Предыдущий гоночный уик-энд в Абу-Даби вновь сложился неудачно для команды McLaren. Хотя Льюис Хэмилтон завоевал поул-позицию и уверенно лидировал в первой фазе гонки, в очередной раз его подвела машина, и на этом Гран При для британца был закончен.
Руководитель команды Мартин Уитмарш в интервью официальному сайту чемпионата вспоминает удачи и неудачи 2012-го года, переход Хэмилтона в Mercedes и перспективы, связанные с Серхио Пересом, которому предстоят занять место Льюиса.
Вопрос: Какие причины привели к расставанию с Льюисом Хэмилтоном?
Мартин Уитмарш: (глубоко вздохнув) Если ответить просто, то я не знаю. Льюис смог бы ответить намного лучше меня. Если же пуститься в рассуждения, то был целый ряд факторов, но основной, по-моему, заключается в том, что приходит время, когда человек понимает, что пора расстаться с родным гнездом. Думаю, произошло нечто подобное, хотя не обошлось и без целой гаммы различных эмоций. Он был с нами столько лет, что я не вполне понимаю это решение.
Вопрос: Поговаривали, что кроме простого желания «расстаться с родным гнездом» было еще что-то, более существенное. Выступая за McLaren, в 2013-м он мог бы побороться за чемпионский титул, но вряд ли такой шанс будет у него в Mercedes, ведь в следующем сезоне машины изменятся незначительно. В чем же дело?
Мартин Уитмарш: Мы сделали Льюису предложение, причем, полагаю, речь шла о хороших деньгах, какие сейчас не получает ни один гонщик. Следовательно, можно подозревать, что наши соперники и партнеры из Mercedes-Benz предложили ему несколько больше. Это мне неизвестно, однако, думаю, что Льюис принял свое решение. В каком-то смысле я разочарован, однако мы должны двигаться дальше, и это сейчас главное.
Вопрос: Еще три месяца назад вы с уверенностью говорили, что ваши замечательные отношения не закончатся в 2012-м году…
Мартин Уитмарш: Справедливости ради надо заметить, что если бы три месяца назад я сказал, что Льюис может покинуть команду, возможно, обо мне бы написали газеты на первых полосах, но это не входило в сферу наших интересов.
Это вызвало бы серьезный переполох, началась бы нервотрепка. Будем говорить откровенно: пресса пытается развлекать публику, рассказывая о наших ошибках. Представьте, что я бы рассказал о планах Льюиса уйти из команды. Это очень сильно дестабилизировало бы ситуацию и, если честно, я не думал, что он соберется уходить.
Я был удивлен, хотя и не шокирован. Он мне сказал об этом сразу после Сингапура, и я уверен, что Хэмилтон и сам до того момента еще не определился – это было в понедельник или во вторник после Сингапура. Думаю, всегда плохо принимать такие решения сразу после неудачной гонки. Он был уверен, что выиграет, но уик-энд обернулся разочарованием и, как я только что сказал, в такой ситуации не стоит принимать серьезные решения. Но я уважаю позицию Льюиса, хотя считаю, что у нас ему было лучше, поскольку наша команда сильнее. И в следующем году мы собираемся его одолеть!
Вопрос: Хэмилтон говорил о широких возможностях, которые будут ему предоставлены в Mercedes. Что вы об этом думаете?
Мартин Уитмарш: Свое решение надо как-то оправдать. Он же не станет говорить, что ему было предложено больше денег. Также не станет признавать, что совершил ужасную ошибку. Надеюсь, сейчас он думает именно так, и надеюсь, будет об этом думать и в следующем году.
Он сам принял это решение, и ему с этим жить. Мы познакомились, когда Льюису было еще только 11 лет, начали работать с ним, когда он был юным гонщиком, и я знаю, что после Бразилии нас обоих ждет очень эмоциональный момент. У нас уже была пара таких моментов после того, как он принял это решение, и я полагаю, что наши отношения остаются замечательными, однако об этом вы должны спросить у него.
Вопрос: Думаете, он уже пожалел о своем решении?
Мартин Уитмарш: Думаю, периодически такие мысли его посещают. Вероятно, когда вы принимаете некое решение, то должны сказать самому себе: назад дороги нет, надо смотреть вперед. Что сделано, то сделано, и не надо тратить слишком много времени на поиск причин. Вы должны смотреть вперед и извлечь максимум пользы из новой ситуации.
