ситуации, когда его команда поддерживает Фернандо Алонсо?
Дженсон Баттон: Да, в Монце я был единственным, у кого он не смог отобрать очки. Можно смотреть на ситуацию и с этой точки зрения, но мы с Льюисом будем бороться до конца, полагаю, это же можно сказать и о гонщиках Red Bull. Всё идёт, как идёт. Сейчас для нас важнее всего добиться максимальной конкурентоспособности от машины. Все гонщики, которые ведут борьбу за титул, очень быстры, у всех есть свои сильные и слабые стороны, но при этом они очень, очень конкурентоспособны. Многое зависит от машин – Ferrari пришлось серьёзно прибавить, прежде чем они смогли требовать от гонщиков хороших результатов.
Вопрос: Но, у Фернандо есть преимущество – напарник не входит в число его соперников…
Дженсон Баттон: Да, это помогает. Фернандо чувствует поддержку со стороны напарника, знает, что он поможет в случае необходимости. Если Фелипе будет достаточно быстр, он сможет отбирать очки у нас или у Red Bull, что неплохо для нас. У Фернандо оптимальная ситуация, но трагедии я в этом не вижу.
Вопрос: Чтобы выиграть титул, в оставшихся пяти гонках важно подниматься на подиум. В связи с этим возрастает значимость квалификации?
Дженсон Баттон: Безусловно. В этом году у меня были как хорошие, так и неудачные квалификации, пока это одно из слабых мест, но я серьёзно работал на симуляторе, искал оптимальный баланс для машины с небольшим количеством топлива. Квалификация очень важна, но не только она, ведь очки начисляются в воскресенье. Победа достанется стабильному гонщику – нужно избежать проблем с надёжностью и постараться финишировать на подиуме, в идеальном случае – опередив остальных четырёх претендентов на титул, а это значит, что нужно побеждать.
Вопрос: Некоторые гонщики использовали в Монце уже восьмой мотор. Этот фактор тоже может сыграть свою роль?
Дженсон Баттон: Не стоит анализировать количество использованных моторов – команды придерживаются разной тактики в этом вопросе. У нас не было серьёзных проблем с двигателями – ни у меня, ни у Льюиса, с этим всё хорошо.
Вопрос: Какие из пяти оставшихся трасс лучше всего подходят McLaren?
Дженсон Баттон: Думаю, мы будем очень быстры в Абу-Даби. А так же в Бразилии, Южной Корее, Сузуке – надеюсь, и в этот уик-энд.