А пока мы вновь хотим выигрывать гонки. У команды боевой настрой, и все наши разговоры посвящены этим темам. Возможно, он абсолютно спокоен и хладнокровен, однако, думаю, в Бразилии, когда придет момент расставания, мы оба испытаем сложные чувства.
Вопрос: В случае с Хэмилтоном в свое время вы сделали ставку на неопытного гонщика и не прогадали. Будет ли так же с Серхио Пересом? Вы любите давать шансы новичкам?
Мартин Уитмарш: Любим. Когда я работал с молодым Микой Хаккиненом, это были одни из самых лучших моментов в моей жизни. Вместе с ним мы выиграли чемпионат. Так же было и с молодым Льюисом, так что я рад, что перед нами вновь открывается подобная перспектива.
Ставка на молодого гонщика сопряжена с риском. Обратите внимание, когда мы пригласили Льюиса, ему было столько же лет, сколько Серхио сейчас. Он был очень молод, неопытен и невероятно талантлив.
Когда Серхио прибудет в Австралию в 2013-м году, где пройдет первая гонка следующего сезона, он сразу почувствует такой прессинг, какой не мог даже представить. Если вы выступаете за Ferrari или McLaren, то к вам приковано больше внимания, чем к гонщикам Red Bull. И уж точно больше, чем к пилотам Mercedes или любой другой команды. В первом же Гран При, если только он не будет стартовать из первых двух рядов и не будет бороться за победу, то сразу почувствует прессинг. Перес еще этого не знает…
Вопрос: А вы сами готовы к такому прессингу, ведь к вам тоже будут вопросы по поводу вашего решения…
Мартин Уитмарш: Конечно, готов. К счастью, или к сожалению, но я намного старше Серхио и привык к подобным ситуациям. (смеется) Я уже не раз читал собственные некрологи и как-нибудь это переживу, так что за себя я не беспокоюсь. Подготовкой Переса мы займемся зимой.
Вопрос: О какой подготовке вы говорите?
Мартин Уитмарш: Ему предстоит провести гораздо меньше времени в Мексике, чем он может себе представить сейчас. (смеется) Он будет работать на симуляторе, общаться с гоночными инженерами, с людьми, которые отвечают за тактику гонок, со всей технической бригадой. Также он станет заметно крепче физически и стройнее, чем сегодня.
Вопрос: Похоже, до Мельбурна ему придется работать круглыми сутками и без выходных…
Мартин Уитмарш: Да, но он этого пока еще не осознал! (смеется) Насколько я могу судить, Серхио по-настоящему талантлив, но очень молод, и с ним еще предстоит много работать. Он толковый парень, и ему свойственна такая приятная черта, как скромность. Но также вы можете почувствовать веру в то, что когда-нибудь он станет чемпионом мира.
Вопрос: Чем он вам интересен в первую очередь? Он действительно настолько талантлив, с его приходом для вас откроются новые рынки, или это гонщик, у которого богатые спонсоры?
Мартин Уитмарш: Могу вас уверить, что он получил место в McLaren, потому что талантлив, потому что у него большой потенциал. Мы верим, что Серхио справится с поставленной задачей. С таким человеком интересно работать, помогать ему реализоваться. Он произвел хорошее впечатление и в год своего дебюта, и тем более в этом году, когда демонстрировал невероятную скорость и несколько раз поднимался на подиум. Он смог этого добиться в ситуации, когда у него была быстрая машина, но не было прессинга. Но в McLaren вы находитесь под постоянным вниманием и чувствуете постоянный прессинг!
И вы или добиваетесь успеха и выживаете, или у вас будут проблемы. Вы спросили меня, уверены ли мы на 100%, что он подойдет нашей команде? Я не могу быть в этом уверен. Возможно, он и подойдет, но, принимая такие решения, вы всегда рискуете. Но мы бы не пошли на этот риск, если бы у нас не было своих особых соображений.
Мы подписали с ним контракт, платим ему очень хорошую зарплату. До сегодняшнего дня у нас нет ни одного мексиканского спонсора, мы не получили из Мексики ни одного песо. Получим ли? Возможно, но мы руководствовались другим. Посмотрим вокруг, какие варианты были возможны? Были Пол ди Реста и Нико Хюлкенберг. Но мы предпочли Серхио Переса.
Мы слишком британская команда, так что немного латиноамериканской крови нам не помешает. (смеется) Результаты Переса не всегда отличались стабильностью, возможно, иногда он был излишне агрессивен, но выступал ярко. Хорошие гонщики всегда найдут возможность атаковать и обязательно ею воспользуются.
Согласен, Пересу повезло, когда он поднялся на подиум, но ведь поднялся же. Он был готов воспользоваться этим шансом, никого не боялся, и Ferrari не понравилось то, что он сделал. Он добился всего за счет своего таланта, и теперь мы сделаем из него профессионального, всесторонне подготовленного гонщика.
Иногда бывает, что гонщик рано достигает своего пика, а затем уже не становится лучше. Но когда ты разговариваешь с Чеко, ты чувствуешь, насколько решительно этот мальчишка настроен. Да, он верит, что лучше всех! Они должны в это верить!
Вопрос: Значит, вам тоже знакомо его прозвище?
Мартин Уитмарш: Да, мы зовем его Чеко. Рон Деннис зовет его Чеко.
Вопрос: Как будут складываться отношения между Дженсоном Баттоном и Серхио, как вы полагаете? Заслужил ли Дженсон такую участь, чтобы ему досаждал мальчишка, который на 10 лет младше?
Мартин Уитмарш: Это будет интересно! Должен признать, что когда я позвонил Дженсону, чтобы сообщить новости, – а он тогда был в Японии – я услышал классический японский ответ. Он сказал: «Да, вы приняли верное решение, я его поддерживаю. Будет интересно, потому что в Пересе есть что-то особенное».
Дженсон – настоящий джентльмен, он очень умен, так что я уже сказал Чеко, чтобы он всему учился у напарника, чтобы наблюдал за его работой. Но когда они прилетят в Австралию, Баттон захочет утвердиться в роли гонщика номер один. Мы уже обсуждали эту тему. И насколько я знаю Серхио, ему захочется одолеть опытного ветерана.
Думаю, они неплохо поладят, но на трассе, разумеется, захотят опередить друг друга. Полагаю, в следующем году нас ждет серьезная борьба.
Вопрос: Титул вы уже упустили, но второе место в Кубке конструкторов завоевать вполне реально…
Мартин Уитмарш: Мы будем бороться до самого финиша Гран При Бразилии, а там будет видно, чего удастся добиться.
Вопрос: Фернандо Алонсо заявил, что он сражается не с Себастьяном Феттелем, а с Эдрианом Ньюи, конструктором машин Red Bull. Когда вы видите, что Red Bull Racing вот-вот завоюет Кубок Конструкторов в третий раз подряд, не жалеете ли, что отпустили Ньюи из McLaren?
Мартин Уитмарш: Думаю, сожаление – непродуктивно. Эдриан – уникальный человек, он наш друг и сейчас работает с фантастической эффективностью, но факт заключается в том, что с тех пор, как он ушел из McLaren, мы выиграли больше гонок, чем он! (смеется)
Да, одолеть его непросто, но у нас тоже работают отличные специалисты. И, безусловно, мы можем добиться более высоких результатов. Мы выступили хуже своих возможностей. Наша машина была быстра на большинстве трасс, но мы не смогли этим воспользоваться, и это расстраивает. Но мы в состоянии работать лучше, что и собираемся доказать.
Вопрос: После того, как закончилась европейская фаза сезона, удача отвернулась от McLaren. Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась?
Мартин Уитмарш: Да, в нескольких последних гонках мы выступили неважно. Не лучшим образом обстояли дела с надежностью техники, а если говорить о шинах, то нам не удавалось добиться эффективной работы мягкой резины. Если честно, на пару предыдущих гонок мы привозили недостаточно технических новинок. Так что техническому директору Падди Лоу и его инженерам придется напрячься: мы должны найти резервы скорости. Но параллельно идет работа над машиной следующего года.
Вопрос: После разочарования, которое постигло вас в Абу-Даби, когда Хэмилтону пришлось сойти с дистанции из-за проблем с давлением топлива, какая концовка сезона могла бы вас несколько утешить?
Мартин Уитмарш: Было бы идеально завершить сезон двумя победными дублями в двух последних гонках, если бы у наших соперников возникли какие-то сложности. Мы стремимся к победам, стараемся их добиться. В этом году мы выиграли пять гонок, и до конца года мне бы хотелось увеличить этот счет.